Проявление щедрости помогает быть более продуктивным: утверждения психологов

Содержание
  1. Настойчивость и упорство — сильные качества в достижениях
  2. Что такое упорство?
  3. Примеры упорства:
  4. Что такое настойчивость?
  5. Примеры настойчивости:
  6. Отличия настойчивости от упорства
  7. Как развивать в себе упорство и настойчивость
  8. По пунктам:
  9. Как стать продуктивнее: 7 главных правил
  10. 1. Имейте ясную картину происходящего
  11. Конкретизируйте свои желания
  12. Задумывайтесь, каких изменений вы ждёте
  13. 2. Фокусируйтесь на своих сильных сторонах
  14. 3. Делегируйте задачи
  15. Создавайте своё видение продуктивного дня
  16. Ставьте три задачи на день
  17. Работайте над одной задачей за раз
  18. Работайте спринтами
  19. Не забывайте о перерывах
  20. 5. Управляйте своей энергией
  21. Высыпайтесь
  22. Чаще отдыхайте
  23. Каждое утро устраивайте «час силы»
  24. Чаще говорите «нет»
  25. Перестаньте стремиться к совершенству
  26. 6. Измеряйте и анализируйте
  27. Ставьте конкретные цели
  28. Проводите оценку эффективности
  29. 7. Упрощайте
  30. Жадный малыш. Восемь советов как воспитать в ребенке щедрость и отзывчивость. – Детская психология
  31. Основные причины развития жадности у ребенка
  32. Как вырастить ребенка щедрым и отзывчивым
  33. Формирование ответственности у подростков: советы психолога
  34. Ответственность глазами подростка
  35. Советы по воспитанию ответственности
  36. 1. Не навязывайте ребёнку свои цели  
  37. 2. Не путайте ответственность с послушанием
  38. 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
  39. 4. Поощряйте самостоятельность
  40. 5. Подкрепляйте права обязанностями
  41. 6. Разграничивайте зоны ответственности
  42. 7. Готовьте подростка к трудностям
  43. 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
  44. 9. Вводите санкции за безответственное поведение
  45. 10. Будьте примером

Настойчивость и упорство — сильные качества в достижениях

Проявление щедрости помогает быть более продуктивным: утверждения психологов

Настойчивость и упорство — очень важные и необходимые качества в характере человека, двигающие к успеху, к достижениям, преодолевая многочисленные препятствия.

Талантливые, богатые, успешные люди на своем пути встречают огромное количество трудностей, неудач и преград, но в достижении поставленных ими целей способствуют: упорство и настойчивость, так же с этими качествами, как правило находятся сила воли, целеустремленность, решительность.

Что такое упорство?

Упорство — качество в характере человека, позволяющее преодолевать временные трудности. Такие люди, как правило решительные, настойчивые, целеустремленные, готовые преодолеть неприятность, совершают ошибки, исправляются и дальше идут к поставленной цели, к решению задачи. Обладать упорством, значит добиться поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия.

Примеры упорства:

  • Сдать отчет в конце месяца – значит приложить максимум усилий, чтобы получить, собрать и отредактировать всю необходимую информацию, а так же заниматься данной работой усердно и систематически, чтобы уложиться в срок. В данной ситуации может возникнуть ряд проблем, например: сон, коллеги, неправильные расчеты, опоздания, семейные проблемы, проблемы с машиной, проблемы с клиентами или заказчиками и т.д, но несмотря на все обстоятельства отчет сдается вовремя, в полном соответствии с задачей.
  • Человек старался, трудился, ошибался и предоставил результат, несмотря на трудности.
  • Сдать экзамен – ежедневно заниматься, читать, изучать, решать, чтобы получить положительный результат.
  • Путешественник способен идти пешком, автостопом, поездом или самолетом, ночевать в палатке или в хостеле, но только чтобы добраться до места назначения.
  • Ежедневная тренировка, для повышения физических навыков и отработка приемов, ради победы на соревновании.
  • Совершить поездку в другой город. В данном случаи проявляется упорство по отношению к поездке, так как если автомобиль сломан, его надо отремонтировать, а можно взять такси, поехать на поезде или самолете, что выходит дороже. Возникает необходимость заработать денег, чтобы хватило на оплату билетов, такси или на ремонт автомобиля, покупку запчастей. В итоге проявляется упорство для конкретной задачи, в кратковременный промежуток времени.

Что такое настойчивость?

Настойчивость — производная от качества упорства, одна из черт в характере человека, позволяющая достигать поставленных целей через продолжительное количество времени. Преодолевать жизненные трудности, совершать ошибки, но идти дальше несмотря на неудачи и провалы.

Влечение к победе, достижению результата и другим формам удовлетворения, позволяют человеку годами стараться, трудиться, стремиться, пытаться и упорствовать.

На протяжении большого количества времени происходят множество различных событий плохих и хороших, благодаря настойчивости человек не меняет своего мнения, желания, систематически совершает ряд действий и предпринимает шаги, чтобы добиться поставленной цели.

Настойчивость состоит из множества маленьких поражений и побед, ошибок и успехов. Характерные черты для настойчивости является сила воли, вера, целеустремленность.

Примеры настойчивости:

  • На протяжении длительного времени показывать хорошие результаты своей работы, чтобы получить повышение в карьерной лестнице.
  • Посещать уроки, сдавать экзамены, чтобы успешно завершить обучение в школе, ВУЗе.
  • Совершать многократные путешествия, чтобы объездить страны Европы.
  • Тренироваться и выступать на соревнованиях, чтобы одержать победу на чемпионате.
  • Систематически ездить по городам, для получения опыта работы и завершения поставленных задачей, ради получения прибыли, опыта, повешения, развития бизнеса.
  • Купить автомобиль или квартиру при ощутимом недостатке денежных средств.

Отличия настойчивости от упорства

В упорстве и настойчивости стоит цель, только в одном случаи она кратковременная, а в другом занимает продолжительное количество времени. При настойчивости приходится многократно упорствовать, преодолевать трудности и неприятности, ошибаться и исправляться.

Настойчивость отличается от упорства в сроках исполнения поставленной цели.

Как видно из вышеприведенных примерах, для успешной сдачи экзамена, необходимо обладать упорством, потому что нужно прочитать большое количество книг, изучить материал, провести практическую работу, однако для успешного окончания учебного заведения, будет преобладать черта характера, как настойчивость, потому что на протяжении нескольких лет придется применять упорство, показывать свои знания, посещать практические уроки, лично практиковаться и выполнять ряд других обязательств.

С течением времени совершаются ошибки, неудачи, возникают проблемы, которые необходимо решать настойчивому человеку, для достижения цели или получения результата. Когда мы упорствуем, то совершаем разовые ошибки или испытываем кратковременные неудачи. Человек, обладающий упорством добивается своей цели, так же, как настойчивый.

Например, будет считать упорством, отремонтировать автомобиль, так как необходимо совершить поездку. При финансовых трудностях надо заработать или занять деньги, на ремонт и отправиться на своем автомобиле или на другом виде транспорта.

Однако покупка автомобиля или многократные поездки ради повышения зарплаты или должности, будут считаться настойчивостью.

Как развивать в себе упорство и настойчивость

Данные качества — это награда для человека, потому что, существует черное и белое, плохое и хорошее, один человек будет в депрессии, как другой, применив упорство, справиться и найдет решение, а разница в эмоциональных ощущениях будет несравнима. Развить эти качества, способен любой человек, так как научиться рисовать, просто необходимо проявить маленькое упорство в отношении самого себя.

По пунктам:

  1. Вспоминать. Каждый раз, когда хотите чего то достичь или добиться, вспоминайте про упорство и настойчивость. Что Вы личность, так же индивидуальны, как и другие люди, можете добиться высоких результатов, преодолеть множество преград и добиться поставленной цели.
  2. Научиться признавать ошибки.

    Каждый раз, когда совершаете ошибку думайте, что она не последняя в вашей жизни и вам надо продолжать идти к своей цели. Применить максимум усилий, для положительного результата. Трудности и неудачи испытывали все успешные люди.

  3. Объективность. Глобальные планы и задачи строить хорошо, но необходимо быть объективным.

    Научитесь ставить цели с малого, поэтапно увеличивая их значимость с ростом ваших возможностей.

  4. Ежедневник. Каждый день ставьте для себя маленькую задачу и старайтесь ее выполнить успешно, что с течением времени можно увеличить объем и сложность.
  5. Сила воли. Вместе с качеством упорства и настойчивости необходимо тренировать силу воли.

    С малого, поступенно увеличивая применения тренировки. Например, лень доделать отчет, необходимо взять в кулак силу воли и доделать. Хороший тренер силы воли — это отказ от вредных привычек, саморазвитие, дисциплина, правильный режим дня, правильное питание и физические упражнения, например, зарядка.

    Воспитывая силу воли, воспитывается упорство, остается немного приложить усилий, чтобы применять настойчивость.

Источник: https://vuspeh.ru/motivation/nastoychivost-i-uporstvo/

Как стать продуктивнее: 7 главных правил

Проявление щедрости помогает быть более продуктивным: утверждения психологов

Эту статью можно послушать. Включайте подкаст, если вам так удобнее.

Марк Петтит помогает предпринимателям и компаниям работать эффективнее. И за годы практики он сформулировал семь основных правил продуктивности.

1. Имейте ясную картину происходящего

Прежде чем начинать строить планы, сперва нужно понять, на каком этапе вы находитесь сейчас. Проанализируйте свою работу с самого начала до настоящего момента.

Это даст реальное представление о том, что вам уже удалось улучшить, что и так получается по-настоящему хорошо и что ещё вы хотите изменить. Для этого необходимо сделать следующее.

Конкретизируйте свои желания

Чётко определите цель, связанную с улучшением производительности. До конца ли вы понимаете, что и почему делаете и каким должен быть идеальный результат?

Как только вы ответите себе на эти вопросы, то поймёте, какие конкретные улучшения вам нужны. Когда вы ясно видите перед собой результат и мотивированы на его достижение, вы работаете эффективнее.

Задумывайтесь, каких изменений вы ждёте

Важно понимать, как конкретные улучшения повлияют на ваш бизнес и личную жизнь, — это вдохновляет. Иначе вы примете изменения лишь на короткий период, после чего вернётесь к своим старым привычкам.

Чтобы этого не произошло, честно ответьте себе на следующие вопросы.

  • Станете ли вы счастливее?
  • Хотите ли вы меньше работать и больше времени проводить с семьёй? Если так, чем вы будете заниматься?
  • Важно ли для вас создать эффективную команду? Чего вы могли бы с ней достичь?
  • Вы сосредоточены на карьерном росте?
  • Хотите ли вы больше путешествовать?
  • Хотите чувствовать себя свободнее?
  • Планируете ли вы получать больше денег?

2. Фокусируйтесь на своих сильных сторонах

Если мы чаще обращаем внимание на наши особые таланты, мы становимся счастливее и продуктивнее. В то же время растёт наша энергия, уверенность в себе и креативность.

Возьмите лист бумаги и запишите всё, что у вас получается делать хорошо. Вспомните, когда вы чувствовали себя уверенно и добились результатов, которыми остались довольны. Не обращайте внимания на слабости — сосредоточьтесь только на своих лучших качествах и на достоинствах команды, если работаете не в одиночку.

Помните, что у каждого человека есть свои сильные стороны. Их дополняют способности других, и вместе они могут дать невероятно мощный результат. К этому симбиозу эффективности вам необходимо стремиться в работе.

3. Делегируйте задачи

Согласно принципу Парето, 80% результата достигается благодаря лишь 20% действий. Однако мы часто бываем так заняты рутиной, что никак не возьмёмся за самые важные дела, которые и составляют эти 20%. А они как раз и определяют нашу продуктивность.

Выделите самые важные ваши задачи — и личные, и профессиональные. От выполнения остальных откажитесь.

Если у вас много дел, с которыми вы не очень хорошо справляетесь или даже не желаете справляться, поручите их кому-то другому. Так будет гораздо эффективнее. Если у вас не получается закончить проект, не доводите себя до истощения, пытаясь сделать всё самостоятельно, — просто попросите о помощи.

Вместо того чтобы тратить время и энергию зря, определите, кто и в какой ситуации будет вам полезен. Делегируйте или отдавайте на аутсорсинг три крупные задачи каждые три месяца. Так вам удастся освободить время и повысить свою производительность.

Создавайте своё видение продуктивного дня

Вы можете выбрать свою стратегию: просто реагировать на задачи по мере их поступления или же распланировать свой день от и до. Но последовательно зачёркивать пункты в списке дел — это не об эффективности. Вы должны иметь чёткое намерение провести день продуктивно и заранее настроиться на это.

Так что, вместо того чтобы заниматься тем, что «нужно», остановитесь и решите, чего вы действительно хотите. Ваши действия должны быть целенаправленными.

Ставьте три задачи на день

Многие ведут ежедневник или регулярно составляют список дел. Однако большинство всё же сталкивается со следующей проблемой. To-do-лист — просто перечень задач, которые люди планируют сделать или считают, что их нужно сделать. При этом нет ясности, над какими из них стоит работать в первую очередь и почему.

Чтобы повысить производительность, вы должны чётко расставлять приоритеты. Выбирайте и выполняйте только три ключевых дела в день, причём самому важному уделяйте время в первую очередь.

Работайте над одной задачей за раз

Кто бы что ни говорил, эффективно трудиться над несколькими вещами сразу невозможно. Переключение с одного дела на другое требует энергии и снижает продуктивность. А то, что вы так и не успели закончить, может стать причиной стресса и вызвать чувство вины.

Поэтому из трёх основных задач на день поочерёдно фокусируйтесь только на одной.

Работайте спринтами

Чтобы оставаться продуктивным и не терять концентрацию, работайте короткими отрезками времени.

Оцените, сколько приблизительно займёт выполнение задачи. Например, если на неё нужно 4 часа, можно использовать метод 60–60–30. Вы работаете час, затем отдыхаете пару минут. Далее ещё час, а после берёте большой 30-минутный перерыв. И повторяете до тех пор, пока полностью не справитесь с задачей.

Не забывайте о перерывах

Чтобы приведённая выше схема работала, пренебрегать отдыхом нельзя.

Используйте специальные приложения или просто установите таймер. Обычные часы лучше, тем телефон: так вас ничто не будет отвлекать.

Во время перерывов выходите погулять, устраивайте здоровые перекусы или занимайтесь чем-то, что придаёт вам сил. Если чувствуете, что совсем вымотались и не можете собраться, постарайтесь немного вздремнуть.

Скоро вы заметите, что ваша концентрация и производительность начинают расти, а сами вы становитесь активнее.

5. Управляйте своей энергией

Важно сохранять и развивать свою физическую и умственную силу. Тогда каждый день вы будете сосредоточены на работе и сможете выполнять её эффективно.

Высыпайтесь

Чем лучше вы спите — тем продуктивнее работаете. Если страдаете от недостатка сна, а утром не можете поднять себя с кровати, попробуйте ввести в своё расписание вечерние ритуалы. Ищите те, что подойдут лично вам.

Чаще отдыхайте

Основатель коуч-программы Strategic Coach Дэн Салливан считает, что есть два способа взглянуть на мир: сквозь призму затраченных времени и усилий или сквозь призму результатов.

Чтобы получить максимальный выхлоп при минимальных затратах, Салливан предлагает регулярно проводить «свободные дни». Это 24 часа, в течение которых вы не должны делать ничего, связанного с работой. За этот перерыв вы хорошо отдохнёте и подзарядитесь. А затем сможете направить всю свою энергию и творческий потенциал на достижение наилучших результатов.

Вместо того чтобы думать о выходном как о награде, воспринимайте его как необходимое условие успеха.

Дэн Салливан

Каждое утро устраивайте «час силы»

Посвящайте себе час-полтора: медитируйте, делайте зарядку, читайте, завтракайте здоровой пищей, составляйте список благодарностей и планируйте, какими тремя важными задачами вы будете заниматься сегодня.

Эти утренние ритуалы мотивируют и настраивают на продуктивный день. Миксуйте несколько разных дел, пока не найдёте комбинацию, которая будет работать для вас.

Чаще говорите «нет»

Забудьте о том, чтобы просто работать дольше и интенсивнее. Перестаньте говорить «да» тем людям, делам и вещам, которые тратят ваши силы и не приносят пользы.

Вместо этого посвятите своё время и энергию тем задачам, которые дают самые большие результаты и делают вас счастливее.

Разница между успешными и очень успешными людьми заключается в том, что вторые говорят «нет» почти всем.

Уоррен Баффет, предприниматель, инвестор

Перестаньте стремиться к совершенству

Многие люди постоянно только готовятся к активным действиям. Они ждут подходящего момента, чтобы начать — только тогда можно будет сделать что-то идеально.

В нас говорит чувство перфекционизма. Но проблема в том, что этот желаемый подходящий момент может так никогда и не наступить.

Просто возьмите и начните работать, стараясь по мере возможности, — в конечном итоге вы останетесь довольны.

6. Измеряйте и анализируйте

Основа удачного плана по повышению продуктивности — измеримость прогресса.

Неопределённые и общие цели не дают нам приятного ощущения выполненной работы. Когда мы наглядно видим свой прогресс или достигаем конкретных целей, то чувствуем себя намного счастливее и увереннее.

А ещё отслеживание собственного прогресса гарантирует, что вы не будете оценивать свои результаты по достижениям других. Ведь «сравнение — вор радости», как говорил Теодор Рузвельт.

Ставьте конкретные цели

Запишите пять личностных и профессиональных изменений, которых вы хотите достичь в течение следующих трёх месяцев. Выберите то, что для вас наиболее важно и что может серьёзно изменить вашу жизнь.

Формулируйте цели так, чтобы прогресс можно было отслеживать. Делайте это каждый месяц или даже неделю.

Проводите оценку эффективности

Ваша стратегия повышения продуктивности неизбежно отразится на рабочих задачах. Поэтому перед тем как приступить к новому проекту, установите личные критерии его успеха. Затем проанализируйте готовую работу на предмет соответствия этим критериям.

Запишите, что улучшилось благодаря тому, что вы стали продуктивнее. Отметьте, над чем ещё нужно потрудиться.

7. Упрощайте

Ключ к повышению вашей продуктивности — простота. И лучше, если это будет простота в максимально возможной степени.

Всех нас окружает столько сложностей, что становится трудно удержать всё под контролем и сосредоточиться на самом важном. Это относится и к личной, и профессиональной жизни.

Неконтролируемое расписание, заваленный почтовый ящик, огромный список дел, беспорядок в мыслях, недостаток времени, куча дедлайнов — что угодно. Это вызывает переутомление и ощущение замкнутого круга. В итоге вас ждёт постоянная усталость и стресс.

Поэтому старайтесь максимально упростить свою жизнь. Освободитесь от непродуктивной, крадущей энергию деятельности. Это позволит сосредоточиться на том, что принесёт вам самые большие результаты, радость и удовлетворение.

Эти семь правил — основные, но не обязательно сразу пытаться следовать им всем. Сперва попробуйте одно или два и посмотрите, как это отразится на вашей эффективности. Главное — начать.

Источник: https://Lifehacker.ru/povyshenie-produktivnosti/

Жадный малыш. Восемь советов как воспитать в ребенке щедрость и отзывчивость. – Детская психология

Проявление щедрости помогает быть более продуктивным: утверждения психологов

Кому из родителей не знакома ситуация, когда ребенок отказывается делиться любимыми игрушками с другими детьми? Многие задаются вопросом, откуда это вообще у него взялось? Ведь у нас в семье так не принято!

На самом деле детская жадность до определенного возраста вовсе не порок, а норма. Признак здорового развития психики малыша. Вот только дальнейшее отношение к материальным благам будет зависеть о того, как ему помогут справиться с этим взрослые.

Так как же воспитать в ребенке щедрость и отзывчивость? Попробуем разобраться. Начнем с…

Основные причины развития жадности у ребенка

  • Подмена родительского внимания материальными ценностями.

Жизнь в современном мире подразумевает сумасшедший ритм. Времени не хватает катастрофически.  Подобная ситуация приводит к тому, что родители начинают одаривать свое чадо подарками в виде игрушек, вместо того, чтобы просто проводить с ним время. Вместе гулять, играть. 

От этого у детей возникает прямая ассоциация вещей с любовью родителей. А любовью мало кто хочет делится. Тем более ребенок.

  • Чрезмерная забота, любовь и опека.Крайности всегда плохо сказываются на воспитании малыша. Излишняя зацикленность на ребенке формирует в нем эгоиста. Он начинает воспринимать все как должное. Считает, что не только родители, но и все вокруг ему должны. Не думая о том, что важна взаимность.
  • Страх, что игрушку сломают.В данной ситуации следует обратить внимание на то как вы, взрослые, реагируете на порчу игрушек. Если из-за каждой поломки ребенка ругают, то он начинает чрезвычайно трепетно относится к своим вещам, опасаясь оказаться наказанным.
  • Ревность. Тесно связан с первым пунктом. Настойчивое предложение поделиться собственными игрушками может быть воспринято как более теплое отношение к другому ребенку. Он может подумать, что того — второго малыша, которому предлагается игрушка любят больше, чем его.
  • Неуверенность. Даже некоторым взрослым свойственно самоутверждаться за счет материальных благ. Новый смартфон, дорогой автомобиль. Что уж говорить о детях? Предметы, характеризующие статус, конечно, выбираются другие. Но суть от этого не меняется.
  • Отстаивание собственных интересов.Тут тоже, все как у взрослых. Далеко не всем люди в сознательном возрасте готовы делиться даже с самыми близкими. Поэтому необходимо понимать, насколько та или иная игрушка ценна для малыша.
  • Упрямство. Это уже черта характера. И в данной ситуации, чем больше на ребенка оказывать давление, тем меньший прогресс будет достигнут. Ведь это становится делом принципа. А значит и поступать он будет с точностью да наоборот.

Какие бы причины не лежали в основе жадности у ребенка, задача взрослых — помочь ему все преодолеть. 

Рассмотрим далее практические советы.

Как вырастить ребенка щедрым и отзывчивым

  • Личный пример.Пожалуй, главным советом по воспитанию ребенка является мудрость: “Не воспитывайте ребенка — воспитывайте себя!”. Дети познают окружающий мир, в первую очередь, через родителей. Поэтому зачастую именно поведение родителей закладывает основы будущих поступков ребенка.

Если взрослые постоянно сокрушаются над любыми поломками вещей, неохотно делятся своими благами, то малыш вырастет точно такой же скрягой.

Так как именно подобное отношение станет для него нормой.

Рассказывайте ситуации, как вы проявляете доброту. Как помогаете людям по поводу и без. Демонстрируйте это в кругу семьи и вне.

Реагируйте спокойно на маленькие поломки. Не становитесь “Кощеем, чахнущим над златом”! Будьте великодушны. 

Гуляя по улице с ребенком, подкармливайте бездомных животных. Уступайте место в общественном транспорте пожилым людям и беременным девушкам. Дарите подарки родным и близким. Выбирайте их вместе с ребенком. Можно даже попросить о его совете. Пусть он принимает активное участие.

Не обсуждайте при нем финансовые проблемы. Ни в коем случае не упрекайте супруга в каких-либо денежных трудностях в присутствии малыша.

Не будьте малодушны. Не обсуждайте подарки, которые вам пришлись не по душе. Или не по цене. Другими словами, не зацикливайтесь сами на материальном. Тогда и ребенок будет относится к этому максимально спокойно.

А еще не забывайте о важности употребления слова “пожалуйста”. Не приказывайте, а просите. Подчеркивая тем самым ценность мнения маленького человечка.

Главное, помните: ваше поведение как шаблон для вашего крохи. Поэтому прежде, чем требовать от него искренней щедрости, попробуйте взглянуть со стороны на себя!

  • “Правильное” отношение.Как известно, большинство взрослых драм берут свое начало в далеком детстве. Гиперопека. Чрезмерная забота. Зацикленность на ребенке. Стремление сделать из своего малыша гения, совершенство, этакого  нового Эйнштейна или Илона Маска.  

Имеет место быть и другая крайность. Дефицит родительского внимания, любви. Минимум общения и совместного времяпрепровождения.

И то и другое в конечном итоге формируют “травмированную” психику детеныша. Он попросту не знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому ведет себя интуитивно. Или действует согласно какой-либо однажды сработавшей схеме. 

Например, родители много работали и вместо того, чтобы проводить время с ребенком, попросту откупались от него подарками. В его голове сложилась четкая ассоциация между материальными благами и проявлением любви. 

Другого он просто не знает. Поэтому становится жадным до каких-либо вещей. Ведь для него это очень личное. Он испытывает больше привязанности к предметам, а не к объектам. Так уж отложилось у него в сознании.

Для того, чтобы избежать подобной ситуации и вырастить ребенка с нормальным душевным состоянием нужно относится к нему с пониманием.

Важно знать и принимать его желания. Быть в курсе детских забот и переживаний. Уметь вовремя дать правильный совет. Стать настоящим верным  другом своему крохе.

  • Следить за собственными высказываниями. Детям свойственно воспринимать сказанные взрослыми фразы прямо. И с позиции чувств. 

К примеру, некоторые родители “пугают” ребенка словами: “Прибери игрушки или отдам их соседскому мальчику”. Такие высказывания заставляют малыша бояться за собственные вещи. Отчего он в дальнейшем опасается и делиться ими. Он думает: “А вдруг я сейчас сделаю что-нибудь не так и мне их не вернут”.

Кроме того, ни в коем случае нельзя обзывать ребенка жадиной. Тем более публично.

Во-первых, такой подход имеет прямо противоположный эффект. Сознание программируется на жадности, именно на ней оно зацикливается и ребенок вырастает слишком щепетильным к своим вещам.

Во-вторых, публичное оскорбление малыша делает его уязвимым перед внешним миром. Вследствие чего малыш вырастет зависимым от общественного мнения. Что также пагубно скажется на его дальнейшей жизни.

  • Игнорируйте проявления жадности. Хвалите за щедрость. Психологи советуют бороться с жадностью игнорируя ее проявления у ребенка. То есть попросту не обращать внимания на те ситуации, когда малыш отказывается чем-либо делиться. 

Зато настоятельно рекомендуют заострять внимание на благих поступках. Когда кроха самостоятельно принимает решение и предлагает вам или кому бы то ни было  что-нибудь свое — поощряйте! Хвалите, ставьте в пример. Покажите насколько это хороший поступок и как вам приятно от того, что вами поделились.

Это формирует позитивный опыт. Вырабатывает схему мышления, при которой, ребенок начинает испытывать положительные эмоции от совершенных действий. Сам того до конца не осознавая, он будет стремиться  получать их снова и снова.

  • Знакомьте ребенка с проявлениями щедрости на примере мультфильмов и сказок.В любом деле хорошо совмещать приятное с полезным. Особенно когда дело касается воспитания детей.

Пару — тройку раз в неделю заведите себе за правило читать и смотреть “нужные” произведения с ребенком осмысленно. Существует множество книг и мультиков, наглядно показывающих, что делиться — это приятно.

Не забывайте про игры. Создавайте маленькие театральные представления с помощью имеющихся игрушек, демонстрирующие плюсы щедрости и минусы жадности. Вовлекайте ребенка в представление. Сделайте его одним из действующих лиц.

Чем нагляднее преподносится материал, тем быстрее он воспринимается.

  • Уважайте личное пространство ребенка. Сложно стать щедрым, не имея собственности. Личное пространство необходимо каждому человеку. Не только взрослому, но и ребенку. 

Задача родителей — научиться уважительно относиться к тому, что принадлежит малышу. Позволить ему самостоятельно распоряжаться своими вещами. Не трогать без его разрешения. Таким образом, он начинает понимать, что вы соблюдаете границы его личного пространства.

Далее в голове крохи возникнет мысль о том, что у других детей также существуют собственные границы. Появится уважение к ним. 

Не стоит заставлять его делиться тем, что для него имеет особое значение. Лучше позволить ему самому принимать подобные решения.

В таком случае ребенок не будет чувствовать себя обязанным. А проявление щедрости станет искренним. Отзывчивость и желание делиться  — это благородные порывы. Действия, совершенные по принуждению, нельзя называть щедростью.

  • Делайте сюрпризы.Когда малыш растет в условиях дефицита и жестких ограничений ему трудно понять всю прелесть проявления щедрости. Ведь сам испытывает постоянную нехватку чего-либо. Так как же он может охотно делится тем, что сам видит только по праздникам?!

Логика ребенка в этой ситуации прозрачна. Он думает о том, что ему и самому то мало. А ему предлагается отдать часть столь “дорогого сокровища”.

Избежать подобной ситуации родителям вполне под силу. Никто не говорит о роскошных дарах собственному чаду. Но пару раз в неделю баловать ребенка маленьким сюрпризом может каждый. 

Раскраска, конфета, игрушка, книжка. Подойдет что угодно. Лишь бы малыш испытывал удовлетворение. Чувствовал, что у него есть то, что ему необходимо. 

Насытившись вдоволь, он начнет думать о том, что не всем так везет, как ему. Вот тогда то он и захочет поделиться.

  • Научите меняться.Начните практиковать обмен в домашних условиях. Ребенок хочет взять вашу книгу, попросите у него взамен его книжку. Действуйте по ситуации, каждый раз предлагая равноценный обмен. 

Показывайте, как вы рады, что малыш согласился на предложенные условия.

Крохе важно знать, что вещь отдается не навсегда (если, конечно, речь не идет о съедобном лакомстве). Заранее разъясняйте малышу, что после того, как другой детеныш наиграется, он все вернет обратно. Все станет как раньше и все останутся довольны.

Взрослые, даже опытные родители не застрахованы от ошибок. Конечно, каждый желает своему чаду только добра. Но иногда просто не понимает, что делает что-то не так. 

Ниже приведены советы о том, чего нельзя делать, сталкиваясь с проявлениями жадности у ребенка.

  • Ругать и наказывать. Когда ситуация выходит из под контроля, лучше попросту  убрать предмет раздора с детских глаз.
  • Обзывать ребенка словом “жадина”, называть “жадным”, высмеивать это.
  • Принуждать ребенка делиться своими игрушками с другими против его воли.
  • Насильно отбирать у ребенка игрушку, чтобы отдать ее другому малышу.
  • Позволять другим людям критиковать вашего ребенка.
  • Заставлять ребенка испытывать чувство вины и стыда из-за того, что он не поделился. Например, показывать на плачущего малыша, расстроившегося из-за того, что ему не дали чужую игрушку.
  • Запугивать ребенка угрозами. Грозить, что с таким жадным характером он будет никому не нужен и останется один.

Родителям важно понимать, что жадность — это признак развития вашего крохи. Это нормально!

Со временем, при “правильном” отношении родителей и близких чрезмерная привязанность к собственности сойдет на нет. 

С возрастом, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от добрых поступков. А поддержка и одобрение со стороны родителей придаст уверенности в том, что малыш все делает правильно.

Источник: https://kidspsychology.ru/psixologiya-vospitaniya/vosem-sovetov-kak-vospitat-v-rebenke-shhedrost/

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Проявление щедрости помогает быть более продуктивным: утверждения психологов
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением.

Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу.

Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги.

Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: