Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Содержание
  1. Бухгалтерская служба на предприятии: правовая основа, задачи, структура
  2. Положение о бухгалтерской службе
  3. Задачи и основные функции бухгалтерской службы
  4. Организационная структура бухгалтерской службы
  5. Типовое положение о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных организаций (утратило силу на основании приказа Минфина России от 17.01.2012 N 5н), Письмо Минфина СССР от 25 марта 1971 года №56
  6. I. Общие положения
  7. II. Структура централизованных бухгалтерий
  8. III. Обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и руководителей учетно-контрольных групп (контролеров)
  9. IV. Взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми предприятиями и организациями
  10. Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года
  11. Функции централизованной бухгалтерии
  12. Основополагающие документы

Бухгалтерская служба на предприятии: правовая основа, задачи, структура

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Федеральный закон №402ФЗ «О бухгалтерском учете» предполагает, что все организации независимо от форм собственности, находящиеся на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет.

Форма ведения учета определена законодательством РФ и зависит от того осуществляется ли хозяйственная деятельность с образованием юридического лица, либо нет.

В любом случае ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель.

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации. Законом о бухгалтерском учете предусмотрены следующие варианты организации ведения бухгалтерского учета на предприятии:

  • Осуществлять учетную функцию самостоятельно (на практике данный вариант используется редко);
  • На основе договорных отношений по оказанию услуг передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации, специалисту в единственном числе – на основе гражданско-правового договора (чаще всего к данному варианту прибегают индивидуальные предприниматели);
  • Открыть штатную единицу бухгалтера;
  • Ввести в организационную структуру предприятия подразделение «Бухгалтерия» во главе с главным бухгалтером.

Руководитель вправе изменит форму организации бухгалтерской службы, при этом необходимо соответствующим приказом внести изменения в учетную политику.

Кроме того, если бухгалтерская служба на предприятии выделена в отдельное структурное подразделение, то учетная политика должна содержать в себе схему его структурного строения.

Это характерно в основном для крупных предприятий, имеющих в своем составе разветвленную структуру подразделений (основное производство, вспомогательное производство, обслуживающие производства и др.).

Варианты организации бухгалтерской службы также зависят от распределения учетных функций на предприятии. Выделяют централизованные и децентрализованные варианты организации бухгалтерского дела.

Централизованный вариант организации учетного процесса подразумевает, что в производственных подразделениях формируются первичные и сводные документы, а в бухгалтерии ведется аналитический и синтетический учет.

Децентрализация подразумевает сосредоточение бухгалтерских работников на производственных участках, где ведется аналитический и синтетический учет. Головная бухгалтерия при этом занимается составлением и консолидацией отчетности, осуществляет контрольную функцию.

Положение о бухгалтерской службе

Одной из унифицированных форм организационно-распорядительной документации является «Положение о бухгалтерской службе». Данный документ определяет основные цели структурного подразделения, задачи, функции, порядок осуществления учетного процесса.

Структура данного документа представлена на схеме. Каждый из разделов данного документа детально разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается приказом директора. Рассмотрим более подробно содержание каждого раздела.

Раздел «Общие положения» содержит в себе общие сведения о структурном подразделении, отражает выбранную форму ведения учета, нормативную документацию на которую опираются работники бухгалтерии при осуществлении учетной функции. В зависимости от размера организации и объема выполняемых работ определяется численный состав бухгалтерии.

Раздел «Цели и задачи» своим названием определяет содержание. Он подробно раскрывает основные цели структурного подразделения и перечисляет стоящие перед ним задачи.

Раздел «Функции» содержит в себе перечень возлагаемых на бухгалтерию функций, исходя из которых формируются должностные инструкции сотрудников бухгалтерии.

«Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» — раздел который содержит в себе должностные инструкции руководящего состава бухгалтерии, сформированных на основе норм Федерального закона о бухгалтерском учете.

Раздел «Взаимоотношения, служебные связи» раскрывает внутренние и внешние связи аппарата бухгалтерии.

Раздел «Организация работы» раскрывает правила внутреннего трудового распорядка структурного подразделения. В случае если организация попадает под перечень хозяйствующих субъектов, которые подлежат обязательному аудиту, об этом также вносится соответствующая информация.

Соответственно можно говорить о том, что данный документ является многопрофильным и четко определяет построение бухгалтерского учета на предприятии.

Задачи и основные функции бухгалтерской службы

Задачи, возложенные на бухгалтерскую службу, напрямую вытекают из задач бухгалтерского учета определенных Федеральным законом.

Задачи бухгалтерской службы:

  • Формирование достоверной и полной информации о деятельности организации и протекающих хозяйственных процессах как для внутренних, так и для внешних пользователей, составление отчетности;
  • Предотвращения отрицательных финансовых результатов деятельности организации;
  • Своевременное осуществление платежей по обязательствам;
  • Эффективное использование ресурсов предприятия для достижения тактических и стратегических целей;
  • Организация внутренних связей бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями;
  • и другие.

Определенные формы решения задач, стоящих перед бухгалтерской службой раскрыты в учетной политике: финансовая политика, налоговая политика, график документооборота, способ начисления амортизации и иные аспекты.

Данные задачи определяют функции, возлагаемые на бухгалтерскую службу:

  1. Учетная функция. Непрерывное ведение бухгалтерского учета, фиксирование всех хозяйственных операций, происходящих на предприятии и хозяйственных процессов. Данная функция является основной и обеспечивает необходимой информацией внутренних и внешних пользователей.
  2. Контрольная функция. Осуществление контроля за сохранностью имущества предприятия, за своевременным проведением инвентаризации, за соблюдением сроков предоставления отчетности, за правильным ведением расчетов и т.д.
  3. Организационная функция. Организация документооборота и обмена учетной информацией между подразделениями организации.
  4. Аналитическая функция. Систематический анализ учетной информации для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Организационная структура бухгалтерской службы

Под структурой управления в организации понимается система функциональных служб и подразделений взаимосвязанных между собой с целью принятия управленческих решений. Немаловажную роль в организационной структуре предприятия играет бухгалтерская служба.

Понятийная справка!

Бухгалтерская служба – это структурное подразделение, осуществляющее функции сбора, обработки и систематизации учетной информации в форме бухгалтерских документов и отчетности с целью информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

В настоящее время существует три основных типа организационной структуры бухгалтерской службы:

  1. Линейная (иерархическая);
  2. Вертикальная (линейно-штабная);
  3. Функциональная (комбинированная).

Линейная (иерархическая) организационная структура приемлема для небольших организаций и предполагает, что работники бухгалтерии получают задания от главного бухгалтера и напрямую подчиняются ему.

Вертикальная (линейно-штабная) организационная структура подразумевает создание промежуточных звеньев управления, возглавляемых ведущими бухгалтерами.

Работники бухгалтерии получают задания непосредственно от ведущих бухгалтеров и отчитываются перед ними, а те в свою очередь перед главным бухгалтером.

При данной структуре в бухгалтерии могут создаваться отделы: расчетный, материальный, производственный и т д. Такая структура характерна в основном для средних и крупных предприятий.

Функциональная (комбинированная) организационная структура характерна созданием по отдельным участкам учетной работы специальных структурных подразделений, которые выполняют определенный конечный этап работ бухгалтерии.

Права главного бухгалтера при этом возлагаются на руководителей данных подразделений в пределах их компетенции.

Такая структура применяется на крупных предприятиях, на которых созданы центры ответственности на основе внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

Эффективное функционирование любого типа организационной структуры возможно лишь при хорошо налаженных взаимоотношениях внутри службы и с другими структурными подразделениями.

Для большинства предприятий характерно создание двух учетных подразделений: финансовая бухгалтерия и управленческая бухгалтерия.

Финансовая бухгалтерия – решает вопросы учета с целью составления финансовой отчетности регламентированной законодательством. Работники финансовой бухгалтерии осуществляют работу по определению финансового и имущественного положения организации, занимаются оценкой статей актива и пассива баланса и определением финансового результата.

Управленческая бухгалтерия – формирование оперативной отчетности, необходимой для принятия управленческих решений. Управленческая отчетность является коммерческой тайной и необходима для внутренних пользователей.

Источник: https://buhbook.net/buhgalterskij-uchet/finansovyiy-uchet/buhgalterskaya-sluzhba-na-predpriyatii-pravovaya-osnova-zadachi-struktura/

Типовое положение о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных организаций (утратило силу на основании приказа Минфина России от 17.01.2012 N 5н), Письмо Минфина СССР от 25 марта 1971 года №56

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

УТВЕРЖДЕНО Министерством финансов СССР

от 25 марта 1971 года N 56

____________________________________________________________________Утратило силу на основании

приказа Минфина России от 17 января 2012 года N 5н

____________________________________________________________________

I. Общие положения

1. Централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета в народном хозяйстве.

Они призваны обеспечить дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета, усиления контроля, а также удешевления учетных работ.

2.

Централизованные бухгалтерии организуются по решению министерств, ведомств, областных, краевых, окружных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся для централизованного ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подведомственных, как правило, однородных предприятий и хозяйственных организаций, имеющих небольшой объем учетных работ. При этом существующие самостоятельные бухгалтерии на указанных предприятиях и в организациях упраздняются.

Перечень предприятий и хозяйственных организаций, для которых целесообразно создание централизованных бухгалтерий, устанавливается министерством, ведомством, исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся.

С разрешения министерств и ведомств при наличии соответствующих условий (общее руководство, территориальная близость, налаженная связь и др.) централизованные бухгалтерии могут создаваться для однородных предприятий и хозяйственных организаций.

3. Централизованные бухгалтерии создаются как самостоятельные структурные единицы соответственно при главном управлении министерства (ведомства), тресте, торге, комбинате или другом хозяйственном объединении, при управлении (отделе) исполкома Совета депутатов трудящихся.

4.

Централизованный бухгалтерский учет хозяйственной деятельности предприятий и организаций может быть возложен на бухгалтерию вышестоящей организации – главного управления министерства (ведомства), треста, торга, комбината или другого хозяйственного объединения, управления (отдела) исполкома Совета депутатов трудящихся, которая преобразуется для подведомственных предприятий и организаций в централизованную бухгалтерию. В этом случае централизованная бухгалтерия одновременно выполняет функции бухгалтерии вышестоящей организации.

5. При организации централизованных бухгалтерий обеспечивается сохранение хозяйственного расчета и хозяйственной самостоятельности на обслуживаемых предприятиях и в организациях.

6. С разрешения министерств, ведомств, областных и краевых исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся могут быть закрыты расчетные счета предприятий и хозяйственных организаций, обслуживаемых централизованными бухгалтериями. В этом случае все финансово-расчетные операции производятся через расчетные счета вышестоящих организаций.

II. Структура централизованных бухгалтерий

7.

Штаты централизованных бухгалтерий утверждаются в зависимости от объема и сложности учетно-отчетных работ на предприятиях и в хозяйственных организациях, учетно-контрольные функции которых возложены на централизованные бухгалтерии, условий и уровня механизации этих работ, министерством, ведомством, краевым, областным, окружным, городским и районным исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся или соответствующими другими органами, которым предоставлено право утверждать штаты.

8. В составе централизованных бухгалтерий, в необходимых случаях, создаются отделы либо сектора или группы, организуемые по функциональному признаку, а также выделяются учетно-контрольные группы (контролеры).

9. Механизированная обработка учетно-отчетной документации производится машиносчетной установкой (вычислительным центром, машиносчетной станцией, машиносчетным бюро) централизованной бухгалтерии или машиносчетными установками системы ЦСУ СССР, предприятий и организаций – на договорных началах.

10. Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами.

В тех случаях, когда централизованные бухгалтерии организуются на базе бухгалтерий вышестоящих организаций (комбинатов, трестов, торгов и т.п.

), главные бухгалтеры этих организаций становятся главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий, являясь одновременно и главными бухгалтерами вышестоящих организаций.

Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий назначаются и увольняются органами управления, вышестоящими по отношению к тем организациям, при которых (в составе которых) созданы централизованные бухгалтерии, по представлению руководителей этих организаций.

Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий подчиняются непосредственно руководителям организаций, при которых созданы централизованные бухгалтерии, а в отношении вопросов организации, порядка и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – главным бухгалтерам этих организаций.

В тех случаях, когда централизованные бухгалтерии созданы на базе бухгалтерий вышестоящих организаций, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий в отношении вопросов организации, порядка и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности подчиняются главным бухгалтерам вышестоящих по отношению к ним организаций.

11.

В зависимости от объема учетных работ на предприятиях и в организациях для осуществления предварительного контроля, оформления и сбора учетно-отчетной документации, непосредственно на предприятиях и в организациях из состава централизованных бухгалтерий могут быть выделены учетно-контрольные группы или отдельные работники (контролеры) на правах руководителей учетно-контрольных групп с местонахождением на предприятиях и в организациях. Учетно-контрольные группы и контролеры находятся в штате централизованных бухгалтерий и подчиняются их главным бухгалтерам.

12.

Руководители групп (контролеры) назначаются и увольняются руководителями организаций, при (в составе) которых созданы централизованные бухгалтерии, по представлению главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий с согласия руководителей предприятий и организаций, где выполняют свои обязанности руководители групп (контролеры). Остальные работники учетно-контрольных групп назначаются в общеустановленном порядке. На предприятиях со значительным объемом учетной работы руководители учетно-контрольных групп, в необходимых случаях, назначаются на должность заместителей главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий.

13.

В тех случаях, когда из-за небольшого объема учетных работ нецелесообразно иметь на предприятиях и в организациях учетно-контрольные группы (контролеры), обязанности по сбору, оформлению и передаче в централизованные бухгалтерии документов и других материалов могут быть поручены другим работникам централизованных бухгалтерий или возложены руководителями предприятий на соответствующих должностных лиц. В необходимых случаях учетно-контрольные группы могут быть созданы (назначены контролеры) для обслуживания двух или нескольких предприятий и организаций.

14.

Централизованные бухгалтерии, созданные как самостоятельные единицы при вышестоящих хозяйственных организациях, имеют бухгалтерские балансы, расчетные счета в банке, сметы расходов на содержание и печати.

Главные бухгалтера таких централизованных бухгалтерий пользуются правами первой подписи на банковских и кассовых документах, относящихся к исполнению смет по содержанию централизованных бухгалтерий.

15. Расходы на содержание централизованных бухгалтерий производятся за счет отчислений предприятий и организаций, учетно-отчетные функции которых возложены на централизованные бухгалтерии. Сметы и размер отчислений на содержание централизованных бухгалтерий утверждаются руководителями вышестоящих организаций.

Централизованные бухгалтерии, выполняющие одновременно функции бухгалтерий вышестоящих организаций, являются структурной частью этих организаций, имеют единые с ними бухгалтерские балансы, а также общие сметы на их содержание, в том числе за счет передачи части смет расходов обслуживаемых предприятий и организаций.

16. Банковские, кассовые и другие документы, относящиеся к хозяйственной деятельности обслуживаемых предприятий и организаций, при наличии у них расчетных счетов, подписываются руководителями предприятий (организаций) и учетно-контрольных групп (контролерами).

17.

В тех случаях, когда в установленном порядке расчетные счета предприятий и хозяйственных организаций, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, закрываются, документы по расчетам через банк, относящиеся к хозяйственной деятельности, подписываются руководителями организаций, в составе которых созданы централизованные бухгалтерии, и главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий. В необходимых случаях может быть установлен порядок, по которому на указанных документах ставится разрешительная надпись руководителей соответствующих предприятий.

Все другие документы, относящиеся к хозяйственной деятельности предприятий и организаций, подписываются руководителями предприятий и руководителями учетно-контрольных групп (контролерами).

III. Обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и руководителей учетно-контрольных групп (контролеров)

18. Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий в своей деятельности руководствуются Положением о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 года N 923.

В соответствии с этим Положением они, в частности, обеспечивают на каждом предприятии (организации), учетно-отчетные функции которых возложены на централизованные бухгалтерии, рациональную организацию документооборота, правильную постановку и достоверность бухгалтерского учета, контроль за сохранностью социалистической собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, осуществляют экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности (совместно с другими службами предприятий) по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов и выполняют другие обязанности, установленные Положением о главных (старших) бухгалтерах.

Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий пользуются правами, предусмотренными Положением о главных (старших) бухгалтерах, по отношению к каждому предприятию (организации), учетно-отчетные функции которых на них возложены.

19. Руководители учетно-контрольных групп, а также другие работники этих групп осуществляют возложенную на них работу на основании положений и инструкций о служебных обязанностях, утверждаемых главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий, исходя из Положения о главных (старших) бухгалтерах.

IV. Взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми предприятиями и организациями

20. Предприятия и организации обеспечивают правильное оформление установленной документацией хозяйственных операций, совершаемых с денежными средствами, товарно-материальными ценностями, основными фондами и др.

, проводят совместно с учетно-контрольными группами (контролерами) или другими работниками централизованных бухгалтерий в установленные сроки инвентаризации указанных средств хозяйства, несут полную ответственность за достоверность данных, отражаемых в учетно-отчетной документации.

Предприятия и организации обязаны своевременно обеспечивать централизованные бухгалтерии необходимыми для бухгалтерского учета и контроля документами, приказами, а также договорами и соглашениями, копиями планов и смет, нормативами и другими материалами.

21. Если функции по финансовому планированию и финансовой работе до централизации учета выполнялись бухгалтериями предприятий и организаций, то рекомендуется после централизации также их сохранить за бухгалтериями.

22. Централизованные бухгалтерии обязаны своевременно представлять обслуживаемым предприятиям и организациям вытекающие из учетно-отчетной документации данные, необходимые для руководства финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, включая установленную отчетность.

23. Объем и сроки получения централизованными бухгалтериями от предприятий и организаций документов и других материалов, а также представления централизованными бухгалтериями предприятиям и организациям данных учета и отчетности устанавливаются графиками, утверждаемыми руководителями предприятий и организаций и главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий.

24.

Месячные, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы или другая заменяющая их отчетность, утвержденная в установленном порядке, составляемая централизованными бухгалтериями по обслуживаемым предприятиям и организациям для представления в адреса, предусмотренные Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, подписываются руководителями предприятий и организаций и руководителями учетно-контрольных групп (контролерами) или главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий, когда на предприятиях нет учетно-контрольных групп (контролеров).

25. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, а также ревизии централизованных бухгалтерий производятся вышестоящими организациями, при которых они созданы.

В случаях, когда централизованные бухгалтерии организованы на базе вышестоящих организаций, ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, а также централизованных бухгалтерий производит вышестоящая по отношению к ним организация.

26. Разногласия между главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий и руководителями предприятий и организации разрешаются вышестоящей организацией.

Текст документа сверен по:”Бюджетные организации. Экономика и учет”,

N 8, 2003 год

Источник: http://rdocs3.kodeks.ru/document/901876972

Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Бюджетный учет, N 4, 2010М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отделаФинансово-казначейского управления Зеленоградскогоадминистративногоокруга Департамента финансов города Москвы

Действующеезаконодательство возлагает на плечи руководителя бюджетногоучреждения право выбора метода ведения учета, одним из которыхявляется передача функций централизованной бухгалтерии.

В чемпринципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичныенарушения, выявляемые контролирующими органами при проверкахцентрализованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу?На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в даннойстатье.

Косновным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельностьцентрализованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон “О бухгалтерском учете”.

Согласно статье162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетныхсредств является ведение бюджетного учета либо передача наосновании соглашения этого полномочия иному государственному(муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Согласно пункту 2статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ “О бухгалтерскомучете” (далее – Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могутпередать на договорных началах ведение бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерии.

Согласно пункту 5статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях,занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положениямиглавы 25Налогового кодекса.

Декларации по налогу представляютсяцентрализованными бухгалтериями в налоговые органы по местунахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленномНалоговым кодексом.

Следует обратить вниманиена то, что действующая нормативная база в области организации иведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы одеятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало.

В связис чем возникают трудности как в работе самих централизованныхбухгалтерий, так и при их проверках.

Напомним, чтоцентрализованные бухгалтерии были созданы как специализированныеструктурные подразделения при органах государственной власти иорганах местного самоуправления, главных распорядителях ираспорядителях бюджетных средств.

В настоящее время большинствоцентрализованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, своюпечать, бланки и имущество. Таким образом, вопрос оцентрализованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.

Основными документами,определяющими особенности функционирования централизованныхбухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органаисполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления о создании ГУ “Централизованная бухгалтерия”, атакже уставы этих учреждений.

Кроме того, каждаяцентрализованная бухгалтерия издает локальные акты,регламентирующие ее деятельность:

-приказы и распоряжения руководителя;

-коллективный договор;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положение о премировании;

-положение о предоставлении дополнительных платных услуг;

-приказ об учетной политике.

Основная функцияцентрализованных бухгалтерий – осуществление бухгалтерского учетапо отдельным статьям расходов государственных учреждений,принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров сэтими учреждениями о централизации расходов. Прикреплениегосударственных учреждений к централизованным бухгалтериямнаходится в компетенции отраслевых департаментов.

При этомпланирование и учет расходов бюджета и средств отпредпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетныхучреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджетапроизводится с единого лицевого счета по сводной сметецентрализованной бухгалтерии.

Централизованныебухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению сметрасходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходови осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, засостоянием расчетов, сохранностью денежных средств итоварно-материальных ценностей, за правильным и экономнымрасходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное исвоевременное составление периодической и годовой отчетности обисполнении бюджета.

При централизованномучете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются правараспорядителей бюджетных средств. При этом они:

-заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;

-получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другиенужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;

-заключают трудовые соглашения;

-разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренныхсметой;

-расходуют в соответствии с установленными нормами материалы,продукты питания и другие материальные ценности на нуждыучреждения;

-подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег,товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовыеотчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядкепришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;

-получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки исведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы,относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Функции централизованной бухгалтерии

Органами исполнительнойвласти субъекта, органами местного самоуправления может бытьустановлена различная степень централизации бюджетного учета длякаждого конкретного учреждения (рис.1).

Рисунок 1

Взависимости от выбранного способа централизованные бухгалтериивыполняют различные функции. Так, в случае с полной централизациейв обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатныхрасписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы несоздаются.

Первичные учетные документы по движению материальныхзапасов и других нефинансовых активов исполняются материальноответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов ирасходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии наосновании данных, представленных руководителями учреждений илиструктурных подразделений.

При этом право подписи заявлений навыдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовыхотчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачузаработной платы сохраняется за руководителями учреждений.

Такаяформа централизации в настоящий момент является одной из самыхпопулярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы(как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.

Второй по популярностиформой централизации является передача части функций по ведениюбюджетного учета централизованным бухгалтериям.

Например, расчеты споставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ,оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондамипо налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписанияучреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которыхвходит подготовка не только первичной документации, но ибухгалтерских документов, служащих основанием для производстварасчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетныхведомостей документов, служащих основанием для списания стоимостииспользованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованнойбухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильностисоставления представленных документов, обоснованности применяемыхцен и тарифов, контроля за соблюдением установленногозаконодательными и нормативными актами порядка использованиябюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке(включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а такжесоставление налоговой отчетности производятся централизованнойбухгалтерией.

Внекоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальныеполномочия по ведению бюджетного учета, а централизованныебухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимыхпо отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано сситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иныхнефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний видцентрализации представляет собой ведение бюджетного учетаучреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерскойотчетности органами исполнительной власти (органами местногосамоуправления) поручено централизованной бухгалтерии. Такойвариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетныхсредств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие своибухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность вотраслевые централизованные бухгалтерии для составления своднойотчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильностиведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры набухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдениядоговорных условий. В договорах на обслуживание, как правило,определена степень централизации, основные задачи централизованнойбухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизорчерпает основную информацию об объекте проверки.

Кроме функций,прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует правопервой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключаядоговор, может оставить за собой право первой подписи лишь поприносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера илибухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного заобслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранногоспособа централизации.

Вторым моментом, накоторый обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическимруководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политикаимеет большое значение и для внешних пользователей. В частности,при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способыучета, закрепленные в ней. Четко и грамотно сформированная учетнаяполитика считается показателем высокой бухгалтерскойквалификации.

Государственная учетнаяполитика реализуется через Инструкциюпо бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008года N 148н (далее – Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет вучреждениях осуществляется также в соответствии с ЗакономN 129-ФЗ.

Пункт 3статьи 5 его гласит, что организации, руководствуясьзаконодательством о бухгалтерском учете, нормативными актамиорганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируютсвою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и другихособенностей деятельности.

На основании этих положений бюджетныеучреждения при наличии особенности в деятельности могут формироватьсвою учетную политику. При этом ответственность за формированиеучетной политики, ведение бюджетного учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несетглавный бухгалтер учреждения (п.2 ст.7Закона N 129-ФЗ).

При необходимостибюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику наосновании статьи 6Закона N 129-ФЗ и статьи313 Налогового кодекса.

При наличии в учреждении учетнойполитики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятийправильность ее составления и утверждения в соответствии сзаконодательством:

-невнесение изменений в учетную политику;

-отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятсяинвентарные номера;

-отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля захозяйственными операциями.

Особенностьфункционирования централизованных бухгалтерий заключается всложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений.Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важноопределить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями. Всвязи с этим важным документом является график документооборота,при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинствонарушений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902213858

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: