Публичное должностное лицо – это кто? Перечень

Содержание
  1. Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции
  2. Основные тезисы
  3. Функции должностного лица
  4. Определяющие понятия
  5. Характер исполняемых функций
  6. Правовое основание
  7. Характеристика органов
  8. Примеры должностных лиц
  9. Должностное лицо в КОАП
  10. Субъект ответственности
  11. Уголовное право
  12. Категории должностных лиц
  13. Права и обязанности
  14. Правонарушения должностных лиц
  15. Наказание за правонарушения
  16. Как 115-ФЗ заставляет бухгалтеров и юристов следить за клиентами
  17. Идентификация
  18. Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества
  19. Организация внутреннего контроля
  20. Фиксирование и хранение информации
  21. Прием и обслуживание публичных должностных лиц
  22. Что такое должностное лицо? Полномочия и обязанности должностного лица
  23. Значение понятия
  24. Раскрытие понятия в КоАП РФ
  25. публичных обязанностей
  26. Статус должностного лица
  27. Особенности работы должностного лица в сфере административного права
  28. Различия между должностными лицами и обычными гражданами
  29. Правила выявления должностных лиц
  30. Должностные лица: права и обязанности
  31. Задачи субъектов
  32. Типы административных органов
  33. Публичные и частноправовые должностные лица и их статус
  34. Право должностного лица
  35. Административная ответственность для должностных лиц
  36. Законодательство для должностных лиц

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Публичное должностное лицо - это кто? Перечень

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.
2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Как 115-ФЗ заставляет бухгалтеров и юристов следить за клиентами

Публичное должностное лицо - это кто? Перечень

Для многих работников бухгалтерской сферы, а также лиц, оказывающих юридические услуги, является открытием, что в достаточно специфическом «антиотмывочном» законе есть требования, которые распространяются и на них.

Стоит разобраться подробнее, кто является субъектом закона № 115-ФЗ и что нужно делать, чтобы его соблюдать.

В соответствии со статьей 7.1, субъектами закона являются: адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Но только в том случае, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или другим имуществом. Сюда относятся:

  • сделки с недвижимостью;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Сам по себе факт оказания бухгалтерских услуг не является основанием для следования требованиям 115-ФЗ.

Если речь идет только о расчете заработной платы, работе с первичными документами бухгалтерского учета (занесением первичных документов в программное обеспечение) и другой работой, не связанной с управлением деньгами и имуществом клиента, то бухгалтеру не нужно изучать и соблюдать «антиотмывочный» закон. 

Но нередко те, кто занимается оказанием бухгалтерских услуг, управляют банковским счетом клиента, то есть, проводят по нему операции или готовят их. Вот какие требования закона они обязаны соблюдать: 

  • идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте.
  • принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  • организовывать внутренний контроль.
  • фиксировать и хранить информацию.
  • принимать на обслуживание публичных должностных лиц по правилам 115-ФЗ.

Идентификация

Итак, на первоначальном этапе необходимо провести идентификацию клиента по правилам 115-ФЗ. Если речь о физическом лице, это ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и иные сведения, предусмотренные 115-ФЗ.

Если клиент юридическое лицо или иностранная структура без образования юридического лица, нужно установить наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, адрес и т.д.

Также необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с оказывающей бухгалтерские услуги организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента, а также в случае необходимости принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента. 

Кроме того, из закона следует обязанность устанавливать бенефициарных владельцев клиентов и находить о них информацию, руководствуясь перечисленными выше требованиями.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, должны выявлять среди своих клиентов людей и организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения.

Информация о таких лицах и организациях доступна на сайте Росфинмониторинга. Если клиент оказался в таком списке, его средства нужно немедленно заблокировать и сообщить об этом факте в Росфинмониторинг.

На это по закону есть максимум один рабочий день.

На сайте Росфинмониторинга необходимо зарегистрировать личный кабинет, потому что в случае выявления подозрительных операций бухгалтер должен отправить формализованное электронное сообщение в Росфинмониторинг (еще можно использовать специализированное ПО).

Организация внутреннего контроля

Закон возлагает на бухгалтеров обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, закон обязывает назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК, при этом критерии, которым должны соответствовать такие должностные лица, установлены нормативными актами.

Тем, кто проигнорирует требования по разработке правил, грозит административная  ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Начиная с 2018 года органы прокуратуры стали иногда проверять ПВК у организаций, оказывающих бухгалтерские услуги, и в случае их отсутствия или несоответствия требованиям закона направлять представление об устранении нарушений.

Фиксирование и хранение информации

Информацию, полученную в результате реализации ПВК, нужно документально зафиксировать, если:

  • сделка носит запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • клиент неоднократно совершал операции или сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных № 115-ФЗ;
  • клиент отказывается от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях ПОД/ФТ;
  • что-то еще дает основания полагать, что сделки осуществляются в целях ПОД/ФТ.

Все документы нужно хранить не меньше 5 лет после окончания обслуживания клиента.

Таким образом, если бухгалтер сочтет поручение клиента по переводу денежных средств странным или не соответствующим деятельности (допустим, перевод на значительную сумму за оказание нехарактерных услуг, с сомнительными первичными документами), он обязан в соответствии с ПВК зафиксировать информацию. А если такие поручения носят систематический характер, то эти операции уже можно оценить как подозрительные (направленные на легализацию средств, полученных преступным путем), и  бухгалтер обязан направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение.

Прием и обслуживание публичных должностных лиц

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы определить, не является ли их клиент или потенциальный клиент публичным должностным лицом.

К ним относятся иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, а также лица, занимающие в России государственные должности, должности членов Совета директоров Центрального банка, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом или правительством, должности в ЦБ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые президентом.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В отношении иностранных публичных должностных лиц бухгалтер обязан уделять повышенное внимание операциям, которые проводят их близкие родственники, и принимать меры по определению источников происхождения денег и имущества. То же самое касается российских публичных должностных лиц, если бухгалтер присваивает их операциям высокую степень риска.

Соблюдение требований №115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (как в форме юридических лиц, так и в форме ИП), требует большого внимания, серьезных организационных усилий и подготовки многочисленных документов.

С учетом особого внимания контролирующих органов к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ формируется явная тенденция к усилению ответственности за несоблюдение обязанными лицами требований №115-ФЗ.

Что еще почитать:

  • Что подлежит разделу при разводе с супругом — индивидуальным предпринимателем
  • Развод и раздел имущества
  • Можно ли вывозить ребёнка за рубеж без согласия второго родителя. И что делать, если согласие не дают?

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/fmggroup/kak-115fz-zastavliaet-buhgalterov-i-iuristov-sledit-za-klientami-5dee6040e6e8ef00afe3b3fb

Что такое должностное лицо? Полномочия и обязанности должностного лица

Публичное должностное лицо - это кто? Перечень

Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.

Значение понятия

Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях.

Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений.

В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

Раскрытие понятия в КоАП РФ

В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.

В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:

  • местное самоуправление;
  • вооруженные силы страны;
  • муниципальные и государственные организации.

Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.

публичных обязанностей

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.

В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:

  1. Постоянный.
  2. Временный.
  3. Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.

функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.

Статус должностного лица

Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.

Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.

Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.

Особенности работы должностного лица в сфере административного права

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.

В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее.

По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий.

Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.

Различия между должностными лицами и обычными гражданами

При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.

В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели.

В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций.

У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.

Правила выявления должностных лиц

Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.

Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.

Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

Должностные лица: права и обязанности

Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов.

Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.

Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.

К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.

Задачи субъектов

Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.

Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:

  • нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
  • хулиганство мелкого типа;
  • распитие алкогольных напитков;
  • появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
  • нарушение безопасности при движении на дорогах.

Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.

Типы административных органов

Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.

Группировка органов происходит следующим образом:

  1. Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
  2. Исполнительные властные органы.
  3. ОВД.
  4. Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
  5. Мировые, районные, областные судьи.

Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.

Источник: https://FB.ru/article/444593/chto-takoe-doljnostnoe-litso-polnomochiya-i-obyazannosti-doljnostnogo-litsa

Публичные и частноправовые должностные лица и их статус

Публичное должностное лицо - это кто? Перечень
Определение 1

Физические лица, у которых есть государственно-властные полномочия или которыми осуществляется исполнительно-распорядительная в негосударственных органах, организациях, учреждениях, являются должностными лицами.

Для взаимоотношений должностных лиц характерной является служебная соподчиненность: должностным лицом определяется мера легитимного поведения других лиц, которые являются участниками правоотношений и должен выполнять правомерные требования вышестоящего начальства.

У должностного лица есть право на установление и изменение прав и обязанностей, что приводит к тому, что возникают или прекращаются административные отношения в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Исходя из этого, статус должностных лиц распространяется на любые физические лица публичного или частного права, действия которых могут повлечь за собой факт возникновения, приостановления, изменения или прекращения юридически значимого события или обстоятельства (юридического факта).

Статус должностных лиц обуславливается правовой регламентацией их полномочий и не является зависимым от объективной реализации.

У должностного лица, в зависимости от существа административного отношения, есть право на осуществление вверенных ему прав и обязанностей либо на воздержание от данных дейтсвий.

То, что публичная и частноправовая деятельность отождествляется и относится к ведению должностных лиц является характерным исключительно для административного права: должностные лица в уголовном праве наделяются исключительно публичными полномочиями (примечание 1 к 285 статье Уголовного кодекса РФ).

Должностные лица могут различаться на основании того, что содержится в их публичных обязанностях.

Должностные лица, которые наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями выполняют функции, которые возлагаются на них в соответствии с законом, нормативными актами, приказами или распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

Специальные полномочия, определяющие статус должностных лиц, являются ограниченными сроками государственно-служебных обязанностей или могут быть прекращены в момент, когда исполняется служебное поручение, возложенное на них нормативными актами или распоряжениями.

Определение 2

Должностными лицами, у которых имеются публичные административные обязанности, также являются государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностных могут распространяться на государственных и муниципальных служащих, которые подчинены им, но помимо этого и на лиц, которые не зависят от них на основании службы.

У указанных должностных лиц есть право на принятие решений, которые являются обязательными для исполнения в лице граждан и организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности.

У должностных лиц органов местного самоуправления также имеются властные административные обязанности, но право на их осуществление действительно только в исполнительно-распорядительных муниципальных органах, которые не являются государственными.

Исходя из этого можно утверждать, что возлагаемые на них обязанности не являются государственно-властными.

Должностными лицами в публичном праве также являются лица, которые занимаются осуществлением властных административных обязанностей в государственных и муниципальных органах. Физические лица в коммерческих и некоммерческих организациях, у которых имеются административные обязанности, являются должностными лицами частного права.

Должностные лица частного права, также как и должностные лица государственных и муниципальных органов, имеют распорядительные полномочия, но данные полномочия не властные, хоть и являются обязательными для исполнения подчиненными лицами, которые находятся с ними в трудовых отношениях.

Должностными лицами частного права осуществляется коммерческая деятельность, что является невозможным для лиц, у которых имеются публичные правомочия.

Право должностного лица

На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.

По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.

Замечание 1

Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение.

У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием.

Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности.

То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.

Пример 1

К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.

Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц.

Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.

Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.

Замечание 2

Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.

Опиши задание

Административная ответственность для должностных лиц

Должностные лица могут нести административную ответственность исключительно на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (1 абзац 24 статьи Кодекса об административных правонарушениях). Должностным лицом сохраняется юрисдикционный статус по отношению к собственной проф.

деятельности, в случае совершения должностными лицами нарушений общественного порядка (например, мелкое хулиганство или незаконное распитие алкогольных напитков, необходимо соответственно обращаться к статьям 20.1 и 20.

20 Кодекса об административных правонарушениях) не может быть принят во внимание должностной статус нарушителей и последних должны привлекать к понесению ответственности на общем основании с другими физическими лицами.

Административная ответственность в случае проступков должностного лица предусматривается в отдельных федеральных законах, например в статьях 289-306 БК, которые определяются виды правонарушений в бюджетном законодательстве, понятия «должностного лица» нет, но правонарушители в данном случае – это лица, которые наделены государственно-властными полномочиями, занимающие руководящие должности в хозяйственной сфере и муниципальных органах а также другие лица, которые осуществляются функции должностного лица так, как это предусматривается на основании определения должностных лиц, содержащегося в примере 1 к статье 285 Уголовного кодекса.

Замечание 3

В зависимости от того, какие цели и предназначение деятельности присутствует, можно выделить частноправовые и публичные должностные лица.

Определение 3

Публичным должностным лицом является должностное лицо государственного, муниципального или специального публичного органа (например, Банк России, Счетная палата, Следственный комитет Российской Федерации), должностное лицо публичной некоммерческой организации – государственной корпорации, государственной компании, бюджетного, автономного и казенного учреждения, саморегулируемой организации, а также должностное лицо публичной коммерческой организации – открытого акционерного общества с государственным участием, государственного и муниципального унитарного предприятия.

Должностное лицо частного права осуществляют свою деятельность в коммерческих организациях, основная цель которых – извлечь прибыль, или в некоммерческих организациях, которые предназначены для того, чтобы осуществлять непубличную деятельность.

Статус частноправового должностного лица обусловливается на основании его процессуального права и обязанностей в качестве субъекта административного правонарушения.

Опасность для общественности правонарушения, которые совершаются в лице частноправового должностного лица, как правило может превышать вред (ущерб), который причиняется правоохраняемым интересам лицами, не наделенными должностными полномочиями, по этой причине в Кодексе об административных правонарушениях устанавливаются для должностного лица более обременительные штрафные санкции по сравнению с другими нарушителями – физическими лицами. На основании этого юрисдикционная значимость частноправового должностного лица обусловливается:

  1. на основании презумпции значимости того, какой им причиняется вред или ущерб;
  2. наделения их дополнительными правами и обязанностями в случаях, которые специально предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях;
  3. распространенности совершаемого правонарушения.

По отношению к последнему критерию необходимо отметить специфику субъектного состава Кодекса об административных правонарушения: практически во всех случаях санкциями статей КоАП устанавливается ответственности для частноправового должностного лица, к примеру публичное должностное лицо – субъект административного правонарушения, которое предусмотрено в статье 14.9 (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), 3 части статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий), 2 часть статьи 14.35 нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества), статья 19.74 Кодекса об административных правонарушениях (непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).

Законодательство для должностных лиц

В законодательстве субъектов Российской Федерации устанавливается ответственности публичного лица исключительно в особых случаях, к примеру, на основании Кодекса об административных правонарушениях города Москва административная ответственность для должностного лица предусматривается в случае совершения проступков, которые установлены в статье 7.

27 (факт несоблюдения организациями лимита энергопотребления) и статье 7.29 (факт несоблюдения порядка того, как должно быть декларировано энергопотребление). По отношению к данным составам и субъектом правонарушений в административной сфере деятельности существуют также публичные юридические лица, которые создаются в организационно правовой форме гос.

учреждений или государственных унитарных предприятий, должностные лица гос. организаций, являющихся нарушителями в данном случае могут быть привлечены к ответственности вне зависимости от того, какая имеется квалификация корпоративных правонарушений (часть 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Факт привлечения к ответственности публичной организации на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ и г. Москвы отдельно, возможен только в случаях, которые указаны в КоАП РФ и г. Москвы, и при этом в них не предусматривается ответственность государственного или муниципального органа.

Общей тенденцией федерального и московского законодательства является квалификация по преимуществу проступки частноправовых субъектов.

Замечание 4

Примечательным является то, что в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливаются признаки, квалифицирующие частноправовые и публичные должностные лица, но привлечение последних к понесению административной ответственности является более редким явлением.

Санкции в случае налоговых правонарушений в большинстве случаев применяют к должностным лицам коммерческих организаций.

Санкциями, которые определяются на основании Бюджетного и Налогового кодекса, в отличии от Кодекса об административных правонарушениях, не предусматривается дифференциация наказаний, которые были совершены в лице должностных лиц и лиц, которые не наделены полномочиями должностных лиц: в случае выявления обстоятельств, которые отягчают ответственность за совершение налоговых правонарушений, может быть принято во внимание только повторение поступков лицом, к которому уже применялись налоговые санкции.

Вывод 1

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnaja-otvetstvennost/publichnye-i-chastnopravovye-dolzhnostnye-litsa/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: