Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

Время больших караванов: Таджикистан на Великом шелковом пути

Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Великий шелковый путь – эти слова ассоциируются с караванами, везущими экзотические товары по долгому и опасному маршруту через знойные пустыни и горные кручи, от цветущих городов Средиземноморья через Центральную Азию к загадочным “людям шелка”, как в античности называли китайцев.

За купцами следовали религиозные проповедники, ученые, художники, поэты, неся за собой новое слово в культуре, искусстве и архитектуре.

Но нередко мерное звучание колокольчика на шее верблюда сменял лязг оружия и шум боевых колесниц – тогда целые народы покидали обжитые места, становились беженцами и поглощались разными сообществами, обитавшими вдоль Шелкового пути.   

Великие переселения изменили восприятие друг друга народами Востока и Запада, а торговля и обмен технологиями стали настоящим мостом между двумя цивилизациями, вобравшим в себя все самое значимое с обеих концов гигантского евразийского континента.  

От ариев – к Китаю и Риму  

Великие маршруты Евразии фактически были проложены еще древними индоиранцами, прародителями множества народов, расселившихся сегодня от Каспия до побережья Индийского океана.  

Во II тысячелетии до н. э. индоиранцы, заселявшие земли Южного Урала, Поволжья Северного Казахстана, стали продвигаться в Центральную Азию, Индию и Иран.

Другой индоевропейский народ, именуемый тохарами, через север Евразии переместился на юг Сибири и запад Китая.

Позже с этой территории их ираноязычные потомки Большие юеджи захватили Бактрию, создали могущественную Кушанскую империю и дали название южным районам Таджикистана – Тохаристан.

В Таджикистане археологи нашли кушанскую гробницу с золотым кентавром

Во времена античности, в VI-IV веках до н. э. практически над всей Центральной Азией и Ближним Востоком простирается власть могучей Ахеменидской империи. Сильной державе нужна развитая логистика, и персы прокладывают сквозь пустыни и степи прямо в горы Азии устойчивые маршруты, официально упомянутые в документах царского двора.

В древнем Иране впервые был создана государственная “царская дорога”, протяженностью более 2400 км с дорожными станциями через каждые 30 км. “Отец истории” Геродот так писал о логистических достижениях Ахеменидов: “нет на свете ничего быстрее этих гонцов, так умно устроена у персов почтовая служба”.

архив М.Мамадназарова

Бактрийцы и саки-тиграхауда несут дары царю – ахеменидский рельеф в Персеполисе

     

На рельефе в ахеменидском дворце Персеполиса спустя тысячи лет отчетливо видны высеченные профили “делегаций”, несущих дары. Вот бактрийцы с кубками в руках ведут под узды верблюда, на другом – саки в остроконечных шапках преподносят коня, держа золотые браслеты в скифском “зверином стиле”.    

После завоеваний Александра Македонского торговые пути, проложенные Ахеменидами, продолжали развиваться, и к началу II века гигантский трансконтинентальный маршрут длиною почти в 10 тысяч километров соединял самые дальние окраины Евразийского материка, контролировавшегося двумя античными сверхдержавами – Римской империей и царством Хань.

Нашатырь на продажу

Купцы из Рима охотно покупали в Бактрии индийские специи и изящные украшения, а в Китае чай, фарфор и, конечно, главный экспортный товар Поднебесной – шелк. Так формировался Великий шелковый путь.

Торговые пути античности средневековья именовались по наиболее ценному и востребованному товару и могли быть не только шелковыми, но и нефритовы­ми, бумажными, пушными и лазуритовыми. К примеру, последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его к царским дворам древней Ассирии, Египта и Индии.

Минерал был настолько ценен, что в древности для разработки и транспортировки бадахшанского лазурита в северном Афганистане носители хараппской (древнеиндийской) культуры создали шесть отдельных колоний-поселений.

По трассам передавались не просто товары на продажу, а технологии, ремесла и ценные химические препараты.

Так, в ряде дошедших до наших времен средневековых грузовых накладных в качестве товара числился нашатырь, применявшийся в качестве присадки к металлам и также для обработки шкур.

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

Но дороги между городами служили не только купцам и ремесленникам. Маршрут между Западом и Востоком стал дорогой, по которой проходило слияние греческих и местных восточноиранских традиций. Иллюстрацией искусства этой эпохи служит храм огня Тахти Сангин, раскопанный на юге Таджикистана; клад Окса, украшающий ныне коллекцию Британского музея; а также город Айханум на севере Афганистана.

Золотой сосуд в форме рыбы из амударьинского клада

Позднее, в эпоху Кушанского царства, в этот сплав органично вплелись индо-буддийские элементы. Буддизм при посредничестве восточных иранцев из Центральной Азии стал проникать в западные районы Китая. Выходец из Парфии, ученый Ань-Ши-Тао перевел на китайский язык буддийские сочинения.

Таджики следят за торговлей                    

Наивысшего расцвета Великий шелковый путь достигает в раннем Средневековье (V-VIII века) благодаря экономической и культурной роли предков таджиков – согдийцев, бактрийцев-тохаристанцев и саков.

Особую роль играли предприимчивые согдийцы, которые создавали торговые колонии от города Судака (Сугдак – Согдийский) в Крыму до Китая и Индии. За тысячи километров от своей родины они возводили города, дворцы, храмы, привносили в этот многообразный мир новые религиозные воззрения – зороастризм, буддизм, манихейство и несторианское христианство.

архив М.Мамадназарова

Буддийский храмово-монастырский комплекс Аджина – тепа со скульптурой Будды в Нирване. Южный Таджикистан. VII в

Благодаря обширным торговым связям согдийцы стали самой влиятельной иностранной общиной в Китае. Главным торговым партнером Китая в V-VIII веках считался не Константинополь и не Багдад, а Самарканд. Согдийский же язык стал средством межнационального общения и письменности. В VI веке он стал государственным письменным языком Первого Тюркского каганата.

В 568 г. согдиец Маниах во главе посольства западно­тюркского кагана прошел по северному пути через Каспий, Кавказ в Византию. Также известна история согдийца из Бухары Ань Лушаня (VIII в.

), иранское имя которого Равшан или Рушан, ставшего самым влиятельным военачальником Китая, удостоившимся чести быть изображенным на монетах специального чекана. В 718 г.

согдийцы послали в Китай в качестве подарка свою кольчугу, которая была принята образцом для китайской армии.

Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Персию

После образования в IX веке централизованного таджикского государства Саманидов, Центрально-Азиатский регион стал играть ключевую роль на Великом Шелковом пути.

Саманиды – преемники согдийцев и бактрийцев стали “ретрансляторами” ислама на север и северо-восток в кочевую тюркскую среду.

Они способствовали строительству монументальных караван-сараев, а их, по свидетельству арабского географа Истахри, в X веке было более 10 тысяч, и располагались они друг от друга на расстоянии однодневного перехода.

архив М.Мамадназарова

Караван-сарай Рабати – Малик между Самаркандом и Бухарой Фото и графическая реконструкция

Великолепным образцом монументального караван-сарая может слу­жить Рабати-Малик (X–XI в.в.), расположенный на Царском пути между Самаркандом и Бухарой.

Даже в заоблачных долинах Памира, в Базардаре на высоте 4000 м над уровнем моря построен караван-сарай. Из этого города в XI веке в Центральную Азию поставлялось серебро.

С XI века тюркские правители Центральной Азии сменяли друг друга, но неизменной сохранялась торговля между Малой Азией, Ближним и Дальним Востоком.

Своеобразными путеводителями раннего Средневековья были дневники и заметки путешественников, купцов и ученых, к примеру “Сафар-наме” (“Книга путешествий”) таджикского философа Носира Хусрава или “Сурат-ул-Арз” арабского географа Ибн Хаукаля.

Увы, мирную торговлю на Шелковом пути в XIII веке нарушило разрушительное монгольское нашествие, ставшее настоящей катастрофой для Центральной Азии. Значение сухопутного торгового маршрута заметно угасает, хотя некоторые из его ответвлений, названные “капиллярными путями” просуществовали до начала XX века в высокогорном узле, связывающем Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан и Индию.

Не шелком единым

Но чем же именно торговали наши предки помимо китайской роскоши и собственных драгоценных минералов?

Из Ферганской долины в западные и восточные регионы отправляли бирюзу, оружие, ткани из хлопка, медь. Отсюда же в Китай поставляли знаменитых “небесных”, ферганских коней.

Сила лошади и мастерство всадника: праздничный бузкаши в Душанбе

До этого времени китайцы использовали мелких лошадей, и понятно их восхищение высокорослыми скакунами, ставшими одним из главных объектов регионального экспорта. Так, жившие в Восточном Туркестане (современный Китай) вожди тохаров, скупали ферганских коней для борьбы с гунами и особенно для своего стремительного продвижения на юго-запад и захвата Греко-Бактрии.

Из уструшанского города Мадисманда поставляли лучшие в Согде мечи и ножи; из Гиссарской долины везли зерно, шафран, из Бутама в Верхний Зеравшан везли золото, серебро, серу; из Бадахшана – благородную шпинель, лазурит, гранат и опять же золото. В X веке в Европе бадахшанский лазурит использовали как основу для ультрамариновой краски, которой расписывали дорогие рукописи.

Шелковый путь был всегда дорогой с двухсторонним движением, и из Китая по этим же проторенным путям шли караваны с шелком, красителями, порохом, чаем, пряностями, бронзовыми зеркалами, фарфором. Китайское влияние ощущалось и в художественных сюжетах согдийской живописи, манере письма, а также моде.

Торговые трассы древности неизменно пролегали по территории современного Таджикистана. Наличие сравнительно удобных и простых маршрутов в горном массиве способствовало тому, что из пяти наиболее известных трасс Великого шелкового пути три проходили по таджикскому высокогорью.

Реконструировать их возможно по узнаваемым природным и историко-культурным памятникам, географическим названиям, а также греко-римским, китайским, согдийским, персидско-таджикским и арабским письменным источникам.

архив М.Мамадназарова

Карта торговых путей проходящих в древности и средневековье через Таджикистан

Первый путь, Согдийский, проходил из Самарканда в Коканд через Пенджикент, Истаравшан и далее в Ферганскую долину. Второй, называемый иногда “Каратегинским”, соединял Термез с китайским Кашгаром и проходил через Гиссар, Душанбе, Гарм, долины киргизких рек и Алайскую долину.

Третий, известный как “Хатлонский”, вел из Балха в Кобадиан, Левканд и в районе Вахдата соединялся с каратегинским путем. Другое ответвление из Куляба вело через Дарваз на Памир. И наконец, четвертый путь, называемый “Памирским”, вел из афганского Балха в Шугнан и Хорог, разделяясь на три ветви.

Чему учат древние

О Великом шелковом пути, объединявшем в прошлом Восток и Запад, вспомнили в 1990-х годах, когда была разработана комплексная программа ЮНЕСКО “Шелковый путь – путь диалога”, которая была призвана обратить внимание на богатое историко-культур­ное наследие народов, проживающих в регионе.

В 1989-1991 гг. в рамках программы через Таджикистан прошли маршруты двух Международных автомобильных экспедиций “Шелковый путь” и “Степной путь”. Основную часть участников автопробега составили ученые и журналисты различных стран мира, пред­ставители японской телекомпании “Асахи”, снимавшие фильм о Шелковом пути.

Уникальные памятники археологии и архитектуры, неповторимая по красоте природа – это то, что привлекает зарубежных туристов в Таджикистан. Увы, сами мы иногда этого не замечаем.

Мы привыкли к тому, что ученые исследуют прошлое как историю государств, смену династий, череду войн. Однако сегодня для нас становится важным изучение интеллектуальной истории, научных открытий, сделанных в Центральной Азии, Индии, Иране и Китае.

Экскурс в древность и Средневековье позволит подтвердить закономерность процесса единения стран во времени и пространстве на разных этапах развития, раскрыть историю глобальных передвижений народов, языков, идей, распространения культурных, материальных и духовных ценностей. Знакомство с богатым наследием прошлого позволит извлечь из него надлежащие уроки для настоящего и будущего.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/opinion/20200616/1031420523/velikiy-shelkovyy-put-istoriya-china-tajikistan.html

«Путешествие сквозь время: по следам Великого шелкового пути» (круглогодичная программа) АРХИВ

Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

Предполагаемая целевая аудитория: широкий круг потребителей: взрослые, семейный отдых, пожилые люди, иностранцы, студенты

Сезон: январь-декабрь (круглогодично).

Продолжительность тура: 3дня/2ночи

Населенные пункты, через которые проходит маршрут:

Астрахань – с. Евпраксино – с. Алтынжар – с. Козлово – Астрахань

Карта маршрута:

1 день: Астрахань

2 день: Астрахань –  с. Евпраксино (Приволжский район) – Астрахань (60 км)

3 день: Астрахань  –  с. Алтынжар (Володарский район) –  с. Козлово (Володарский район) – Астрахань (140 км)

Программа тура:

1 день

Прибытие в Астрахань (авиа, ж/д, автобус). Самостоятельное размещение в отеле.

09:30 Встреча с экскурсоводом. Посадка в Автобус.

Выезд из отеля на экскурсию по Астрахани (общая продолжительность экскурсии 6 часов).

Экскурсия начинается с посещения сердца города – белокаменного астраханского кремля. Во время экскурсии представится возможность увидеть развод караула Гаупвахты кремля, услышать залпы из настоящих пушечных орудий, принять участие в костюмированной фото-сессии со «стрельцами» и «гренадерами Астраханского полка».

Посещение сувенирной лавки и рыбного салона. За дополнительную плату – мастер-класс по чеканке монеты с профилем белокаменного кремля или других символов Астрахани.

12:00 Обед в кафе (знакомство с блюдами астраханской рыбной кухни).

13:15 Продолжение экскурсии.

Посещение исторических экспозиций астраханского краеведческого музея. Осмотр уникальной коллекции «Золото сарматов» – золотойсокровищницы таинственных артефактов древнейших цивилизаций, созданных около 2000 лет назад. На экспозиции «История и культура народов Астраханского края»  –  знакомство с традициями и обычаями народов, населяющих территорию Астраханской области.

За дополнительную плату – заказ реплик сарматских артефактов (пектораль–нагрудный символ власти сарматского вождя, поясные пряжки и фалары с изображением древних тотемных символов и др.).

16:00 осмотр экспозиций Астраханской картинной галереи, история которой напрямую связана с астраханским купечеством и российскими купцами-меценатами.

17:30 Возвращение в отель. Свободное время.

18:00 Ужин в отеле (за дополнительную плату).

2 день

08:00 Завтрак в отеле. Посадка в автобус. Выезд на экскурсию «Астрахань купеческая» (3 часа).

В экскурсию включена интерактивная театрализованная программа МКЦ «Дом купца Г.В. Тетюшинова».

В прогулке по резному купеческому бревенчатому дому, словно сошедшему со страниц русской сказки, гостей сопровождают сам купец Григорий Васильевич Тетюшинов, его супруга Глафира Ивановна и дочь Лиза.

Они расскажут о секретах купеческого быта и познакомят с укладом жизни конца XIX в. На память об этой встрече гости сделают фото в исторических костюмах, а также примут участие в творческом мастер-классе по созданию славянских оберегов.

12:00 Обед в кафе.

13:00 Переезд в с. Евпраксино (28 км).

13:40 Театрализованная программа «Праздник народных ремёсел» на ремесленном подворье «Евпраксия».

У ворот подворья гостей встречает фольклорный коллектив «Старинушка» с величальными песнями и хороводами. Экскурсия по ремесленным мастерским знакомит с народными промыслами и историей ремесленничества.

Посещение сувенирной лавки и выставочного зала с фотозоной, где можно сделать памятные фото в народном интерьере.

После чаепития с блинами и настоящим русским самоваром – участие в обрядовых играх, песнях и хороводах.

За дополнительную плату  – один из мастер-классов народных ремесел, в ходе которого собственными руками можно изготовить эксклюзивное ремесленное изделие (предлагаются мастер-классы по гончарному мастерству, плетению из чакана и лозы, ткачеству, валянию, вязанию).

16:00 Выезд в Астрахань (28 км).

17:00 Прибытие в Астрахань. Посещение знаменитого астраханского рыбного рынка (копченая, вяленая, соленая рыба, икра, балыки, вобла) или гастронома местной торговой сети (астраханские деликатесы, кулинария, сладости, пироги собственного производства), стоянка 40 минут. Возвращение в отель. Свободное время.

18:00 Ужин в отеле (за дополнительную плату).

3 день

08:00 Завтрак в отеле. Выезд из отеля, освобождение номеров. Посадка в автобус.

Переезд в с. Алтынжар (66 км).

10:30 Экскурсия по культурному центру им. Курмангазы Сагырбаева (с. Алтынжар).

Экскурсия включает посещение мавзолея Курмангазы, выдающегося казахского просветителя, композитора и музыканта.

Осмотр музейной экспозиции, знакомящей с культурными традициями, бытом астраханских казахов – одного из народов, чья история тесно связана с Великим шелковым путём.

Гостей центра ожидает чай с баурсаками и музыкально-этнографическая программа (старинные казахские обряды или выступление национальных творческих коллективов).

12:00 Переезд на осетровое хозяйство (21 км).

12:30 Экскурсия по осетровой ферме.

На живописном берегу реки Бузан расположилась садковая станция, где восстанавливается поголовье волжской стерляди и знаменитой «царь-рыбы» – русского осётра. Во время экскурсии по станции и садкам представится возможность узнать, как растут и развиваются представители благородного семейства осетровых. Гости станции смогут подержать в руках живого осетра и сделать уникальное фото на память.

13:30 Обед на осетровом хозяйстве (во время обеда гости отведают настоящей астраханской ухи, специально приготовленной на костре).

14:30 Мастер- класс по копчению волжской стерляди. В ходе кулинарного мастер-класса и дегустации можно узнать рецепт легендарной стерляди горячего копчения «ачуевской с распахом» и убедиться в непревзойденных вкусовых качествах блюд, приготовленных знатоками ловецкой кухни.

За дополнительную плату возможен заказ копченой стерляди с доставкой.

16:00 Переезд в Астрахань (51 км). Трансфер на ж/д и автовокзал.

За дополнительную плату возможна организация трансфера в аэропорт.

Стоимость тура:

для групп от 10 человек в зависимости от категории проживания:

– Отель «Азимут-Астрахань» одноместное размещение – 14 400 руб./чел.

– Отель «Азимут-Астрахань» двухместное размещение – 13 150 руб./чел.

– Отель «Парк Инн – Астрахань» одноместное размещение – 16 150 руб./чел.

– Отель «Парк Инн – Астрахань» двухместное размещение – 13 650 руб./чел.

В стоимость включено:

  • транспортное обслуживание по программе;
  • проживание;
  • питание по программе (2 завтрака, 3 обеда);
  • экскурсионное обслуживание;
  • входные билеты в краеведческий музей, картинную галерею;
  • интерактивная программа и мастер-класс в доме – музее купца Тетюшинова;
  • мастер-класс с дегустацией на осетровом хозяйстве;
  • услуги культурного центра им. Курмангазы;
  • услуги ремесленного подворья «Евпраксия»;
  • медицинская  страховка.

Дополнительно оплачиваются:

  • ужины в гостинице (300-500 руб.);
  • мастер-класс по чеканке монеты в кремле;
  • заказ реплик сарматских артефактов в краеведческом музее;
  • мастер-класс по народным ремеслам в ремесленном подворье;
  • заказ копченой стерляди с доставкой на осетровом хозяйстве;
  • организация трансфера в аэропорт.

ТУРОПЕРАТОР:

«Цезар»

МАРШРУТ ПРОТЕСТИРОВАН ЭКСПЕРТАМИ КОМИТЕТА

Источник: https://www.atorus.ru/routes/article/3401.html

Великий Шелковый путь

Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. Когда-то по нему проходили купцы от берегов Тихого океана до Средиземного моря.

На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации.

Немало кровавых и жестоких войн, пожарищ, мора и голода видели древние города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути.

Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации.

О Великом Шелковом пути говорят много и сегодня. Более того, это название стало брендом, которым активно пользуются турфирмы. Но мало кто знаком с подлинной историей Шелкового пути. Она весьма интересна и содержит множество значимых фактов.

История Великого шелкового пути

Начало Великого шелкового пути относят ко II веку до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э.

путь из Европы в страны Азии обрывался у границ Китая, т.к. горные хребты Азии – Каракорум, Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Гималаи, Гиндукуш, – скрывали древнейшую и богатую китайскую цивилизацию от всего мира.

Открыть богатейшее западное направление помог случай.

Для начала следует отметить, что присутствие термина «Шелковый» очень значителен. В былые времена шелк имел огромную долю на рынке, хотя доставлялось из одного конца света в другой и множество других товаров.

Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния. Товарооборот шел между предметами роскоши, которые пользовались популярностью у аристократов: драгоценности, ковры, фарфор и даже рабы.

Что же касается товаров народного потребления, то на них большой спрос не наблюдался. Обычные люди Азии и Европы всегда жили натуральным хозяйством.

Страны и города на Великом Шелковом Пути

Великий Шелковый путь города включал в себя самые разные и, более того, существовало несколько вариантов маршрута. Наиболее известный путь проходил из западной части Китая через нынешний казахстанский город Алма-Ата.

Также был маршрут через Киргизию. После этого торговцы шли через Самарканд, Бухару, Мерв и вдоль Каспийского моря к Средиземному морю.

Существовал и менее популярный маршрут по пустыням: через западную часть Казахстана к нижней Волге и далее к Черному морю.

Данные торговые пути существовали со второго века по пятнадцатый включительно. При этом Шелковый путь никогда не являлся единым целым. Все товары с одной части света в другую доходили через посредников.

Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством.

Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке.

Интересное на сайте  Перепись в Китае в древности

Важным достижением Великого Шелкового пути стало то, что благодаря разработанным маршрутам появилось множество городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады и многое другое.

Многие города были созданы специально для путешественников. Во время остановки им удавалось сменить уставших в дороге животных, нанять охрану, разгрузить товары.

Также именно благодаря средневековым торговцам возникли чеки: купцам было удобно сдавать деньги под расписку, а уже в другом городе получать деньги от доверенного лица.

Путешествуя через всю Евразию, торговцы делились культурными знаниями, технологиями рассказывали о религиозных учениях. В путь отправлялись не только купцы, но и писатели, воины, ученые. История Великого Шелкового пути очень древняя.

Европа, только благодаря следовавшим маршрутами путешественникам, смогла узнать о культуре Востока. К примеру, порох, как известно, был изобретен в Китае, но когда о нем узнали европейцы, то было создано первое огнестрельное оружие.

Невостребованным Великий Шелковый путь стал в пятнадцатом веке, в эпоху развития мореплавания. На кораблях гораздо быстрее удавалось доставить грузы из Азии в Европу через Персидский залив. Первыми, кто начал доставлять грузы морем стали арабы, а уже потом путь в Азию открыл Васко да Гама.

Сухопутные маршруты перестали пользоваться популярностью, а Средняя Азия больше не являлась перекрестком цивилизаций. Тем не менее, осталось множество свидетельств периода расцвета.

Когда-то по маршрутам Азии следовали огромные караваны слоновой кости, золота мехов и прочего. За счет торговых связей сблизились культуры и народы.

В результате, была создана история, которая предшествовала настоящему.

Примечательно, что сами торговцы никогда не называли свой маршрут Великим Шелковым путем. Назывался он по-разному: «Нефритовый путь», «Алмазный путь» и т.д. По сути, каждый торговец мог называть его по-своему. Впервые выражения «Великий Шелковый путь» появилось в конце девятнадцатого века. Придумал его немецкий путешественник и историк Рихтофер.

Товары Великого Шелкового Пути

Все началось с китайского Великого Шелкового Пути. Главным товаром в этом списке был китайский шелк. Значение Великого Шелкового Пути для Китая просто неоценимо.

На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Для китайцев, виноград был диковинкой. Они были удивлены, что можно делать вино не из риса, а из винограда.

Позже появились еще несколько с/х культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.

Интересное на сайте  Эпоха Троецарствия (220 – 280 гг. н.э.)

Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы.

Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением.

Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.

Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло.

Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду – вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками.

Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы.

Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия.

Высоко ценилась и китайская бумага – одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое.

Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест.

В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.

Великий Шелковый Путь сегодня

Проследовать Великим Шелковым путем – это значит пересечь Среднюю Азию одним из множества маршрутов.

И если отправиться хотя бы по одному из них, то удастся повторить легендарный путь древних купцов.

Хотя на самом деле это всего лишь торговые пути, но в дороге удастся увидеть много достопримечательностей и участвовать в таком удивительном мероприятии, как пройти Великим Шелковым путем.

Источник: https://azialand.ru/velikij-shelkovyj-put/

Великий Шёлковый путь

Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен.

Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э.

, при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах.

Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

Карта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

  • южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
  • северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог.

В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э.

его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

  • Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
  • Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
  • Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи.

Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств.

Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов.

С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути.

В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли.

Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год.

В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом.

Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией.

Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами.

Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана.

Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века.

Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути.

Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок.

Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной.

Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням.

Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги.

К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги.

В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов.

Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

  • получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
  • возникло международное разделение труда;
  • происходил обмен ресурсами и капиталами;
  • укреплялись культурные связи;
  • возникло множество богатых городов;
  • развивалось международное торговое законодательство;
  • возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/velikij-shyolkovyj-put/

Великий шелковый путь

Путешествие по следам прошлого: Великий шелковый путь спустя 6 столетий

Основание Шелкового пути относят ко II веку до н. э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н. э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии — Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира.

Открыть богатейшее западное направление помог случай. Одно из кочевых союзных Китаю племен было вытеснено другим племенем, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цянем. Пройдя тяжелейшую пустныю Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цянь нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии.

Чжан Цянь был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов — оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цянь рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты.

Сообщил о породистых «крылатых» конях Давани, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк.

Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, а позже Средиземноморских стран и Индии. Сошлись в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная греками в процессе походов Александра Македонского.

Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.Название «Великий Шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром — шелком. В конце II-го века до н. э.

шелк познакомил два мира — Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком.

Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.

Дорога — собственно Великий Шелковый путь — начиналась в Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях — на север и восток.За время путешествия шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах варьировалось от 3 до 300.

Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шуроб, Чушка — Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент).

Западный Гиссар — мощная горная система, включающая множество мелких и больших хребтов, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом, между двумя древнеземледельческими оазисами — Сурхандарьинским и Кашкадарьинским.

Издревле здесь по горным проходам через перевалы и по долинам рек пролегали караванные дороги и тропы, проходил основной и по существу единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию — Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач.

Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена мощными фортификационными сооружениями. Одно из них расположено на северной окраине Шерабада, где в начале XVIII в. Шералихан из племени кунград, именем которого назван нынешний Шерабад, выстроил крепость.

Здесь, на высоких лессовых холмах, уже в раннекушанское время находилось большое городище Кафиркала (Крепость неверных) с мощной фортификацией, полностью контролировавшей проходящую вдоль реки дорогу, которая выходила из горного ущелья Нондахана на равнину.

Далее в 4 км к северу от Кафиркалы скалы настолько близко смыкаются, что в узком проходе остается лишь место для реки и проходящей вдоль нее неширокой дороги. С восточной стороны реки на высокой скале находится древнее фортификационное сооружение.

Его доминантой является мощный форт Нондахана, расположенный на самом краю скалы, с севера круто обрывающейся к реке Шерабад.Миновав проход, дорога вдоль реки Шерабад шла на север, а затем в районе кишлака Дербент поворачивала на запад.

Здесь, в четырех километрах к западу от кишлака через всю Шерабадскую долину проходят скалистые гряды, поверх которых в кушанское время была выстроена стена из сырцового кирпича шириной 6, 5 м, длиной около 2 км, заканчивающаяся в южной части мощной крепостью. Это была пограничная стена Кушанского царства, отделявшая её от Кангюя.

Далее дорога подходила к Железным Воротам — горному проходу, неоднократно упоминаемому под различными названиями: Дар-и Ахании, Бабаал-Хадид, Темур-капыг, Темыр-кахалга в средневековых арабо-персидских письменных источниках и тюркских рунических надписях.

От Железных Ворот дорога выводила к Акрабату, где в средневековье находилось согдийское селение Кендек, а затем поворачивала на север, пересекала долину Урядарьи, кишлак Карахаваль и по ущелью Камдареаза выходила в область Кеш (современный Шахрисабз и Китаб) и далее в древнюю Мараканду. Это был кратчайший путь из Тохаристана в Самарканд. Из Мараканды через Голодную степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану и через перевал Терек-Давань в Восточный Туркестан.Другое направление этой дороги от Тармиты по долине Сурхандарьи шло в горную страну, населенную комедами, которая, по предположению ряда ученых, локализуется в Каратегине — области, находившейся к северо-востоку от Душанбе. Далее дорога подходила к так называемой Каменной Башне, а от нее шла к стоянке торговцев.

3Китай. Чаньань

После стоянки торговцев Великий Шелковый путь обходил с северной и южной сторон огромную пустыню Такла-Макан. Южный участок дороги шел через оазисы Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в районе Дуньхуана соединялся с северным участком дороги, который до этого пересекал оазисы Кизила, Кучи, Турфана.

Далее дороги шла на восток вдоль Великой Китайской стены и подходила к столице Небесной империи Чаньань. Хотя в письменных источниках нет на то конкретных указаний, но есть предположение, что далее Великий Шелковый путь продолжался до Кореи и Японии.

И заканчивался в древней столице этого государства Наре.

4Степной путь

Третья трасса Великого Шелкового пути — Степной путь проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, находившихся в первых веках нашей эры под властью Боспорского царства и Римской империи.

Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями.

Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем.

Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с основной трассой Великого Шелкового пути.

Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

Северная трасса Великого Шелкового пути была более сложной для прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила по безводным степям, лишенным городов и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных дорог, находившихся под контролем государств — будь то Парфянское или Кушанское.Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой.

Источники: orexca.com, advantour.com, ru.wikipedia.org

Источник: https://diletant.media/excursions/25201599/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: