Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Содержание
  1. Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения
  2. Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов
  3. Ликвидация последствий разливов нефти специалистами морской спасательной службы РОСМООРРЕЧФЛОТА
  4. Нефть: разлив. Методы и стадии
  5. Понятие
  6. Последствия разлива
  7. Аварии танкеров
  8. Аварии на платформе
  9. Понятие ЛАРН
  10. Методы ЛАРН
  11. Специализированные суда
  12. Стадии ЛАРН
  13. Ликвидация последствий
  14. Предупреждение проблемы
  15. Как решить проблему разливов нефти в России?
  16. Куда смотрит Greenpeace?
  17. Так как же решить проблему разливов нефти?
  18. Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения? (видео)
  19. Причины разлива нефти
  20. Наша продукция
  21. Аварийный разлив нефтепродуктов
  22. N + 1: Сжечь, утопить, впитать или съесть. Что делать с разливами нефти
  23. Жечь и выкачивать
  24. Утопить
  25. Впитать
  26. Скормить микробам
  27. Что делать с грунтом
  28. Не нарушать изоляцию
  29. А затем присматривать

Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Разлив нефти – одна из наиболее сложных и трудоемких проблем, поскольку нефть содержит как тяжелые, так и летучие углеводороды.

Ликвидация разливов нефти в первую очередь ориентирована на локализацию пятен для предотвращения дальнейшего увеличения площади загрязнения.

Устранение последствий нефтяных разливов осуществляется с использованием специальных средств: нефтесборочного оснащения, адсорбентов, биопрепаратов.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Борьба с нефтяными пятнами начинается с их локализации. Для препятствия растеканию нефтепродуктов, как правило, используются боновые заграждения. Всего существует три класса бонов:

  1. Для рек и водоемов;
  2. Для прибрежной зоны;
  3. Для применения в открытых акваториях.

Исходя из характера мер, которые следует принять для локализации нефтеразлива, могут применяться самонадувающиеся, массивные надувные, отклоняющиеся и несгораемые боны.

После локализации проблемы необходимо как можно быстрее приступить к ликвидации аварийных разливов нефти. Способы ликвидации катастрофы достаточно разнообразны, зависят от масштабов разлива. Наиболее популярны следующие четыре метода:

  1. Термический. Заключается в выжигании разливов нефтепродуктов. К этому методу целесообразно прибегать в случае, если толщина слоя нефти больше 3,3 сантиметра. Здесь важна оперативность: выжигание эффективно лишь тогда, когда нефть не смешалась с водой.
  2. Физико-химический. Этот способ состоит в использовании диспергентов и сорбентов. При достаточной толщине пленки сорбирующие вещества оперативно впитывают нефть и удерживают ее внутри. Десперенты рекомендуется применять только в исключительных случаях, поскольку они несут угрозу для окружающей среды, хоть и не такую большую, как разлив нефтепродуктов.
  3. Механический. Этот метод заключается в сборе нефти с помощью специальных агрегатов. Этот метод эффективен, если разлив не успел сильно растечься, а также если на поверхности воды нет мусора.
  4. Биологический. К этому методу зачастую прибегают после того, как использованы два предыдущих. При достаточной температуре воды и насыщенности кислородом бактерии быстро поедают остатки нефтепродуктов. Если температура воды низкая, способ биологического устранения разливов нефти может затянуться вплоть до десятков лет.

Ликвидация последствий разливов нефти специалистами морской спасательной службы РОСМООРРЕЧФЛОТА

Государственная профессиональная аварийно-спасательная служба оказывает полный спектр услуг по устранению разливов нефтепродуктов. В нашем арсенале есть все необходимое оборудование для ликвидации нефтеразливов.

Мы предлагаем такие услуги, как:

  1. Мониторинг потенциально опасных зон;
  2. Оперативное реагирование на аварийные разливы нефти;
  3. Консультирование по вопросам устранения последствий разливов нефтепродуктов;
  4. Ликвидация последствий операций по аварийным нефтеразливам.

Морская спасательная служба РОСМОРРЕЧФЛОТА также готова провести обучение для персонала вашего предприятия, чтобы в аварийной ситуации ликвидация разлива нефти в море прошла на самом высоком уровне и помогла минимизировать ущерб, нанесенный окружающей среде.

Источник: http://morspas.com/services/likvidacija-avarijnyh-razlivov-nefti-larn.html

Нефть: разлив. Методы и стадии

Новости и общество 7 июля 2016

Деятельность человека зачастую приводит к изменениям в окружающей среде. Чем большего он достигает в сфере технического прогресса, тем более губительно влияет на жизнь вокруг. Особое внимание в вопросе экологии занимает нефть, разлив которой не минуем во время ее добычи и транспортировки.

Аварии в этой сфере промышленности особо губительны для окружающей среды и несут серьезные последствия. Человечество не может предупредить возможные катастрофы. Однако оно научилось ликвидировать разливы нефти. Хотя этих мер недостаточно для полного восстановления загрязненной экосистемы.

Что же такое нефтяные разливы и как их ликвидируют?

Понятие

Разлив нефти – попадание этого вещества в окружающую среду из-за деятельности человека. Причиной может быть выброс нефтепродуктов или аварии на ряде объектов:

  • танкерах;
  • нефтяных платформах;
  • скважинах;
  • буровых установках.

Последствия разлива губительны для окружающей среды, а их ликвидация может занять как несколько месяцев, так и много лет.

Последствия разлива

Чем же опасна нефть? Разлив этого вполне натурального вещества приводит к уничтожению всего живого на поверхности земли, включая водоемы. Оно разносится на многие километры, покрывая тонким слоем все на своем пути. Это приводит к гибели растительности.

Районы, пораженные нефтью, становятся непригодными для существования живых организмов. Черная пленка покрывает не только поверхность соленых источников. Частицы нефти могут смешиваться с водой и проникать на глубину водоемов.

Это приводит к гибели многих морских организмов.

Восстановление экосистемы происходит очень медленно. Так, в 1989 году произошла катастрофа на Аляске, в результате которой вылилось огромное количество нефти (двести шестьдесят тысяч баррелей). На ликвидацию аварии было потрачено множество миллионов долларов.

Спустя восемнадцать лет эту территорию обследовали и выявили более двадцати галлонов черного топлива в песке. Из-за этого вдоль береговой линии все еще не восстановилась экосистема. По подсчетам ученых, остатки излитой нефти исчезают со скоростью четыре процента в год от оставшейся общей массы.

То есть для восстановления пострадавшего района потребуется не один десяток лет.

Аварии танкеров

Наиболее опасна нефть (разлив неизбежен из-за деятельности человека) для водоемов. Она легче воды, поэтому растекается в виде тонкой пленки, занимая огромные площади. Наносимый вред касается всех живых организмов, поскольку гибнут птицы, рыбы, млекопитающие. От этого страдает рыбный промысел, туристический бизнес.

Аварийные разливы нефти часто случаются из-за использования для ее транспортировки танкеров. Одной из крупнейших таких катастроф была авария на судне «Эксон Вальдез», произошедшая в 1989 году у берегов Аляски, о последствиях которой описано выше.

Аварии на платформе

Не менее опасны аварии на морских платформах. С них производится бурение скважин, из которых качают нефть, разлив которой становится для экосистемы морского шельфа катастрофичным.

Самой крупной техногенной катастрофой на море считается разлив 2010 года. На платформе «Дипуотер Хорайзон» произошел взрыв. Количество вытекшей в Мексиканский залив нефти подсчитать не удалось. Однако, по некоторым данным, вытекло пять миллионов баррелей жидкого топлива.

Смертоносное пятно покрыло площадь в семьдесят пять тысяч километров квадратных. Это привело не только к известным последствиям относительно окружающей среды, но и чуть не привело компанию, которая занималась добычей, к банкротству. Дело в том, что вина за подобные аварии ложится на владельцев лицензии промысла.

Именно они обязаны оплачивать затраты на ликвидацию последствий и компенсировать ущерб пострадавшим.

Случаются выходы черного вещества и естественным путем – из разломов на дне морей и океанов. Однако из них нефть просачивается постепенно, небольшими объемами. Экосистема успевает адаптироваться к подобным явлениям. Как же человечество исправляет последствия своей губительной деятельности?

Понятие ЛАРН

Ликвидация разливов нефти из-за аварий в сокращенном варианте принято называть ЛАРН. Это целый комплекс мероприятий. Они направлены на то, чтобы удалить с поверхности почвы и воды пятна и стоки нефтепродуктов.

Методы ЛАРН

Разливы нефти и нефтепродуктов удаляются четырьмя основными методами:

  • Механический. Сбор при помощи специализированной техники.
  • Термический (выжигание). Оно уместно при нефтяном слое более тридцати трех миллиметров. Применяется сразу после аварии до смешения вещества с водой.
  • Физико-химический. Использование диспергентов, сорбентов, которые поглощают и удерживают внутри себя нефть.
  • Биологический. Работа бактерий и грибков с целью поглощения остатков нефти после применения предыдущих методов.

Достаточно эффективным является способ сорбционной очистки (физико-химический метод). Его преимущества в том, что загрязнения удаляются до наименьшей остаточной концентрации. При этом процессом можно управлять. Хотя максимальная сорбция достигается в первые четыре часа. Метод также неблагоприятен для окружающей среды, поэтому его применяют в особых случаях.

К наиболее экологически безопасным относятся биологические методы. Их применяют специализированные организации, которые имеют на ведение этих работ лицензию. Примером современной биологической технологии является биокомпостирование.

Это процесс окисления углеводородов нефти с помощью специальной микрофлоры. В результате черное вещество разлагается на окись углерода, воду, биомассу. Процесс занимает два-четыре месяца.

Для того чтобы воспрепятствовать растеканию по воде черных пятен, широко применяют боновые заграждения. Замкнутую в них массу выжигают.

Специализированные суда

Ликвидация аварийных разливов нефти невозможна без применения специальной техники. Суда использую как для проведения отдельных работ, так и для всего комплекса мероприятий. В зависимости от функционального назначения, существуют следующие типы судов:

  • Нефтесборщики. Их задача в самостоятельном сборе массы с водной поверхности.
  • Бонопостановщики. Это скоростные суда, которые обеспечивают доставку боновых заграждений в район катастрофы, а также устанавливают их.
  • Универсальные суда. Они способны обеспечить практически все этапы ЛАРН самостоятельно.

Стадии ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов с поверхности воды осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливаются ограждения, которые препятствуют растеканию пятен. Также применяются нефтеуловители и нефтеловушки.
  2. Распыляются сорбенты, которые позволяют проводить естественное рассеивание вылитой массы.
  3. Проводится механический сбор при помощи скимеров, то есть устройств по сбору нефтепродуктов с водной поверхности.

ЛАРН с почвы происходит по другой схеме. Но чаще всего необходимо использование универсальной системы, поскольку загрязнение затрагивает воду и сушу одновременно, как трагедия у берегов Аляски. Тогда необходимо учитывать региональные, климатические и другие особенности.

Ликвидация последствий

После завершения ЛАРН создается специальная комиссия, которая проводит осмотр территории, определяет характер и глубину загрязнения. Далее уместно применение наиболее эффективных способов реабилитации загрязненного участка.

Остатки нефти смываются и откачиваются. Проводится стимуляция разложения нефтепродуктов путем известкования или фрезерования.

Для того чтобы снизить концентрацию углеводородов в почве, создается устойчивый травяной покров, то есть проводится фитомелиорация.

Предупреждение проблемы

Неблагоприятное воздействие нефтедобычи для всего живого не оставляет сомнений. Причем никакие средства не смогут восстановить окружающую среду при разливе нефти. Именно поэтому в этой отрасли необходимо придерживаться высоких экологических стандартов. Предупреждение разливов нефти возможно при внедрении компаниями новых стандартов деятельности, которые учитывают негативный опыт.

На производстве причинами аварии могут быть самые разные факторы, которые следует учитывать. Действия по минимизации утечки следующие:

  • защищать стены резервуаров и нефтепроводов от коррозии;
  • не допускать выхода из строя оборудования;
  • не нарушать правила техники безопасности;
  • не допускать ошибок рабочего персонала.

На предприятиях должна культивироваться культура по безопасному ведению работ. При этом в мире разрабатываются технологические средства, которые способны предотвратить риск появления аварийных ситуаций.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/164604/

Источник: https://businessizakon.ru/razliv-nefteproduktov-posledstviya-i-metody-ustraneniya.html

Как решить проблему разливов нефти в России?

Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Мнение эксперта 7 минут 19/04/2019

20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе произошла авария на платформе Deepwater Horizon, после которой в океан попало около 700 тысяч тонн нефти. В России в том же году произошло 16 915 разливов нефти, причём это данные самих нефтяных компаний, которые могут быть занижены.

В 2015 году, когда в России произошло около 11 тысяч разливов, глава Минприроды сообщил, что в окружающую среду попало 1,5 млн тонн нефти. То есть нефтяные разливы в нашей стране каждый год загрязняют природу в два раза большим количеством нефти, чем при аварии в Мексиканском заливе, и это происходит уже несколько десятилетий.

Разливы нефти в основном происходят на промысловых и межпромысловых нефтепроводах на нефтяных месторождениях. Только по данным нефтяных компаний в 2018 году произошло 8 126 разливов. Из них 90 % — из-за коррозии труб. Эти разливы можно было предотвратить, если заблаговременно заменять ветхие нефтепроводы.

Абсолютными лидерами по количеству разливов нефти остаются «Роснефть» и «Лукойл»: 4 253 и 1 508 случая за 2018 год.

Каждый нефтепровод должен иметь документы, где указаны его введение в эксплуатацию и срок службы. Если компания хочет продолжить эксплуатировать нефтепровод, когда его срок службы подходит к концу, нужно провести экспертизу промышленной безопасности и оценить, годен ли он к дальнейшей безаварийной службе. Экспертизу проводят лицензированные организации.

Сами нефтяные компании обязаны регулярно проводить ревизии нефтепроводов и по их результатам ремонтировать или выводить из эксплуатации те нефтепроводы, которые не могут дальше транспортировать нефть без разливов.

К сожалению, сейчас значительная часть промысловых нефтепроводов в России эксплуатируется с превышением срока службы. По данным Генпрокуратуры, эксплуатация оборудования за пределами срока их службы — одна из наиболее распространённых причин аварий и инцидентов.

По мнению начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, причина сложившейся проблемы — желание собственников предприятий получить максимальную прибыль от оборудования и технических сооружений без вложения дополнительных средств на их модернизацию.

Куда смотрит Greenpeace?

С 2011 года Greenpeace вместе с региональной общественной организацией «Комитет спасения Печоры» поднял тему нефтеразливов на высшем уровне власти. В 2012 году эту проблему признал премьер-министр Владимир Путин. Это было крайне важно для системного решения проблемы.

В 2014 году Greenpeace и Комитет спасения Печоры во время «Нефтяного патруля» выявили более 200 нефтяных разливов в Усинском районе республики Коми, часть из которых не были известны надзорным органам, и предложили поправки в законодательство, чтобы предотвратить разливы в будущем. Тогда же в Коми состоялась встреча государственных надзорных органов, нефтяных компаний и общественных организаций, которые обсудили предложенные поправки и во многом поддержали их.

В 2015 году Минприроды России поддержало часть предложенных поправок. Сейчас как минимум две поправки рассматриваются в Госдуме: о наказании за сокрытие разливов и за неисполнение предписаний органов экологического надзора.

Важна и правоприменительная практика существующих законов. Чтобы помочь органам надзора, Greenpeace несколько лет готовил атласы с координатами нефтеразливов, выявленных по спутниковым снимкам.

Информация о тысячах точек, где могут быть разливы нефти, была передана для проверки государственным органам Республики Коми, ЯНАО и ХМАО.

В результате виновные нефтяные компании были привлечены к ответственности.

Из ХМАО пришло благодарственное письмо с указанием, что информация Greenpeace по многим участкам подтвердилась и нарушителям были выписаны штрафы на сумму более 100 млн рублей. В Коми надзорный орган даже ввёл термин «земельные участки “Гринпис”», по которым велась специальная работа.

На работу общественных организаций реагируют и сами нефтяные компании. Например, «Лукойл-Коми» заменил в 2016 году 241 км промысловых нефтепроводов и обещал в 2017 году довести этот показатель до 310 км, а в ХМАО нефтяные компании выделили в 2015 году на реконструкцию трубопроводных систем в 2 раза больше средств (27,3 млрд рублей), чем в 2011 году (13,8 млрд рублей).

В ЯНАО прокуратура взыскала с компании «Газпромнефть-Муравленко» 9,6 млн рублей за разлив нефти, который произошёл на Сугмутском месторождении в июне 2016 года.

На работу общественных организаций реагируют и сами нефтяные компании. Например, «Лукойл-Коми» заменил в 2016 году 241 км промысловых нефтепроводов и обещал в 2017 году довести этот показатель до 310 км, а в ХМАО нефтяные компании выделили в 2015 году на реконструкцию трубопроводных систем в 2 раза больше средств (27,3 млрд рублей), чем в 2011 году (13,8 млрд рублей).

В ЯНАО, по словам местных активистов, после жалоб Greenpeace на нарушения на Сумгутском месторождении побывала проверка компании «Газпром нефть» из Санкт-Петербурга, после чего был уволен начальник экологической службы Сугмутского месторождения. Также «Газпромнефть-Муравленко» рекультивировала незаконное место хранения нефтешлама в Пуровском районе и все свежие разливы, найденные Greenpeace и коренными жителями.

Так как же решить проблему разливов нефти?

Чтобы решить проблему разливов нефти в России на системном уровне, в 2016 году Greenpeace накануне Госсовета, посвящённого вопросам экологии, предложил разработать государственную программу замены старых нефтепроводов и собрал более 20 тысяч подписей в поддержку этой инициативы.

С 2018 года Greenpeace настаивает на прямом запрете эксплуатации старых нефтепроводов и запрете продления их срока службы сверх того, что был заложен при их вводе в эксплуатацию. Некоторые нефтепроводы могут работать без аварий и после истечения срока службы, однако такое строгое ограничение необходимо, так как существующие правовые механизмы не действуют.

Инициативу Greenpeace подхватили депутаты Госсовета республики Коми, а в 2019 году министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин озвучил необходимость ужесточения законодательства на международном форуме «Экология».

Комитет спасения Печоры четыре раза инициировал региональный референдум, чтобы власти республики предложили на федеральном уровне запрет эксплуатировать старые нефтепроводы.

Такая активность именно в этом регионе связана с тем, что большинство нефтепроводов в Коми были построены более 20 лет назад, из-за чего проблема разливов нефти в регионе стоит особенно остро. Только компания «Лукойл-Коми» в 2018 году зафиксировала 590 разливов нефти.

Специалисты Института государства и права Российской академии наук проанализировали предложенный запрет продления срока службы промысловых нефтепроводов и дали ему положительную оценку.

Сбор подписей, который Greenpeace организовал в 2016 году, привлёк к проблеме нефтеразливов внимание правительства, после чего стали предприниматься некоторые шаги для её разрешения.

К примеру, в указе президента Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (06.05.

2018 № 198) отмечено, что «60-70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы.

При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600-700 млрд рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации».

Осенью 2018 года правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации основ государственной политики в области промышленной безопасности до 2025 года и дальнейшую перспективу (17.09.2018 № 1952-р).

Им предусмотрен ряд изменений в законодательство, в том числе совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы.

Кроме того, в ноябре 2017 года Ростехнадзор утвердил специальные правила эксплуатации промысловых нефтепроводов (относятся к опасным производственным объектам), которые вступили в силу в марте 2018 года (в соответствии с приказом Ростехнадзора № 515 от 30.11.2017). Эти правила сделали обязательной внутритрубную диагностику при ревизиях нефтепроводов при наличии технической возможности. Ростехнадзор считает, что их соблюдение позволит решить проблему разливов нефти.

Ростехнадзор планирует оценить необходимость разработки дополнительных требований по результатам правоприменительной практики, которая предполагает проверку всех зарегистрированных нефтепроводов. Это может занять до трёх лет.

Однако определить, являются ли принятые правила эффективным средством для решения проблемы разливов нефти, необходимо быстрее, поэтому Greenpeace запросил у Ростехнадзора итоги правоприменительной практики на сегодняшний день.

В ближайшие десятилетия России, как и всем странам мира, в любом случае придётся отказаться от использования нефти в качестве энергоносителя, чтобы избежать катастрофических последствий изменения климата.

Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата в докладе «Глобальное потепление 1,5º C» пришла к выводу, что антропогенные выбросы CO2 необходимо снизить вдвое к 2030 году и практически до нуля к середине века.

На сегодняшний день уже 185 стран ратифицировали Парижское соглашение, цель которого — ограничить рост температуры до 1,5º C. Всё больше государств, регионов и городов заявляют о поэтапном переходе на 100 % возобновляемую энергетику.

Кроме того, ряд государств объявили о прекращении продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания: Австрия с 2020 года, Норвегия с 2025 года, Германия, Нидерланды, Индия, Дания, Израиль, Швеция и Ирландия — с 2030 года, Китай, Франция и Великобритания — с 2040 года.

Однако этот переход в любом случае не будет одномоментным, и совершенно недопустимо, чтобы всё это время на российских нефтепроводах каждый год происходили тысячи аварий и природу нашей страны губили сотни тысяч тонн нефти.

нефть

«Тундра тоже пахнет»

Пять ночей без сна, пять встреч с полицией, около 300 километров по воде, очень много…

Что произошло на Таймыре?

[card] Что произошло? 29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащем ПАО ГМК «Норильский никель», произошёл разлив дизельного…

Источник: https://greenpeace.ru/expert-opinions/2019/04/19/kak-reshit-problemu-razlivov-nefti-v-rossii/

Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения? (видео)

Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

/ Справка /  

Достижения технического прогресса все больше приносит губительных последствий для окружающей среды, вызывая угнетение экологических систем и исчезновение уникальных природных комплексов. Особое место в этом вопросе отводится нефтяной промышленности, которая вносит свой немалый вклад в отравление природы.

Выбросы токсичных веществ переработанной нефти, аварии танкеров, взрывы нефтяных платформ, аварии на буровых установках и скважинах. Предупредить все возможные катастрофы в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли на сегодняшний день практически невозможно.

Но существует ряд мер по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, своевременное принятие которых в силах остановить пагубное воздействие на экосистемы.

Причины разлива нефти

Добыча нефти объединена целым комплексом производственных сооружений, которые взаимосвязаны различными системами трубопроводов и энергопередач, а также организацией самим процессом работы. Из основных сооружений этого комплекса выделяют:

  • скважины (добывающие, разведочные, наблюдательные и нагнетательные),
  • станции,
  • нефтехранилища,
  • трубопроводы,
  • площадки и другое.

И каждое из них несет потенциальную угрозу разлива нефти и нефтепродуктов. Почти все этапы операции в нефтяной отрасли, как показывает практика, сопровождаются отдельными авариями.

Основные причины разливов:

  • Аварийные проливы при добыче и транспортировке.
  • Незаконные врезки в нефтепроводы.
  • Изношенность оборудования.
  • Нарушение правил эксплуатации оборудования.
  • Неоперативное реагирование.
  • Несовершенство технологий.

: Теории происхождения нефти: описываем по порядку

Наша продукция

Сорбент для сбора нефти ВД-1 Новинка!

Сорбент эффективно очищает от нефти любые водные и твердые поверхности. Позволяет ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в арктических условиях.

Применяется для подъема тяжелой нефти, осевшей на дно водоемов.

Эффективен при создании защитных буферных зон вдоль побережья от загрязнений нефтью со стороны моря: очистка от загрязнения нефтью песчаных побережий и скал, очистка почвенного слоя от нефти методом выжигания,

очистка оперенья птиц и шерсти животных.

Сорбенты нефтепродуктов, применение: способы нанесения выбираются, исходя из технических возможностей подразделений, задействованных в выполнении спасательных работ, условий погоды и предполагаемых в дальнейшем мероприятий по сбору сорбированной массы.

Мастика теплоизолирующая огнеупорная «Барьер-1500»

Мастика представляет собой двухкомпонентный состав. После соединения сухой и жидкой части приобретает консистенцию штукатурки и наносится аналогичными инструментами и способом.

После застывания образует твердую прочную поверхность, которая не требует никаких дополнительных мер защиты.

Мастика обладает очень хорошей адгезией к металлу и огнеупорному кирпичу, после застывания образует монолит, устойчивый к механическому воздействию, кислотам и щелочам.

Огнеупорная мастика не имеет запаха и не выделяет вредных веществ при нагреве.

Покрытие защитное теплоизолирующее «Барьер»

Покрытие теплоизолирующее защитное «Барьер» стирол-акриловое, латексное, с наполнителем из микросфер и специальных добавок представляет собой однокомпонентный состав на водной основе в готовом к использованию виде.

Теплоизолирующее покрытие экологически безопасно, не имеет запаха и вредных выделений, быстро сохнет, обладает высокой стойкостью к воздействию ультрафиолетовых лучей, высокой адгезией к окрашиваемым поверхностям, влагонепроницаемо, не поддерживает горение.

Введенные в состав краски микросферы, рассеивая и преломляя тепловой поток, защищают окрашиваемые поверхности от перегрева, придают им свойства малого теплоусвоения, значительно увеличивают срок службы теплоизолирующего покрытия, выравнивают и сглаживают мелкие неровности окрашиваемой поверхности.

Краска универсальная огнестойкая «Барьер»

Краска предназначена для обработки строительных конструкций объектов промышленного и гражданского назначения, воздуховодов, цистерн, резервуаров, а также различного рода изделий и деталей машиностроения.

Огнестойкая краска, применяется в качестве огнезащитного покрытия деревянных кровель, стен, потолков и подвесных потолков вестибюлей, лестничных клеток, лифтовых холлов, для окрашивания деревянных, металлических, полимерных, бетонных, кирпичных поверхностей, тканей, стекла и иных материалов при внутренних и наружных работах в зданиях и сооружениях.

Краска фасадная «Барьер»

Краска фасадная, применяется для окрашивания дерева, металла, пластмасс, тканей, стекла, оштукатуренных, бетонных, кирпичных и других внутренних и внешних поверхностей зданий и сооружений.

После нанесения фасадная краска образует долговечную прочную матовую эластичную поверхность, устойчивую к истиранию, воздействию кислот, щелочей и УФ-лучей.

Аварийный разлив нефтепродуктов

К сожалению, экологические бедствия, спровоцированные наземными разливами нефти, становятся все более частыми. Под разливом следует понимать сброс нефти и нефтепродуктов на почвенный покров (грунт), поверхность воды, прибрежную зону рек и других водоемов. В результате этого наносится существенный урон длительного характера всей окружающей природе.

Аварийный разлив нефтепродуктов охватывает немалые площади. На отдельных месторождениях количество разливов порой достигало нескольких аварий в день. Но вовремя принятые меры помогали стабилизировать ситуацию и уменьшить негативные последствия.

Следует заметить, что не всегда сразу удается ликвидировать причины аварии из-за невозможности быстро подоспеть к месту происшествия. И, как следствие, нефть заливает значительные угодья и попадает в воду.

Ежегодное количество разливающейся нефти в России в среднем составляет 19-20 млн тонн в год, а это около 7% добычи.

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://oilyug.ru/spravka/razliv-nefteproduktov-posledstviya-i-metody-ustraneniya.html

N + 1: Сжечь, утопить, впитать или съесть. Что делать с разливами нефти

Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

29 мая на норильской ТЭЦ-3 под резервуаром с дизельным топливом просел фундамент, и в окружающую среду вытекло его содержимое.

Около шести тысяч тонн нефтепродуктов попало в грунт, а 15 тысяч тонн — в реки.

Редакция N + 1 поговорила с экологами, геологами, химиками и биологами о том, как разбираются с утечками нефти и что происходит с пострадавшими территориями потом.

3 июня в Красноярском крае объявили ЧС федерального масштаба. К 5 июня в пяти километрах от впадения реки Амбарной, на акваторию которой пришлась большая часть загрязнения, в озеро Пясино установили боновые заграждения, чтобы течение прибивало нефтепродукты вдоль заграждения к берегу, откуда спасатели насосами откачивают водно-нефтяную эмульсию.

«В первые дни нужно успеть как можно больше собрать, иначе потом будет поздно, — говорит руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников. — Дизельное топливо довольно быстро испаряется, и там через неделю и так мало что останется на воде».

По разным оценкам, из разлитого топлива собрано пока лишь несколько сотен тонн, это тысячные доли от общего объема утечки.

При разливах нефти и нефтепродуктов на водных поверхностях, помимо механического сбора, для ликвидации последствий применяют широкий арсенал методов. Среди них сжигание, химические дисперсанты и сорбенты, натуральные сорбенты из шелухи и опилок, а также грибы и бактерии.

Жечь и выкачивать

Сейчас на месте аварии дизтопливо из рек выкачивают механически. Для этого используются насосы-скиммеры (от английского skim, «скользить»/«снимать пенку»), которые «сгребают» верхний слой воды и перекачивают ее в отдельные резервуары. Но механические средства редко позволяют собрать больше 20% разлитой в воде нефти или топлива.

Несколько дней назад губернатор Красноярского края бросил фразу, что «термическая утилизация – это единственный возможный способ максимально быстро закончить ликвидацию».

Затем Росприроднадзор заверил, что сжигать топливо в Норильске не будут — но разлившуюся нефть действительно иногда сжигают: так, например, делали при разливе нефти после аварии танкера Torrey Canyon в 1967 году и аварии Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989-м.

Сбор с помощью насосов и сжигание эффективны на первых порах, когда пленка на поверхности воды достаточно толстая: оценки разнятся от трех миллиметров до нескольких сантиметров.

Когда пленка тоньше, сбор с помощью насосов становится малоэффективным и экономически невыгодным, а поджиг — невозможным физически из-за охлаждающего действия воды.

Снимок места разлива дизельного топлива из космоса

Роскосмос

Идею поджога Книжников не одобряет. «Это перевод загрязнения из воды в воздух», — подчеркнул собеседник N + 1. Этой же позиции придерживаются и другие эксперты, с которыми говорила редакция.

Утопить

Когда толщина нефтяной пленки становится меньше трех миллиметров — из-за широкого распространения загрязнений или после эффективной их откачки на первых порах после аварии — механический метод становится малоэффективным, а термический и вовсе невозможным: охлаждающий эффект от воды препятствует непрерывному горению нефтепродуктов. В таких случаях применяют сорбенты и дисперсанты.

Дисперсанты — это химические реагенты, принцип действия которых основан на связывании нефтепродуктов в агрегаты, которые затем опускаются в толщу воды.

Этот метод эффективен для борьбы с разливами нефти в открытом море, он позволяет разбить нефтяную пленку на поверхности воды, чтобы не дать ей добраться до побережья и не навредить тамошним экосистемам.

Его регулярно применяли при разливах нефти последние полвека, от катастрофы Torrey Canyon в 1967 до ликвидации последствии аварии в Мексиканском заливе в 2010, когда взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, и нефть непрерывно поступала в акваторию залива.

Военный самолет C-130 распыляет дисперсант над водами Мексиканского залива, чтобы осадить на дно моря нефть из скважины Deepwater Horizon

Technical Sergeant Adrian Cadiz

Однако дисперсанты сами по себе токсичны, как и образованные с нефтью комплексы, которые опускаются на дно. Их применение на мелководье или в реках особенно опасно для экосистем — использование дисперсантов компанией British Petroleum в 2010 году обернулось затем для нее дополнительным иском от жителей побережья, пострадавшего от разлива нефти из скважины. На момент аварии не было известно о токсичности применённого дисперсанта Corexit 9500, однако после учёные доказали его вред для устриц, водных рачков (модельных организмов токсикологических исследований) и потенциальную опасность для здоровья людей.

«Это такая полумера, — говорит младший научный сотрудник химического факультета МГУ Андрей Иванов. — Потому что нефть попадает в живые организмы, осаждается на дне».

Впитать

Сорбенты действуют по принципу губки. Среди самых дешевых, например, шелуха семян риса или подсолнечника, крошка древесного угля или опилки. В то же время, их емкость невелика: по словам Иванова, один грамм таких сорбентов впитывает не более 5 граммов нефтепродуктов.

https://www.youtube.com/watch?v=rI7e-dpAyM4

Другой класс сорбентов — полимерные — обладают гораздо большей сорбционной емкостью. Например, грамм пенополиуретана (он же поролон) может собрать около 50 граммов нефтепродукта. Ученые, в том числе и российские, ищут сорбенты с еще более высокой ёмкостью. В идеале же использовать такие сорбенты, нефть из которых можно потом отжать и использовать.

«Мы разработали сорбент на базе терморасширенного графита, который собирает порядка 80 граммов нефти на грамм сорбента. Это очень хорошие показатели, — говорит Иванов. — Ведутся разработки по добавлению в сорбент магнитных частиц – железа, магнетита, феррита. Так можно удалять нефть с помощью магнита, а потом есть способы выдавить эту нефть из пенографита путем простого сжатия».

Чтобы уменьшить стоимость сорбента и увеличить его емкость, ученые создают также комбинированные сорбенты.

Заведующая кафедрой технологии синтетического каучука Казанского национального исследовательского технологического университета Любовь Зенитова рассказывает, что уже более десяти лет ее научная группа разрабатывает сорбент на основе пенополиуретана, поры которого на 60 процентов заполнены отходами сельскохозяйственного производства — шелухой риса и гречихи.

Такой сорбент получается не только емким и дешевым в сравнении с чистым поролоном, но и не уходит на дно, «наевшись» нефти. Это свойство облегчает сбор отработанного сорбента, который необходимо затем утилизировать.

Иногда сорбенты — как полимерные, так и природные — объединяют с микробиологическими препаратами для утилизации нефти. В этом случае препарат впитывает нефтепродукты, а микроорганизмы тут же начинают их перерабатывать. Такие сорбенты можно затем собрать, вывезти, и биологическая утилизация нефти будет идти в каком-то другом месте.  

Скормить микробам

«Когда 90-95 процентов от общего объема загрязнения отработано, можно использовать микробов, чтобы полностью очистить то или иное местообитание, добиться стопроцентного эффекта», — говорит сотрудник кафедры микробиологии биологического факультета МГУ Илья Серёжкин.

Непосредственно микробиологические препараты бывают двух типов:

  • жидкая биомасса

  • порошки с высушенными микроорганизмами.

Биомассу распыляют на поверхность загрязнения — ее легко распределить максимально равномерно, и такие препараты часто применяют на болотах.

Но они обладают рядом недостатков, признает Серёжкин: биомассу сложно доставлять к месту использования, нужна предварительная адаптация микроорганизмов, необходимо наращивать большое количество биомассы близ места аварии, что не всегда возможно, потому что для этого требуются лабораторные условия и билогический реактор со средой.

Гораздо удобнее применять высушенные микроорганизмы. Для их приготовления микробную биомассу высушивают с помощью сорбентов или такими биотехнологическими методами, как олеофобное или распылительное высушивание — и получают легкий порошок со спорами микробов и живыми клетками. Такие препараты компактны, они долго хранятся (от полугода до двух лет), их удобно хранить, доставлять и применять.

Биохимический цикл микробного преобразования нефтепродуктов достаточно сложен. Один из основных компонентов нефти и нефтепродуктов — это алканы, длинные цепочки, состоящие из углерода и водорода.

Микроорганизмы постепенно отщепляют от этой цепочки функциональные группы и используют их для синтеза собственных молекул. Так происходит до последнего атома водорода в цепи.

Если всю сложную последовательность биохимического цикла алканов промотать до конечного пункта, то на выходе — в идеальных условиях — получаются продукты полного окисления органических соединений: углекислый газ и вода.

Под «микробами» в этом контексте обычно подразумевают бактерий. Но и некоторые виды грибов тоже способны переваривать углеводороды, правда быстро нарастить их биомассу биотехнологическим путем сложнее.

Однако существуют патенты микробиологических препаратов по очистке водных поверхностей, в составе которых присутствуют микромицеты или дрожжевые грибы рода Candida, близкие родственники которых обитают в составе микрофлоры слизистых человека.

Что делать с грунтом

Весь арсенал упомянутых методов справедлив для сбора углеводородов с поверхности воды. Если же разлив произошёл на грунт, и нефтепродукты в него просочились, то собрать их гораздо сложнее.

Как рассказывает доцент геологического факультета МГУ Ия Григорьева, долгое время считалось, что загрязнения такого рода не проходят глубже почвенно-растительного горизонта, то есть остаются в верхних 20-50 сантиметрах грунта. Однако исследования, по словам ученой, показали, что нефтепродукты по трещинам, скважинам и порам могут просачиваться значительно глубже.

Эту же точку зрения высказывает и другая собеседница N + 1, Любовь Зенитова. По ее словам, основные загрязнения грунта нефтью случаются вокруг мест ее добычи.

В России большая их часть расположена среди болот Западной Сибири, зачастую в труднодоступных местах. Чтобы ликвидировать загрязнения там, как правило, применяют сорбенты. Причем недостаточно, чтобы сорбент хорошо впитывал.

Он также должен быть легким, компактым, легко утилизируемым и морозостойким.

Таких инструментов немного. Среди них — вспененный полипропилен, который наносится на поверхность из установок, как монтажная пена. Такие установки могут быть передвижными, их можно подвесить к вертолетам, а сорбирующий материал занимает мало места. Нанесенная на поверхность полимерная пена напоминает пористое эластичное одеяло, укрывающее поверхность и впитывающее из него загрязнения.

Не нарушать изоляцию

По словам Григорьевой, в Арктике разлитая на поверхность земли нефть проходит через верхние горизонты грунта, а затем упирается в слой вечной мерзлоты, под который проникнуть уже не может. Встретившись с ледяным щитом, пятно нефтепродуктов скапливается над ним и образует линзу, которая затем начинает растекаться под землей горизонтально.

«Какая-то часть будет адсорбирована [почвенными] частицами, — рассказывает Григорьева, — но можно грунт промыть. Промыть и, если где-то будет канава или еще что-то, то можно собрать туда эту линзу и потом её откачать».

Снимать поверхность грунта непосредственно в месте разлива — затея не из лучших, отмечает геолог. Как правило, под верхним слоем грунта находится упорный слой мерзлотных пород или глины, через который нефтепродукты просочиться не могут. Если его повредить, загрязняющие вещества пойдут ниже, в слои песка и оттуда начнут распространяться горизонтально, достигая источников воды.

 «Одна капля нефти делает непригодной ни для питья, ни для рыб, ни для чего бы то ни было живого 25 литров воды. То есть допускать, чтобы этот нефтепродукт свободно перемещался, […] нельзя». — говорит Григорьева.

Того же мнения придерживаются и специалисты из Института проблем нефти и газа СО РАН. Они отмечают, что в условиях вечной мерзлоты, где произошла норильская авария, выжигать, засыпать неочищенные земли песком или снимать верхний почвенный слой нежелательно, а следует сначала использовать сорбенты, а после — микробиологические препараты на основе местной почвенной микрофлоры.

А затем присматривать

Последний этап ликвидации разливов нефтепродуктов — экологический мониторинг. В норильской катастрофе в окружающую среду попало дизельной топливо, в котором, в отличие от сырой нефти, содержится много ароматических углеводородов. Многие из них, в частности, бензольные соединения, — канцерогены.

Ароматические соединения плохо растворяются в воде и легко изымаются вместе с нефтепродуктами. Однако учитывая масштаб катастрофы, следует ожидать, считает Алексей Книжников, что большое их количество попадет по течению рек ниже установленных бонов.

В первую очередь от них пострадают водные организмы, и этого негативного влияния не избежать.

«Река Амбарная, и озеро [Пясино] уже очень длительное время находились под негативным воздействия от разных источников загрязнения со стороны комбината.

Там и тяжелые металлы, там и прорывы трубопроводов были, — говорит Книжников. — Ихтиофауна этого озера в угнетенном состоянии. Там раньше водился осетр, таймень, проводились рыбалки.

Они и до сих пор там проводятся, но эту рыбу было не рекомендовано есть. […] Теперь она будет крайне опасна».

Система экологического мониторинга необходима для контроля распространения таких веществ. С ее помощью можно выявить отсроченные негативные эффекты аварий и разработать комплекс мер, чтобы их предотвратить. Систему мониторинга, по мнению Книжникова, нужно развернуть на долгий срок — около двух лет — на большие территории, начиная от места аварии и вплоть до Карского моря.

Экологический мониторинг включает и экспедиции, и регулярный отбор проб грунта и воды для химического, микробиологического и гидробиологического анализа, и контроль популяций растений и животных.

Универсальных мониторинговых мер не существует: необходимо учесть географические особенности, природу и объем загрязнения.

Важно учитывать и бюджет: долгосрочный мониторинг на большой территории с использованием широкого арсенала методов — мера крайне затратная.

Но чем глобальнее мониторинг, тем качественнее можно выявить даже неочевидные экологические последствия катастроф.

Никита Лавренов при участии Сергея Кузнецова

Оригинал

Источник: https://echo.msk.ru/blog/nplus1/2656686-echo/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: