Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Бюджетный учет, N 4, 2010М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отделаФинансово-казначейского управления Зеленоградскогоадминистративногоокруга Департамента финансов города Москвы

Действующеезаконодательство возлагает на плечи руководителя бюджетногоучреждения право выбора метода ведения учета, одним из которыхявляется передача функций централизованной бухгалтерии.

В чемпринципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичныенарушения, выявляемые контролирующими органами при проверкахцентрализованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу?На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в даннойстатье.

Косновным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельностьцентрализованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон “О бухгалтерском учете”.

Согласно статье162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетныхсредств является ведение бюджетного учета либо передача наосновании соглашения этого полномочия иному государственному(муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Согласно пункту 2статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ “О бухгалтерскомучете” (далее – Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могутпередать на договорных началах ведение бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерии.

Согласно пункту 5статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях,занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положениямиглавы 25Налогового кодекса.

Декларации по налогу представляютсяцентрализованными бухгалтериями в налоговые органы по местунахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленномНалоговым кодексом.

Следует обратить вниманиена то, что действующая нормативная база в области организации иведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы одеятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало.

В связис чем возникают трудности как в работе самих централизованныхбухгалтерий, так и при их проверках.

Напомним, чтоцентрализованные бухгалтерии были созданы как специализированныеструктурные подразделения при органах государственной власти иорганах местного самоуправления, главных распорядителях ираспорядителях бюджетных средств.

В настоящее время большинствоцентрализованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, своюпечать, бланки и имущество. Таким образом, вопрос оцентрализованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.

Основными документами,определяющими особенности функционирования централизованныхбухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органаисполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления о создании ГУ “Централизованная бухгалтерия”, атакже уставы этих учреждений.

Кроме того, каждаяцентрализованная бухгалтерия издает локальные акты,регламентирующие ее деятельность:

-приказы и распоряжения руководителя;

-коллективный договор;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положение о премировании;

-положение о предоставлении дополнительных платных услуг;

-приказ об учетной политике.

Основная функцияцентрализованных бухгалтерий – осуществление бухгалтерского учетапо отдельным статьям расходов государственных учреждений,принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров сэтими учреждениями о централизации расходов. Прикреплениегосударственных учреждений к централизованным бухгалтериямнаходится в компетенции отраслевых департаментов.

При этомпланирование и учет расходов бюджета и средств отпредпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетныхучреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджетапроизводится с единого лицевого счета по сводной сметецентрализованной бухгалтерии.

Централизованныебухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению сметрасходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходови осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, засостоянием расчетов, сохранностью денежных средств итоварно-материальных ценностей, за правильным и экономнымрасходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное исвоевременное составление периодической и годовой отчетности обисполнении бюджета.

При централизованномучете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются правараспорядителей бюджетных средств. При этом они:

-заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;

-получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другиенужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;

-заключают трудовые соглашения;

-разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренныхсметой;

-расходуют в соответствии с установленными нормами материалы,продукты питания и другие материальные ценности на нуждыучреждения;

-подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег,товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовыеотчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядкепришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;

-получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки исведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы,относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Функции централизованной бухгалтерии

Органами исполнительнойвласти субъекта, органами местного самоуправления может бытьустановлена различная степень централизации бюджетного учета длякаждого конкретного учреждения (рис.1).

Рисунок 1

Взависимости от выбранного способа централизованные бухгалтериивыполняют различные функции. Так, в случае с полной централизациейв обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатныхрасписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы несоздаются.

Первичные учетные документы по движению материальныхзапасов и других нефинансовых активов исполняются материальноответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов ирасходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии наосновании данных, представленных руководителями учреждений илиструктурных подразделений.

При этом право подписи заявлений навыдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовыхотчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачузаработной платы сохраняется за руководителями учреждений.

Такаяформа централизации в настоящий момент является одной из самыхпопулярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы(как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.

Второй по популярностиформой централизации является передача части функций по ведениюбюджетного учета централизованным бухгалтериям.

Например, расчеты споставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ,оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондамипо налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписанияучреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которыхвходит подготовка не только первичной документации, но ибухгалтерских документов, служащих основанием для производстварасчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетныхведомостей документов, служащих основанием для списания стоимостииспользованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованнойбухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильностисоставления представленных документов, обоснованности применяемыхцен и тарифов, контроля за соблюдением установленногозаконодательными и нормативными актами порядка использованиябюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке(включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а такжесоставление налоговой отчетности производятся централизованнойбухгалтерией.

Внекоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальныеполномочия по ведению бюджетного учета, а централизованныебухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимыхпо отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано сситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иныхнефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний видцентрализации представляет собой ведение бюджетного учетаучреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерскойотчетности органами исполнительной власти (органами местногосамоуправления) поручено централизованной бухгалтерии. Такойвариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетныхсредств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие своибухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность вотраслевые централизованные бухгалтерии для составления своднойотчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильностиведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры набухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдениядоговорных условий. В договорах на обслуживание, как правило,определена степень централизации, основные задачи централизованнойбухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизорчерпает основную информацию об объекте проверки.

Кроме функций,прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует правопервой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключаядоговор, может оставить за собой право первой подписи лишь поприносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера илибухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного заобслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранногоспособа централизации.

Вторым моментом, накоторый обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическимруководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политикаимеет большое значение и для внешних пользователей. В частности,при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способыучета, закрепленные в ней. Четко и грамотно сформированная учетнаяполитика считается показателем высокой бухгалтерскойквалификации.

Государственная учетнаяполитика реализуется через Инструкциюпо бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008года N 148н (далее – Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет вучреждениях осуществляется также в соответствии с ЗакономN 129-ФЗ.

Пункт 3статьи 5 его гласит, что организации, руководствуясьзаконодательством о бухгалтерском учете, нормативными актамиорганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируютсвою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и другихособенностей деятельности.

На основании этих положений бюджетныеучреждения при наличии особенности в деятельности могут формироватьсвою учетную политику. При этом ответственность за формированиеучетной политики, ведение бюджетного учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несетглавный бухгалтер учреждения (п.2 ст.7Закона N 129-ФЗ).

При необходимостибюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику наосновании статьи 6Закона N 129-ФЗ и статьи313 Налогового кодекса.

При наличии в учреждении учетнойполитики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятийправильность ее составления и утверждения в соответствии сзаконодательством:

-невнесение изменений в учетную политику;

-отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятсяинвентарные номера;

-отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля захозяйственными операциями.

Особенностьфункционирования централизованных бухгалтерий заключается всложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений.Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важноопределить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями. Всвязи с этим важным документом является график документооборота,при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинствонарушений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902213858

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: