Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

Содержание
  1. Этнические стереотипы: примеры, функции, виды
  2. Общая информация
  3. Стереотипы на заре истории
  4. Классификация
  5. Как происходит процесс формирования
  6. Этническая картина мира
  7. Этническая толерантность
  8. Межнациональное общение
  9. Заключение
  10. Психология предрассудка: Игорь Кон об истоках этнических стереотипов
  11. Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений (1966 г.)
  12. Предубеждение, установка, стереотип
  13. Предрассудки – откуда берутся и как с ними бороться?
  14. Предрассудки – что это?
  15. Предрассудки и их психологические источники
  16. Чем отличаются предрассудки от стереотипов?
  17. Какие бывают предрассудки?
  18. Социальные предрассудки
  19. Гендерные предрассудки
  20. Расовые предрассудки
  21. Бытовые предрассудки
  22. Возрастные предрассудки
  23. Сексуальные предрассудки
  24. Политические предрассудки
  25. Культурные предрассудки
  26. Психология – как бороться с предрассудками?
  27. Природа и власть гендерных предрассудков
  28.  Происхождение предрассудков
  29. Гендерные предрассудки
  30. Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии
  31. Основное содержание работы.
  32. Результаты, выводы.

Этнические стереотипы: примеры, функции, виды

Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

В межрасовых, равно как и в межгрупповых отношениях, важную роль играют этнические стереотипы. Они представляют собой упрощенные образы индивидуумов, которые имеют высокую степень согласованности.

Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никогда не является следствием опыта. Обычно их получают из вторичных источников, глядя на родителей, друзей, бабушек, дедушек и так далее.

Плюс ко всему, это происходит задолго до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности.

Общая информация

Впервые о таком элементе, как этнические стереотипы поведения, заговорили в 1922 году. Сделал это популярный американский журналист, проводивший собственное расследование. Он сообщил, что образование стереотипов является естественной вещью, которая только играет на руку человеку.

Во-первых, когда люди вступают в контакт со сложным социальным объектом, которого они до этого не видели, то попросту не знают, как себя надо вести. И в этом случае им помогут «картинки мира», которые находятся в головах и мыслях, передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, с помощью стереотипов каждый человек сможет себя оправдать, защитить. Следовательно, его позиции, права и ценности всегда будут иметь определенный вес.

Таким образом, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохранить при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. Соответственно, если речь идет об этнических предубеждениях, то люди смогут нормально себя чувствовать в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется.

Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, множество сформировавшихся в детстве стереотипов поменять будет невозможно (за редким исключением). Вероятно, именно поэтому человечество не может продвигаться дальше в развитии, так как оно застряло на стадии предубеждений.

Стереотипы на заре истории

Изначально этнические стереотипы означали только одно: все чужие – враги. В первобытном обществе встреча с другими племенами сулила только смерти и войны, поэтому длительное время люди не могли наладить между собой связь.

Когда межплеменные контакты начали расширяться, к примеру, появился обмен, человек стал узнавать новое не только о своих соседях, но и о самом себе. Теперь он понял, что не всегда может поднять свое орудие против другого члена первобытного общества. Он становился не простым соплеменником, помогающим в охоте, а другом, отцом или братом в эмоциональном смысле.

Далее предубеждения начинали развиваться полным ходом, ведь сколько было племен, столько существовало и стереотипов. Причем определение образов другой этнической группы основывалось на определенных исторических моментах.

К примеру, если с одним обществом другое постоянно конфликтовало, то оно оценивалось как агрессивное, злобное.

Если же обмен начинался сразу, да еще и на выгодных условиях, то племя получало более щадящую оценку, оно становилось добрым, дружелюбным.

Очень разнообразны этнические стереотипы, примеры соответствующего поведения или мышления можно приводить бесконечно долго. Более того, предубеждения будут основываться только на одной народности, в них заключена мысль людей, связанных культурой, родиной и особенностями поведения.

Можно выделить несколько стереотипов, которые русские относят к другим жителям планеты:

  • Все немцы пунктуальны и педантичны.
  • Все евреи умные, но жадные.
  • Все американцы имеют стандартное мышление, они не могут отклоняться от курса, заданного в детстве или законодательством. К примеру, ни один американец не станет самостоятельно вкручивать новую лампочку, если та перегорела. Этим займется специально обученный человек.
  • Все испанцы слишком эмоциональны, они вспыльчивы.

В то же время о русском человеке у других наций также складывается определенный стереотип. Наиболее распространенным из них является прирученный медведь, который играет на балалайке, и, конечно, водка – ею все россияне завтракают, обедают и ужинают.

Классификация

Если рассматривать не только этнические стереотипы, примеры отношений между конкретными людьми или полноценными обществами будут разделяться на несколько видов:

  1. Восприятие людей относительно друг друга. То есть это те предубеждения, которые складываются в рамках узкой группы людей. Например, родителей надо уважать, старших почитать и так далее. Такие стереотипы будут укладываться в головах младшего поколения только при условии, что старшие занимаются их выполнением, а не только пустыми разговорами.
  2. Межполовые стереотипы. Примеры: женщины должны заниматься домом, а мужчины – работать; мальчики не плачут, девочки всегда глупые.
  3. Возрастные стереотипы. Примеры: подростки трудны в воспитании и контролировании, старики всегда ворчат.
  4. Этнические стереотипы.

В принципе, виды этнических стереотипов образовались в процессе развития социума. Кроме того, они формируются у каждого отдельно взятого человека. Если предположить, что индивид приехал в Прагу, и на вокзале у него украли кошелек, то он может думать, что все чехи – воры. То есть существуют общепринятые этнические предубеждения и частные.

Как происходит процесс формирования

Проблема предрассудков существовала всегда, и формирование этнических стереотипов сказывается на ней в большей мере. Даже сегодня, когда любой человек может найти все информацию, которая его интересует, стабильность предубеждений все-таки присутствует.

Формирование начинается с раннего детства. Однако в юном возрасте ребенок не может мыслить в рамках отношений между нациями, и он складывает стереотипы относительно своей семьи и ее отношениями с другими людьми. Но сам процесс закладывается непосредственно в это время.

Этнические стереотипы впервые дают о себе знать в подростковом возрасте, когда человек максимально беззащитен перед ними. Если у девушки или парня еще не сложилось собственное мнение по какому-то поводу, то навязанные идеи заменят самостоятельное мышление.

Именно поэтому любая пропаганда станет для молодежи мгновенно впитываемой информацией. Этим обусловлено то, что у стереотипов имеется ригидность. Подростки, которые получили заданный темп развития мышления, попросту не представляют, как можно думать по-другому.

Но все-таки изменения присутствуют, и интернет играет в этом далеко не последнюю роль.

Этническая картина мира

Сегодня функции этнических стереотипов постепенно начинают угасать, но пока еще исключать их полностью нельзя. Первобытная этническая картина мира представляет собой совсем иное.

Тогда предубеждения играли особую роль, они помогали племенам выживать. К примеру, с одними общинами отношения могли быть налаженными, с другими – враждебными.

И чем раньше новый член социума об этом узнавал, тем больше у него было шансов на выживание.

В современности этнические стереотипы основываются больше на эмоциях, нежели на враждебности и так далее. Чаще всего они несут негативную нагрузку. Например, если русский общается с американцем, то из-за предубеждений он изначально может несерьезно оценивать своего собеседника. Его предвзятое отношение добавит плохих эмоций, причем обоим. Так же обстоят дела и с другими нациями.

Этническая толерантность

Сегодня этнический стереотип и этнический образ постепенно начинают сливаться в одно понятие. Ранее было по-другому. Например, русские думали о том, что все шотландцы носят юбки (как мужчины, так и женщины). Это этнический стереотип. Но они могли быть знакомы с отдельно взятым шотландцем, который одевался так же, как и все, то есть в брюки или джинсы. Это этнический образ.

В современности, чтобы гражданское общество формировалось правильно, необходимо воспитывать в подрастающем поколении толерантность. В последней закладывается умение ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи. Если взять в пример ту же самую Шотландию, то ношение килта никак не должно высмеиваться. Это и будет толерантностью.

Межнациональное общение

Этнические стереотипы русских, как и многих других народов, формируются в подростковом возрасте. И задачей родителей, учителей или наставников является создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подростки должны самостоятельно выработать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы.

Если не давать таковой возможности молодому поколению, то человечество не продолжит своего духовного развития. К примеру, стереотипы могут создать крайне негативную ситуацию в ходе межнационального общения. Более того, если человек получил какие-то предубеждения, то он не будет их опровергать в процессе жизни. Напротив, он станет постоянно находить примеры, которые их подтверждают.

Соответственно, чтобы межнациональное общение выходило на новый толерантный уровень, необходимо отказываться от стереотипов.

Заключение

Таким образом, этнические стереотипы поведения являются вовсе не тем продуктом, который обобщает одинаковые или схожие черты одной нации. В них личностные качества отдельных людей заменяются заведомо односторонним предубеждением. Последнее, в свою очередь, представляет собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей.

В результате соответствующего поведения образуется настороженность, причем с обеих сторон. Первые идут на поводу у своих стереотипов, вторые ведут себя плохо вследствие неуважительного отношения. Образуется некая отчужденность, которая вызывает недоразумения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.

Источник: https://FB.ru/article/162651/etnicheskie-stereotipyi-primeryi-funktsii-vidyi

Психология предрассудка: Игорь Кон об истоках этнических стереотипов

Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

Предубеждения против «чужаков» давно укоренились в обществе и стали уже нормой: «если они думают по-своему, не разделяют нашего мнения и ценностей, значит, с ними что-то не так».

А что конкретно не так — легко определить, приклеив этим «чужим» ярлык, который будет сопровождать их на протяжении веков: «жид», «черный», «неверный».

Однако эта позиция — благодатная почва для разрастания таких вирусов, как крайний национализм, расизм, терроризм.

Но почему у нас так легко формируется предвзятое мнение о людях и явлениях? Как возникают подобные этнические предубеждения? Коренятся они в особенностях индивидуальной психологии или же в структуре общественного сознания? Как они передаются из поколения в поколение? Что такое авторитарный синдром и кто особенно подвержен ему? Застрахован ли каждый из нас от того, чтобы стать палачом или его соучастником? Каковы пути и условия преодоления этнических стереотипов? Все эти вопросы подробно разбираются известным советским и российским психологом, социологом и антропологом Игорем Коном в статье «Психология предрассудка», которая была написана 50 лет назад и, кажется, до сих пор не утратила актуальности. Внимаем.

Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений (1966 г.)

Когда рыцарь Ланцелот прибыл в город, порабощенный жестоким Драконом, он, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время эпидемии холеры Дракон, дохнув на озеро, вскипятил в нем воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. «Но цыгане — очень милые люди»,— удивился Ланцелот.

«Что вы! Какой ужас! — воскликнул архивариус Шарлемань. — Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные. Это бродяги по природе, по крови. Они — враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда.

Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду». Обратите внимание: Шарлемань сам не видел цыган, но их плохие качества не вызывают у него никаких сомнений. Даже реальный Дракон лучше мифических цыган.

Кстати, источником информации о «цыганской угрозе» был не кто иной, как сам господин Дракон…

Антифашистская сказка Е. Шварца очень точно фиксирует связь между политическим деспотизмом и расовой дискриминацией. Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей, отвлекают их внимание от коренных социальных проблем и тем самым помогают господствующим классам удерживать свою власть над людьми.

Какова же природа этнических предубеждений? Коренятся они в особенностях индивидуальной психологии или же в структуре общественного сознания? Каким образом передаются они из поколения в поколение? Каковы пути и условия их преодоления?

Вопросы эти очень сложны, и мы не претендуем ни на полноту их охвата, ни на окончательность выводов. В качестве главного объекта мы возьмем Соединенные Штаты Америки. Во-первых, это ведущая капиталистическая страна.

Во-вторых, в ней расовая и национальная проблемы стоят особенно остро. В-третьих, прогрессивные ученые США уже давно и основательно исследуют эти проблемы, и накопленный ими материал имеет большую научную ценность.

Разумеется, в разных странах проблемы эти носят различный характер. Американские авторы больше всего интересуются негритянским и еврейским вопросами. Но то, что достоверно установлено в данном случае, может, с соответствующими коррективами, способствовать пониманию и более общих проблем.

Предубеждение, установка, стереотип

Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта — не изолированный акт, а часть сложного процесса.

Оно зависит, прежде всего, от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины.

Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книгопродавцем и человеком, коллекционирующим переплеты.

Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют «установкой», что означает — определенное направление личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека.

В отличие от мотива, то есть сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и самый способ его восприятия.

Человек, коллекционирующий переплеты, видит в книге прежде всего этот ее аспект и лишь потом все остальное. Читатель, обрадованный встречей с любимым автором, может вообще не обратить внимание на оформление книги.

В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений.

Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону.

Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным.

Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий,— «подтверждает правило».

Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом. Иначе говоря, стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ, характеризующие (правильно или ложно) класс таких явлений. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов — толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».

Стереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.

Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным.

Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.

И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы.

Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее — действительные и воображаемые — специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: «Японцам свойственны такие-то и такие-то черты» — и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.

Источник: https://monocler.ru/psihologiya-predrassudka/

Предрассудки – откуда берутся и как с ними бороться?

Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

Большинство людей на вопрос, страдают ли они предрассудками, ответят отрицательно. В современном, интеллигентном и образованном обществе думать в рамках предрассудков уже считается моветоном, но по статистике, только один человек из десяти может действительно похвастаться тем, что у него их нет.

Предрассудки – что это?

Определения, которые дают этому понятию специалисты-психологи, могут быть совершенно разными, но суть их одна – это мешает человеку реально и нормально воспринимать окружающий мир.

Предрассудки – это суждения человека о других людях или событиях, вещах, часто они являются необоснованным и практически всегда имеют негативную окраску. Причем, фактами такие предрассудки не подтверждены, а используются они без доказательств.

Когда же человек встречает реальное опровержение предрассудков, он искренне считает, что это исключение из правил. Вот малая часть самых распространенных:

  • мужчины хотят только одного;
  • все блондинки глупые;
  • шеф и молодая секретарша обязательно спят вместе;
  • женщине не место за рулем;
  • все русские сильно пьют.

Предрассудки и их психологические источники

Источники возникновения подобного типа мышления уходят своими корнями в те времена, когда общество только начинало появляться.

Главным фактором того, что предрассудки возникли, явилось различное неравенство в социальных, культурных, экономических особенностях жизни.

Предрассудок возник, как неправильное представление о чем-либо, из-за неполной или искаженной информации, часто полученной не на своем опыте, а на опыте других людей.

Можно подытожить, что предрассудок – это в психологии понятие предвзятое отношение к человеку, ситуации, вещи, которых можно было бы отнести в конкретную категорию или группу. Доказать человеку их безосновательность и привести доводы, которые бы убедили его в обратном, практически невозможно. Свобода от предрассудков возможна лишь тогда, когда мышление выходит за рамки стереотипов.

Чем отличаются предрассудки от стереотипов?

Люди судят о чем-либо или о ком-либо, опираясь не только на свой опыт, но и на опыт семьи, друзей, окружения, прочтенной литературы, просмотренных фильмов. Факторов, влияющих на человеческое мнение, много. Говоря «предрассудки» и «стереотипы», зачастую подразумевается одно и тоже, но это не совсем верно.

  1. Стереотипы – это суждения, в которых отсутствует яркая эмоциональная оценка. Это отражение самых разных признаков или черт, которые зачастую свойственных всем, кто вошел в определенную группу. Суждения такого характера могут быть позитивными и иметь положительную окраску.
  2. Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что их оценка, как отдельной группы, так и человека, как индивида, окрашена только отрицательно, даже враждебно. Они способны приписать только негативные качества. Объектом предрассудков является то, что кто-то выделяется из массы и отличается от большинства.

Какие бывают предрассудки?

Безоговорочная вера в чужие суждения сложилась очень давно, еще задолго до нашего рождения. Это мнение, чаще ошибочное и поверхностное, дало ростки предрассудкам, различным стереотипам и предубеждениям. Если говорить буквально, то предрассудок – это то мнение, которое стоит впереди рассудка, в нем исключено рассуждение и сделано оно, без логических размышлений.

Предрассудки бывают в разных областях жизни, их существует множество видов, каждый из них, так или иначе, затрагивает каждого человека живущего в обществе. Вера в предрассудки – это личное дело каждого, но порой стоит включить логику и отойти от стереотипов, когда-то и кем-то навязанных, возможно даже не специально. Думать в рамках созданных кем-то, по меньшей мере, не интересно.

Социальные предрассудки

Практика показывает, что основа всех социальных убеждений – это те наблюдения, которые действительно были основаны на реальных ситуациях и фактах, которые человек мог увидеть в собственной жизни.

Предрассудок, как вид социальной установки, прочно вошел в головы масс, переубедить в обратном, таких людей практически нельзя, так как очень часто в жизни они скорее встречают подтверждения своим предрассудкам и стереотипам. К примеру:

  • если нет «блата», нельзя устроиться на хорошую работу и сделать карьеру;
  • чтобы стать успешным человеком надо обязательно закончить только престижное учебное заведение;
  • все бухгалтеры – зануды в очках;
  • мужчинам от женщин нужно только «это»;
  • ребенок обязательно должен слушаться;
  • самые качественные машины – немецкие;
  • все евреи – хитрые люди.

Гендерные предрассудки

Роль, которую исполняют мужчина и женщина в обществе, тоже покрыта предубеждениями. Гендерные стереотипы предрассудки относительно, какими должны быть они в обществе, на работе, в семье определяется особенностями культуры. Это уже вошло в традицию и стало нормой, до сих пор во многих странах мира себя не изжив.

  • все женщины – дуры;
  • лучшие повара – мужчины;
  • женщина должна сидеть дома и хранить семейный очаг;
  • мужчина должен зарабатывать много денег;
  • женщина должна обязательно родить хоть одного ребенка;
  • мужчине без женщины не прожить;
  • одинокой женщине сложно в этом мире.

Расовые предрассудки

Речь идет о недоброжелательном отношении к человеку той или иной расы, порой такое отношение враждебное и доходит чуть ли не до абсурда.

Вырабатывают такие предрассудки неприязнь к другим людям, которые отличаются расовыми признаками. На сегодняшний день обвинение в расовых предрассудках, или даже расизме, несет только отрицательный и негативный смысл.

Обвиняя человека в этом, общество дает понять, что он мыслит устарело.

  • бледнолицые – всегда убийцы;
  • негры – воры и обманщики.

Сотрудничество между разными представителями народов играет очень важную роль в достижении мира. Национальные стереотипы и предрассудки вырабатывались на протяжении столетий, и складывались из представлений о народе, о нации в целом.

Особенности поведения народов другой культуры, их привычки и жизнь изучаются и описываются в разных исследованиях. Это позволяет лучше узнавать многонациональный народ планеты, помогает налаживать с ними контакт.

Большинство же суждений, очень стереотипны, на грани обычных предрассудков.

  • в России живут самые пьющие люди;
  • в России по улицам ходят медведи;
  • француженки – самые утонченные;
  • французы – лучшие любовники;
  • Америка – нация фаст-фуда и людей с ожирением;
  • оружие есть у каждого американца;
  • англичане по расписанию пьют чай;
  • у англичан странный юмор и уходят они, не прощаясь.

Бытовые предрассудки

Суждения, навязанные обществом по отношению к собственному поведению или внешности, к различным приметам или суевериям, продуктам питания прочно вошли в головы людей.

Бытовой предрассудок – это негативное отношение к собственной личности.

Само по себе негативно окрашено представление, это еще не предрассудок, но оно станет таковым, если убедительные доказательства и позитивные факты не смогут переубедить человека.

  • хорошая фигура – это 90-60-90;
  • для того, чтобы быть красивой надо иметь правильные черты лица;
  • мужчинам нравится только большая грудь;
  • там хорошо, где нас нет;
  • до 30 лет надо выйти замуж и родить.

Возрастные предрассудки

Каждый возраст человека, начиная с рождения и заканчивая глубокой старостью, связан с определенными стереотипами, которые навязаны обществом, или кем-то кто решил, что так быть не должно. Барьер предрассудков может быть разрушен только путем толерантности. Особенности личности человека в том или ином возрасте не должны восприниматься, как неполноценность.

  1. У взрослых есть предрассудки, что дети это неразумные существа, потому что верят в сказки.
  2. Пожилые люди считают, что молодёжь совершенно безответственна.
  3. Молодые юноши и девушки считают, что пожилые люди, не могут вести активный образ жизни. Заниматься спортом, к примеру.

Сексуальные предрассудки

В результате подобных стереотипов лежат все неоправданные ожидания, связанные с интимной жизнью. Хорошее половое воспитание подростка, совершенно не оградит его от подобных предубеждений.

Предрассудки по отношению к сексу часто подтверждаются различной информацией и только закрепляются еще прочнее, особенно у неопытных молодых людей и девушек.

В большинстве своем суеверия влияют не только на отношение к сексу, но формируют такое понятие, как сексуальная норма.

  • секс – это что-то постыдное, о нем нельзя разговаривать;
  • половое воздержание вредно для здоровья;
  • замуж надо выходить девственницей;
  • презерватив снижает потенцию;
  • мужчины любят опытных женщин;
  • нельзя целоваться на первом свидании – это предрассудки.

Политические предрассудки

Во многих частях одной страны существуют разные мнения людей. Порой одной половине их предрассудки и предубеждения не дают понять другую группу людей.

Их мышление скованно стереотипами и происходит смещение агрессии. Она направляют всю свою враждебность порой против тех, кто не является реально опасным объектом.

В борьбе с таким предрассудками разрушаются памятники архитектуры, культуры, религиозные ценности.

Культурные предрассудки

Жесты, эмоции – все это универсальный язык для людей, чьи культура и обычаи схожи, но вот у других народов, культура которых отличается, это все принимает совершенно другую окраску, и приобретает порой противоположное значение.

Предрассудки и стереотипы в межкультурной коммуникации оставляют свой отпечаток при общении с людьми других культур и нравов.

Для того, чтобы не попасть впросак и не быть неверно понятым, отправляясь путешествовать по миру, лучше изучить культуру тех стран, которые намечается посетить.

Психология – как бороться с предрассудками?

Для человека, который стремиться к саморазвитию занимается самосовершенствованием не допустимо мыслить штампами и клише. Все больше людей стараются выйти за рамки предубеждений.

Человек без предрассудков – это свободный человек, который способен видеть реальных людей смотреть на многие вещи реально.

Как избавиться от предрассудков? Этого можно достигнуть, отказавшись от мышления в рамках стереотипов и проводя постоянную работу над своим мыслями и суждениями:

  • стоит сменить привычный взгляд на мир в целом;
  • отказаться от поспешных выводов и суждений;
  • воспринимать ситуацию или явление целиком полностью;
  • всегда ставить под сомнение любой якобы факт «Действительно ли это так?»;
  • постоянно формировать свое мнение и взгляд, относительно всего происходящего.
Синергетический эффект – понятие синергии и синергетического эффекта Синергетический эффект – высокий положительный результат, который можно получить при сплоченной и правильной работе каждого участника процесса. Синергия может использоваться в разных направлениях: бизнесе, маркетинге, спорте, музыке и так далее. Девиация – что это такое в психологии и социологии? Девиация – явление, когда человек нарушает общепринятые нормы морали, меняет установленные сценарии поведения, которое может затрагивать разные стороны жизни. И далеко не всегда это действительно плохо.
Признаки секты – как не попасть в секту и не стать жертвой обмана? Признаки секты распознать непросто, но, проявив бдительность, можно избежать нежелательного знакомства с псевдорелигией. Сектанты – некогда обычные люди, которым затуманили мозг и самостоятельно им из секты выбраться очень сложно. Импринтинг – что это такое и мифы об импринтинге Импринтинг – это специфическая форма обучения у животных и человека, формирующаяся в критический период. Отложенное в памяти с рождения изменить нельзя, но ученые работают над этим вопросом для улучшения качества жизни каждого и всех людей в целом.

Источник: https://womanadvice.ru/predrassudki-otkuda-berutsya-i-kak-s-nimi-borotsya

Природа и власть гендерных предрассудков

Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

Предрассудок (перед рассудком) – то, что предшествует рассудку, согласно внутренней форме слова. Толковый словарь русского языка называет предрассудком «ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-либо», также указывая на то, что процессы, управляемые предрассудками, давно не подвергались ревизии разума.

Предрассудки вообще, и гендерные, имеющие отношение к половой принадлежности человека, играют не маловажную роль в нашей жизни. Они отвечают за автоматизм восприятия, позволяя действовать стандартным образом в стандартных ситуациях.

Например, при приеме на работу офис-менеджера, резюме претендентов-мужчин (при условии, что руководитель мужчина), с большой долей вероятности, рассматриваться не будут.

Хотя мужчина, вероятно, мог бы справиться со своей работой не хуже женщины.

 Происхождение предрассудков

Предрассудки берут начало из многих источников, одним из основных источников является семья и ближайшее социальное окружение. Итак, многими предубеждениями человека снабжает его семья. С первых же дней жизни родители передают ребенку “послания”, на основе которых и формируются его стеоретипизированные представления о себе, об окружающих, о мире в целом.

Большой блок родительских посланий, как правило, касается непосредственно гендерных взаимоотношений.

Каждый ребенок получает определенные предписания от родителей или других значимых взрослых относительно пола: как необходимо вести себя в соответствии с характеристиками своего пола, как должны себя вести представители противоположного пола, каким образом должны строиться отношения между полами. Например, предписание “Когда ты женишься…” имеет сообщение, отличное от “Если ты только женишься…”. На будущие половые роли и установки ребенка влияют такие утверждения, как:

“Женщина не птица, баба не человек”. “Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей”. “Женщина должна быть босая, беременная и на кухне”. “Умные выходят замуж, остальные женятся”

“Мужчина – голова, женщина – шея: куда хочу, туда верчу”.

Родители формируют представления ребенка также, например, о профессиональном сценарии посредством таких высказываний:

“Все женщины в нашей семье занимаются исключительно домом”. “Мужчины нашего рода испокон века становятся врачами”. “Этот малыш никогда не найдет работу”. “Из тебя выйдет прекрасная учительница!”

“Она слишком ленива для того, чтобы работать”.

 

Таким образом, люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Затем многие стереотипизированные представления, принесенные из детства и семьи, человек, не подвергая ревизии, использует во взрослой жизни, в личных и профессиональных взаимоотношениях.

Например, руководитель фирмы твердо убежден (в его семье это было непреложным правилом), что «когда говорят мужчины, женщины сидят на кухне и молчат». Вряд ли в этой компании женщины когда-либо будут занимать должности, дающие право голоса.

Гендерные предрассудки

Гендерные предрассудки – предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований – одни из самых распространенных в мире.

Эти стереотипы помогают находить рациональное объяснение для гендерных ролей. В результате изучения наиболее распространенных в мире стереотипов “…Дж. Уильямс и Д.

Бест отмечают: если женщины обеспечивают основной уход за маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы.

Если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно смелые” (Д. Майерс Социальная психология. – СПб., 1998).

Социальные психологи и социологи исследуют феномен предрассудка. Общественное мнение не отрицает их наличие и участие в регулировании общественных отношений, закономерно возникает вопрос: какие гендерные предрассудки существуют в деловой сфере, каким образом они преломляются через призму бизнеса?

Руководители предприятий, принявшие участие в опросе, касающемся гендерных предрассудков, дали следующие ответы:

Ольга Знаменщикова, коммерческий директор ООО Швейное предприятие «Классика»:
Может быть, это мое предубеждение, но первым руководителем должен быть мужчина, женщина же априори занимает подчиненное положение. На мой взгляд, женщина более органично вписывается в роли помощника или заместителя.

Красивый представительный мужчина в качестве первого лица компании лучше, чем женщина, тем более, что такое положение вещей отвечает запросам и ожиданиям общества. На высшем руководящем уровне мужчина будет воспринят более адекватно, чем женщина. Конечно, швейное производство – традиционно женское, предполагающее, что и во главе должна стоять женщина.

Однако, если задуматься, то технология руководства швейным производством не отличается от руководства какого-нибудь, например, машиностроительного предприятия. Мне кажется, такая связка: первое лицо компании мужчина, второе – женщина – оптимальна.

Мужчина решает стратегические задачи и проводит официальную политику, а женщина решает тактические задачи и является «человечным» лицом руководства: сотрудницам (их у нас 95%) гораздо проще обратиться ко мне со своими нуждами, чем к генеральному директору (мужчине).

Марина Колесникова, директор агентства филиала ОСАО «РЕСО-гарантия» г. Новосибирск:
Считается, что у мужчины больше сил, способностей, возможностей и времени для того, чтобы строить бизнес.

Хотя жизнь показывает другое: есть женщины, которые способны лучше мужчины организовать предприятие и просчитать ситуацию, есть такие женщины. Наверное, скорее склад характера определяет место человека, а не пол.

Мужчине в бизнесе легче, женщине мешают предубеждения, как относительно нее, так и ее собственные.

Иногда мне кажется, чтобы стать руководителем в мире мужчин, женщине необходимо приобрести ряд мужских черт, таких как управленческая цепкость, амбициозность в лучшем смысле этого слова, мужской образ жизни: ненормированный рабочий день, высокий темп жизни. Вообще, если отбросить все предрассудки, то не могу сказать, что женщина руководитель лучше, чем мужчина, но не хуже – это точно.
 

Алексей Афонин, директор ООО КА «Карьера»
В работе моего агентства я мог бы отметить некоторые гендерные закономерности.

Например, работодатель при приеме на работу женщины акцентирует внимание на таких параметрах как уровень профессионализма, внешность и занятость (наличие у женщины семьи и детей), в то время как при приеме на работу мужчины значение имеет исключительно его профессионализм.

Женщины при выборе работы значительно более привередливы, как правило, они указывают значительно большее число параметров, которым должна соответствовать будущая работа, наиболее распространенные из них: стабильный график работы, чистая работа, оборудованное рабочее место, обязательные выходные, социальный пакет.

Представления женщин о зарплате в соответствующей области чаще бывают оторваны от реальности, мужчины, как правило, лучше ориентируются в рынке труда.

Следует отметить, что предельно расплывчатый запрос: «Хочу работу, но не знаю, какую именно», не имеет гендерной предрасположенности и поступает с завидной регулярностью как от мужчин, так и от женщин. Вообще, работа моего агентства строится таким образом, что определяющее значение имеют профессиональный уровень клиента и его желание работать, а не половая принадлежность.
 

Егор Мандрик, заместитель директора по производству ООО «Оптоэлектроника»
Я бы не назвал то, чем я руководствуюсь в обращении с сотрудниками-женщинами, предрассудками, скорее это меры техники безопасности и здравый смысл.

Нельзя поручать женщине таскать тяжести, сверлильные работы и подобное, потому что это опасно. Но, как показывает опыт, те работы, для которых требуется усидчивость, точность, аккуратность, монотонность, женщины обычно выполняют лучше. Безработица среди женщин выше, поэтому женщины чаще соглашаются работать за меньшую зарплату.

А вообще, если человек хорошо делает свою работу, я не провожу разграничений по полу.
 

Владислав Сысоев, директор ООО Швейное предприятие «Классика»:
Предрассудки, безусловно, существуют. Например, когда я нуждаюсь в технической консультации, а в роли консультанта выступает женщина, испытываю некоторое смущение до тех пор, пока не услышу первый внятный ответ.

«Женщина слаба в технических деталях, – это мой предрассудок, я осознаю его таковым, но консультироваться по компьютерным, автомобильным и прочим техническим вопросам предпочитаю у консультантов-мужчин. Всегда могу отличить женщину-водителя от мужчины-водителя на дороге.

Не скажу, что женщины водят плохо, скорее своеобразно… Что касается деловой практики, то здесь я не вижу существенных отличий. Единственное. Что женщины-руководители, как мне кажется, подают себя, делая акцент на половой принадлежности. Мужчины одеваются спокойнее и переговоры ведут более отчетливо. Хотя, конечно, это только тенденция, везде встречаются исключения.

Так что лично я не вижу особых влияний пола на ведение бизнеса. Стиль общения женщины отличается от стиля общения женщины, но это обусловлено общественными нормами.
 

Резюмируя информацию, содержащуюся в ответах участников опроса, можно сказать:

  • Гендерные предрассудки существуют, однако респонденты-мужчины предпочитают их называть несколько иначе: стереотипы, меры техники безопасности, здравый смысл, закономерности.
  • Респонденты-женщины отмечают, что для успешного ведения бизнеса, руководителю-женщине, необходимо обретение некоторых мужских черт; вообще для женщины более комфортно место второго лица компании, нежели первого, поскольку руководитель-мужчина лучше воспринимается общественным сознанием.
  • Женщина в бизнесе обычно не воспринимается исключительно как профессиональная единица, женская составляющая в образе руководителя всегда присутствует.
  • Мужчин в бизнесе больше, и они более успешны, потому что на них не лежит двойная нагрузка: в дополнение к работе забота о доме и семье.
  • Труд женщины может быть оценен ниже мужского.
  • Специализация в решении бизнес-задач различного типа объясняется не гендерными предрассудками, а психологическими особенностями, присущими соответствующему полу. Например, у мужчины легче получается увидеть проблему в перспективе и осуществить стратегическое планирование, в то время как женщина сильнее в деталях и тактическом планировании. Исследование традиционно женских занятий указывает на то, что многие из них не имеют ни ярко выраженного результата, ни окончания (работа по дому, воспитание детей) – психологически женщина настроена на процесс, поэтому ей легче дается совершение однообразных, рутинных дел. Мужчина, как правило, настроен на результат и дискретно протекающую работу, когда одно дело четко отделено от другого.

Опрос не позволил выявить списка предрассудков, что вполне закономерно, так как для руководителя сказать о себе: «В работе я руководствуюсь следующими предрассудками», означало бы указать на собственную некомпетентность.

Однако несомненная ценность предпринятого исследования в том, что, отвечая на вопросы, касающиеся предрассудков, руководитель получает возможность подумать над теми вопросами, над которыми думать часто не хватает времени и внутренних ресурсов: что в руководящей линии является взвешенным интеллектуальным решением, что производственной необходимостью или здравым смыслом, а что попросту предрассудком.

Источник: http://www.obrazovanie9.ru/articles/179-gendernie-predrassudki.html

Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии

Гендерные, этнические и другие предубеждения: несколько фактов о предрассудках на работе

С точки зрения методологии проекта актуальным является выработка подходов к изучаемому явлению.

В основу учебника легли гендерный и интегративный подходы. Гендерный подход в психологии, сформировавшись на волне феминизма, разводит понятия «пола» и «гендера».

Несмотря на существование некоторых разногласий по данному вопросу, наиболее распространенной считается точка зрения о том, что понятие «пол» скорее применимо к биологическому различию между мужчинами и женщинами, а «гендер» — к социокультурному объяснению феноменов маскулинности и феминности.

Интегративная методология В.В. Козлова предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии, что значительно расширяет исследовательские возможности.

Практическими предпосылками актуальности заявленной проблемы являются: сохранность традиционного этнического образа жизни, с ее бытовыми и обрядовыми формами и их активная трансформация, в результате глобализации; определенное «размывание» мужских и женских личностных качеств и большая сохранность традиционного этнического образа жизни и тех семейных устоев, которые поддерживаются выполнением определенных семейно-бытовых, обрядовых и иных форм.

Научная значимость проекта: раскрыта сущность научного понятия «этнические гендерные предубеждения»; выделены основные научно-теоретические подходы к исследуемому явлению, и на их основе предложена классификация гендерных предубеждений; на основе интегративной методологии и гендерного подхода выработана концептуальная теоретико-практическая модель анализа гендерных предубеждений.

Практическая ценность проекта состоит в том, что материалы учебника могут быть использованы:

  1. преподавателями высших учебных заведений в качестве самостоятельной дисциплины или дополнительного материала к курсам: «Культурология», «Философия гендера», «Гендерная социология», «Гендерная психология», «Социальная психология»;
  2. специалистами в области полового воспитания и просвещения детей и молодежи;
  3. педагогами, работающими в условиях современной школы в полиэтническом Казахстане;
  4. в консультативной практике по проблемам половых, национальных или семейных отношений;
  5. в коррекционной деятельности социальных и психологических служб и т.д.

Основное содержание работы.

Во введении описаны предпосылки написания учебника и его структура.

В первой главе учебника «Культур-философские основы проблемы «мужского и женского» заявленная проблема рассматривается с позиций историко-культур-философского анализа.

Рассмотрены и описаны взгляды и идеи философов Древней Индии и Китая, христианства и мусульманства, западных философов (Античность, Средневековье, Новое Время, немецкая классическая философия, философия марксизма, философия феминизма) и российских философов (русская религиозная философия, взгляды русских социал-демократов, современная российская философия).

Во второй главе учебника «Психология гендерных предубеждений» заявленная проблема проанализирована с позиций западной психологии (классический психоанализ и неофрейдизм, экспериментально-психологический подход, когнитивный подход, кросскультурные исследования, «новая психология пола») и российской психологии (психология начала 20 века, советская психология, современная российская социальная психология).

В третьей главе учебника «Исследование гендерных предубеждений» обозначена проблема методов исследования в рамках гендерного подхода, описаны методы исследования гендерных предубеждений (Опросник «Я — мужчина/женщина…» Л.Н.

 Ожиговой, Модифицированный вариант опросника Л.Н. Ожиговой, Опросник С. Бэм, Модифицированный вариант опросника С. Бэм, Тест Т. Лири, Метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) О.Л. Кустовой, Тест «ЛОКАА».

Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины).

В данной главе также представлены конкретные социально-психологические коррекционные программы (интенсивные интегративные психологические технологии В.В. Козлова, спецкурс-тренинг И.С. Клециной и Е.В. Юрковой, тренинг гендерной идентичности И.Г. Малкиной-Пых, стратегия перехода и работа с мужскими страхами Ф.Д. Карделла).

Каждая глава учебника заканчивается выводами и вопросами для самопроверки.

В учебнике также представлены: список тем курсовых и дипломных работ, глоссарий и список использованной литературы.

Результаты, выводы.

1.

Являясь социальным конструктом пола, гендерные предубеждения, как аффективно-поведенческий компонент стереотипа, оценка мужчин и женщин той или иной национальности, возникающей на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта, возникают в истории философии и культуры как сложный социально-культурный феномен. «Обслуживая» различные формы социального поведения, гендерные предубеждения являются психологическими механизмами регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта и оказывают влияние на семейно-бытовую, образовательную и профессиональную сферы жизнедеятельности.

2. В истории культуры и философии сформировались патриархатные (фаллогоцентрические), антифеминистские, андрогинные, эгалитарные, амбивалентные, матриархатные (феминистские) гендерные предубеждения.

Анализ, проведенный на основе гендерного подхода, продемонстрировал, что в культуре и философии, существуют как позитивные, так и негативные гендерные предубеждения.

К позитивным гендерным предубеждениям можно отнести андрогинные и эгалитарные гендерные предубеждения, а к негативным – патриархатные, антифеминистские и матриархатные гендерные предубеждения.

В целом, в истории и философии культуры сложилась традиция маскулинных предубеждений, выражающаяся в демонстрации преимуществ мужчин над женщинами и основанная на использовании неадекватных эталонов сравнения, которые мы назвали традиционными гендерными предубеждениями.

3.

Использование интегративного подхода в современных психологических исследованиях может способствовать пересмотру философских методологических оснований с позиций философии гендера, становлению нового взгляда на концепцию человеческой субъективности, способов ее презентации и определения, а также выработке новых подходов к культуре межполовых отношений через призму определенных социальных и исторических аспектов.

4. Являясь порождением культуры и «обслуживая» различные формы социального поведения, гендерные предубеждения являются психологическими механизмами регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта и оказывают влияние на семейно-бытовую, образовательную и профессиональную сферы жизнедеятельности.

5. Изменениям в содержании гендерных предубеждений способствует трансформация социокультурной ситуации в обществе. При этом нужно иметь в виду, что гендерные предубеждения могут содержать в себе не только негативные, но также нейтральные и даже положительные характеристики социально-половых групп.

6. Использование современных интегративных интенсивных психологических технологий может способствовать преодолению негативных гендерных предубеждений и дальнейшим изменениям в психике и сознании человека, его продвижению к «потенциальному Я».

Источник: https://psy.su/psyche/projects/658/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: