Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать

Содержание
  1. 5 шагов на пути к карьере и развитию лидерства
  2. Постановка целей – бесценный дар природы
  3. 5 шагов к достижению цели
  4. Способность оценивать риски
  5. «Мозг рептилии» и объективная оценка реальности
  6. Работа «в уме»: развитие лидерского потенциала
  7. Как стать лучшим в профессии?
  8. Вывод
  9. Как воспитать в себе лидера: 5 советов
  10. Как определить в себе лидерские качества
  11. Как развивать лидерские качества
  12. В каких профессиях лидерские качества необходимы
  13. Развитие лидерского потенциала
  14. Индивидуальное развитие лидерских навыков
  15. Развитие лидерства на коллективном уровне
  16. Планирование преемственности
  17. Вдохновляющий лидер
  18. Как развить в себе лидерский потенциал?
  19. Предпосылка №1
  20. Как вы можете определить свои сильные стороны?
  21. Техника самостоятельного определения своих сильных сторон
  22. Пример лидерства по сильным сторонам
  23. Предпосылка №2
  24. Пример: лидерство и персональные ценности
  25. Предпосылка №3
  26. Предпосылка №4
  27. Что нужно, чтобы открыть свой смысл?
  28. Итоги: что нужно, чтобы раскрыть в себе лидерский потенциал?

5 шагов на пути к карьере и развитию лидерства

Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать

Думаете, что развитие лидерского потенциала это самое сложное для человека? Легко! С помощью нескольких хитрых советов и должной мотивации вы сможете преодолеть все препятствия уже за считанные дни. Поэтому, чтобы скорее начать двигаться в правильном направлении — читайте эту статью и начинайте свой путь самосовершенствования!

Кто не мечтает о лучшей жизни, о том, чтобы стать настоящим лидером? Если бы человечеству было некуда стремиться, наше бытие было бы сплошной скукой. Некоторые со временем теряют мечты – они растворяются, как туман.

Но для многих стремление улучшить жизненные условия, изменить существующую реальность является не просто бесплотной мечтой.

Для таких людей развитие лидерского потенциала – одна из самых актуальных тем в сфере прикладной психологии.

Ведь без определенных инструментов подняться до определенного жизненного уровня и сложнее, и дольше, и более болезненно. Но все нужные для преобразования реальности и становления лидером резервы заложены в каждом человеке. Рассмотрим некоторые из опробованных инструментов, которые позволят достичь этих целей и воспользоваться своими возможностями по максимуму.

Постановка целей – бесценный дар природы

Древнегреческий философ Аристотель считал человеческих существ телеологическими. Этим мудреным словцом философ обозначал тех созданий, которые имеют цели.

Согласно его учению, только при ежедневном движении к цели можно чувствовать себя счастливым.

Но как правильно эти цели перед собой ставить?
Умение ставить цели – величайший дар природы, который играет неоспоримую роль для развития потенциала лидера.

Представьте на минуту, что перед вами находится клетка с почтовым голубем. Вы накрываете ее темной материей и увозите птицу далеко от места нахождения – за многие и многие километры.

Что будет, если затем голубя выпустить на волю? Он поднимется ввысь, сделает несколько кругов, и безошибочно полетит туда, откуда его привезли.

Ни один из представителей животного мира не обладает такой способностью – достигать своей цели. За исключением человека.

Здесь отличие между голубем и человеком одно. Птица достигает своей цели при помощи подаренного ей природой инстинкта. Человек же сознательно закладывает в программу своего ума нужную ему задачу.

Он может отправиться в путь, не имей ни малейшего представления о том, каким образом будет достигнута эта цель. Развитие лидерского потенциала во многом зависит от умения качественно визуализировать нужные цели.

К примеру, вы составили для себя приблизительный портрет своей «работы мечты». В воображении вы представили работу недалеко от дома, с хорошим и доброжелательным коллективом, где руководство лояльно, а простор для реализации идей – безграничен.

Рано или поздно, если даже придется пройти с десяток собеседований, такая работа будет найдена. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с таким опытом.

5 шагов к достижению цели

Однако есть и правила постановки целей. Они нужны, чтобы понять, над какими задачами трудиться стоит, а над какими – нет. Эти правила позволяют достигать желаемого намного быстрее. А также они незаменимы в профессиональном развитии личности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Максимально конкретно определить, какой цели необходимо достичь. Мало толку кидаться дротиками об стену. Если бить по определенной мишени, гораздо больше шансов попасть в нужную точку. Фраза «поменять квалификацию» гораздо лучше заменить формулировкой «окончить курсы дизайна».

2. Оформить цели письменно. Намерения, о которых люди только мечтают, подобны рассеивающемуся дыму. А возможности их воплотить, словно Чеширский кот, улыбаются нам отовсюду, но так и не давая ухватить себя за хвост. Если цель не записана, она не имеет энергии. Если же наоборот – она становится существенной, ее потрогать, увидеть. А быть может, и поменять.

3. Установка крайних сроков. Для того чтобы установить дедлайн, нужно просто прикинуть в уме, сколько времени понадобится для достижения цели.

Если задача является достаточно крупной, нужно разбить этот срок на дополнительные мини-этапы. Когда срок начинает поджимать, люди обычно трудятся «на полную катушку».

Стоит вспомнить любое предновогоднее ралли, когда все дела позарез должны быть завершены до 31 декабря.

4. Еще одно правило – составить список всех вещей, которые входят в общую картину процесса достижения цели. Этот список похож на паззл. Во-первых, нужно прописать препятствия, которые будут стоять на пути.

Во-вторых, в списке должны присутствовать знания и навыки, нужные для выполнения миссии. Далее, в него следует включить тех людей, которые прямо или косвенно будут принимать участие в процессе.

И, конечно, этот список должен содержать все те шаги, которые будут предприняты для вашего свершения.

5. Далее следует безотлагательно приступить к выполнению плана. Сделайте первый шаг, потом второй, третий, и так далее. Всем уже набила оскомину китайская пословица: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Развитие лидерского потенциала предполагает постоянное движение в таком китайском стиле. Каждый день необходимо делать что-нибудь, что будет приближать к выполнению задачи.

Способность оценивать риски

Умение правильно оценивать имеющиеся риски – одно из ключевых параметров уровня развития потенциала лидера. Безумие, поговаривал Эйнштейн, это повторение одних и тех же действий при намерении получить новый результат. Но любой человек может попасть в эту коварную ловушку. Исход неправильной оценки рисков – неправильные намерения.

Бич неверных решений поражает лидера по разным причинам. Иногда одной из них может быть получение искаженной информации. Например, доктор советует принимать лекарства, в то время как сосед убеждает, что настойка смеси трав сотворит чудеса. Люди не только получают неверную информацию, застревая в кругу одних и тех же действий.

Они также подвержены неправильной интерпретации поступающих знаний об окружающем мире.

Опасно игнорировать важные данные, поступающие извне. Например, девушка работает в отделе, где в недалеком будущем предполагаются сокращения.

Но она продолжает заказывать дорогую косметику и баловаться походами по бутикам. Откладывать деньги «на черный день» – не для нее. Это и называется плохой оценкой рисков.

Она происходит по той причине, что люди склонны защищать себя от негативной информации. Ими правит страх перед неизвестным.

Некой метафорой такого старания оградить себя от горькой истины может послужить скульптура под названием «Призрачная девушка» Френсиса Грея. Гениальный автор изобразил свое изваяние в полный рост.

Задумчивая девушка с изящными формами прячет наклоненное лицо от созерцателей при помощи ниспадающей до самого пола вуали из кристаллов. Любопытный зритель заинтригован: как может выглядеть юное лицо под прекрасной вуалью? Увы.

То, что под находится, сродни кошмару – и уж пусть лучше этот вид скрывает длинная вуаль.

Конечно, любое произведение искусства может быть интерпретировано по-разному. Но разве не скрывается опасность за неспособностью видеть истинное положение вещей? Человек боится летать на самолетах, но при этом постоянно занимается интимной близостью без презерватива.

Оценка возможных рисков – это важнейший инструмент, который предназначен для любого живого существа для повышения своих шансов выжить. Без этого качества развитие потенциала руководителя невозможно.

«Мозг рептилии» и объективная оценка реальности

В действительности, люди постоянно только тем и занимаются, что оценивают возможные риски. Мы предпочитаем хорошо освещенную улицу темной аллее. Водитель за рулем автомобиля верит, что на его полосу не свернет машина, едущая навстречу.

С другой стороны, навыки оценки рисков у большинства находятся в зародышевом состоянии – каковыми мы их восприняли от животных. «Бей или беги» – манифест этих скромных умений.

В мозгу человека сохранился участок, который называется «мозгом рептилии». Вероятно, о нем вы уже слышали. Исследования показывают, что в опасной или рискованной ситуации над поведением берет верх именно эта часть мозга.

Когда-то она была создана с целью спасения жизни от диких зверей.

Удивительно, но «мозг рептилии» берет верх даже тогда, когда дело касается денежных операций. Чувствуя ответственность, мы склонны перекладывать ее на чужие плечи. Такая концепция, как «экономия», для этого участка мозга неизвестна.

Как можно выбраться из этого порочного круга? Выход – это измерение, а также правильная оценка этих измерений. Необходимо прекратить принимать решения той частью мозга, которой они принимались в пятилетнем возрасте.

Возможность комбинаций тех или иных событий в мире невообразимо велика. «Мозг рептилии» знает только два состояния: «Я в безопасности» и «Я под угрозой».

Как вы понимаете, подобная оценка для профессионального развития личности слегка недостаточна.

Работа «в уме»: развитие лидерского потенциала

Методы развития лидерского потенциала включают приемы, направленные на развитие самых разных качеств. Они представляют собой своеобразную «огранку» личности. Какая еще особенность разума свойственна всем тем, кто достиг выдающихся результатов в своей сфере деятельности?

Многих инженеров, техников, математиков, дизайнеров и представителей других областей объединяет одно умение. Они способны решать сложнейшие задачи своей области прямо в уме. Таким примером может послужить великий ученый-физик – Никола Тесла.

Уже ребенком он практически мгновенно решал математические задачи. А когда будущий ученый приступил к конструкторской деятельности, то процессы проектирования протекали в разуме Теслы почти автоматически. Мы бы назвали их «бездумными».

Они подобны тем, что происходят у обычного человека, когда он вспоминает пример из таблицы умножения.

Интерес здесь вызывает то, что Тесла начинал с малого. Просто вначале, вместо использования для расчетов бумаги, он решил проводить их в собственном сознании. На воображаемой доске Тесла писал те же математические столбики, которые и сейчас проходят в школах ученики младших классов.

Постепенно будущий ученый освоил умение устного счета и тем же способом стал решать более сложные задачи. Их бесчисленное множество постепенно складывались в навык.

Тесла, по свидетельствам его современников, мог воспроизводить чертежи и модели в уме по прошествии двадцати восьми лет после их первого представления.

Подобным умением обладал и выдающийся ученый Лев Ландау. Все математические расчеты производились им только в уме.

Для того чтобы использовать подобные навыки в профессиональном развитии личности, необходимо начать с тренировки наблюдательности, способности к визуальному представлению.

Затем можно переводить решение практических задач с бумаги в ум. После выработки навыка, мысленная работа становится намного легче.

Этот способ практически подойдет любому профессионалу – инженеру, физику, математику и даже танцору.

Как стать лучшим в профессии?

Развитие лидерского потенциала предполагает профессиональное становление. Кто может быть руководителем отдела, не зная от и до всех его мельчайших процессов? Для того, чтобы стать лучшим специалистом, нужен крайне высокий уровень самодисциплины. Также не помешает развитие профессиональных качеств. Следующие принципы будут незаменимы для тех, кто хочет стать номером 1 в своей сфере.

Каждый день посвящайте время профессиональному развитию. Это может быть чтение узкоспециализированной литературы, рисование эскизов, прослушивание специальных тренингов. Самым лучшим «бонусом» самообразования является то, что со временем оно входит в привычку. Что, к слову, не сможет не сказаться на ваших будущих доходах.

Методы развития лидерского потенциала включают в себя также и навыки, касающиеся сферы тайм-менеджмента. Научитесь качественно управлять своим временем. Исследователи подсчитали следующую вещь: для того, чтобы стать лучшим, достаточно тренироваться всего лишь два часа в сутки. Многие ответят: «Но откуда мне брать эти два часа?».

Тайм-менеджмент – это довольно развитая дисциплина. Она содержит столько инструментов, что каждый может выбрать себе способ экономии времени по душе.

Но даже путем простых математических подсчетов можно вычислить, что два часа в сутки – это совсем немного. 7 дней умножить на 24 часа равно 168 часов. Большая часть потратится на сон, работу, домашние дела.

Но 14 часов в неделю по сравнению со 168 – это минимум, который под силу каждому.

Избавление от страхов – обязательный компонент для становления сильного характера. Развитие лидерского потенциала никогда не происходит на базе страха. К счастью, большинство человеческих опасений являются приобретенными. Любое из них можно преодолеть путем систематической работы над собой.

Аристотель считал, что смелость – это золотая середина между робостью и импульсивностью. Философ был убежден, что любое качество можно развить в себе, если вести себя так, как будто им уже обладаешь. Когда накатывает волна страха или неуверенности, можно использовать позитивные аффирмации.

Они помогут ощущать себя так, будто никакого страха не было и нет.

Вывод

Сделайте все возможное, чтобы эти рекомендации стали частью вашей повседневной жизни. Самое главное – это превращать знание в действия. Пусть они будут и малыми. Тогда перед вами не будет тех дверей, для которых вам невозможно было бы подобрать ключи.

Источник: https://salid.ru/journal/razvitie-liderskogo-potenciala

Как воспитать в себе лидера: 5 советов

Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать

Думаешь, что у тебя есть задатки лидера, и хочешь развивать их дальше? А может наоборот считаешь, что тебе не хватает некоторых качеств? Даже если ты вовсе об этом не задумывался, читай советы Адукара, как обнаружить в себе лидерские качества, что делать для их развития и где они пригодятся.

Есть лидеры формальные и неформальные. Первые чаще занимают соответствующую должность (староста, начальник). Неформальным лидер становится благодаря своим способностям и авторитету. В коллективе формальный и неформальный лидер не обязательно один человек.

Как определить в себе лидерские качества

Приведём ниже десять признаков лидера. Оцени себя исходя из этих характеристик. Вдруг ты всегда был лидером, не осознавая этого! Загибай палец каждый раз, когда описание соответствует твоему характеру.

1) Открытый: ты непредвзят и умеешь слушать чужое мнение.

2) Советчик: окружающие часто просят помощи и твоя точка зрения ценна для них.

3) Ответственный: умеешь держать слово, поэтому люди доверяют тебе.

4) Порядочный: друзья легко рассказывают тебе свои секреты, без опасений, что ты их выдашь.

5) Трудолюбивый: показываешь своим примером, что работать нужно не покладая рук.

6) Целеустремлённый: предпочитаешь действовать, нежели обещать.

7) Оптимист: умеешь вселять в других уверенность, мотивировать к действию.

8) Уважительный: принимаешь людей такими, какие они есть. Умеешь находить в других хорошие стороны и ценить их.

9) Заботливый: беспокоишься не только о своём благополучии, но и помогаешь достичь успеха другим.

10) Энтузиаст: ведёшь себя уверенно и предлагаешь решение проблемы первым.

Если хотя бы восемь пунктов про тебя, то ты можешь считать себя прирождённым лидером. Если меньше, не расстраивайся. Лидерские качества можно развить.

Дайнерис Таргариан из «Игры престолов» пример ярко выраженного лидера, который стремится к роли управленца. Джон Сноу обладает лидерскими качествами, но не хочет их замечать. А окружающие, напротив, видят в нём предводителя

Как развивать лидерские качества

Каждый человек имеет тот или иной набор лидерских качеств. Многие из них могут дремать. Если ты поставил себе цель быть настоящим лидером, то пора начинать развиваться в этом направлении.

Быть проактивным

Приучи себя к мысли, что никто кроме тебя не ответственен за события в твоей жизни. Главное правило — перестать жаловаться на проблемы и искать пути их решения. Например, если тебе не хватает культурного досуга, предложи помощь педагогу-организатору в подготовке школьной вечеринки.

Сразу стать Маргарет Тетчер (премьер-министр Великобритании а 1979−1990 годах) или Сергеем Брином (сооснователь Google) не выйдет. Сперва научись быть лидером в маленьком коллективе

Брать на себя ответственность

Цитата «мы в ответственности за тех, кого приручили» должна стать твоим девизом. Чаще бери инициативу в свои руки. Задача лидера контролировать собственные затеи.

Если организовываешь мероприятие, продумай всё до мелочей: привлеки помощников, найди место проведения, договорись о необходимом оборудовании. И не отказывайся от помощи.

А поручая кому-то задание, всё равно будь готов отвечать за результат сам.

Слушать и принимать критику

Придётся привыкнуть к критическим замечаниям в свой адрес и научиться адекватно на них реагировать. Лидер всегда готов к изменениям, даже если они идут вразрез с его эго.

Не бояться нового

Лидеру постоянно нужно выходить из зоны комфорта. Не бойся делать что-то новое. Если у тебя, к примеру, нет опыта в декорировании зала, попытайся разузнать всё об этом в интернете. Спрашивай совета у людей, которые занимаются подобным дольше тебя. Кто-то просит помощи и совета — не отказывай. Хоть это и потребует времени, но взамен получишь благодарность и лояльность.

Думать о других

Прислушивайся к настроениям и сомнениям окружающих, не забывай интересоваться у знакомых и друзей их делами. Ставь интересы других людей на уровень со своими. Постарайся, чтобы все в компании чувствовали себя нужными. Так коллектив сплотится вокруг тебя. А ты сможешь реализовать свои амбиции лидера.

В каких профессиях лидерские качества необходимы

Есть ряд профессий, где лидерские качества — это основа успешной работы. Среди них адвокат, судья, преподаватель, специалист по кадрам, проектный менеджер, режиссёр и др.

Во многих других профессиях есть возможность вертикального роста карьеры. Верхушка — это и есть лидеры, управленцы.

Любой руководитель команды, отдела, предприятия должен стараться быть одновременно формальным и неформальным лидером.

Лидерские качества помогут тебе и в студенческие годы, если ты решишь быть старостой или членом студсовета

Если хочешь углубиться в изучение темы лидерства, прочти книги «21 неопровержимый закон лидерства» Джона Максвелла, «Как становятся лидерами» Уоррена Бенниса или «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниела Гоулмана.

Даже если не планируешь брать на себя роль лидера, отдельные его качества помогут тебе расширить горизонты. Так ты сможешь лучше справляться с негативными обстоятельствами, совершать решительные поступки, когда это необходимо, и отстаивать свои права.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/kak-vospitat-v-sebe-lidera-5-sovetov

Развитие лидерского потенциала

Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать

Развитие лидерского потенциала — это любая деятельность, способствующая совершенствованию руководящих способностей у отдельных сотрудников или формированию «лидерской культуры» в организации в целом.

Методы для этого могут использоваться самые разные: от образовательных программ типа MBA, предлагаемых в университетских бизнес-школах, до тренингов по технологии обучения действием (ActionLearning), «высоких» веревочных курсов и выездных совещаний-семинаров для руководящих кадров.

Индивидуальное развитие лидерских навыков

Традиционные программы развития лидерского потенциала направлены на выработку лидерских качеств и установок у конкретных индивидов.

Как известно, люди далеко не всегда обладают врожденными способностями к тому или иному виду деятельности: например, не все могут играть в футбол, как Зинедин Зидан, или петь, как Лучано Паваротти. То же самое относится и к нашим лидерским качествам.

На лидерскую эффективность сотрудника в значительной степени влияют его личностные характеристики, и иногда для развития лидерских способностей требуются специально разработанные обучающие программы. В то же время следует иметь в виду, что повысить свою лидерскую эффективность может каждый.

Правда, этот процесс скорее напоминает не чтение учебника, а обучение игре на музыкальном инструменте: здесь требуются сосредоточенность, целеустремленность и постоянные тренировки.

Разумеется, теоретические занятия и знакомство со специальной литературой по теме также полезны для лучшего понимания сути лидерства. Однако одно дело — знать, что делать, и совсем другое — делать то, что знаешь. Согласно имеющимся оценкам, лишь 15% знаний, полученных в ходе традиционной теоретической подготовки, реально преобразуются в долговременные изменения трудового поведения.

Насколько успешными окажутся попытки развития лидерских навыков, зависит от трех основных факторов:

– Личные качества индивида;

– Качество и содержание программы развития лидерских навыков;

– Наличие ощутимой поддержки со стороны куратора.

Не случайно в военных академиях принимают все возможные меры для того, чтобы брать на обучение лишь кандидатов, обладающих ярко выраженной способностью к руководству людьми.

К индивидуальным качествам, способствующим успешному развитию лидерских навыков, относятся в первую очередь желание учиться и стремление к достижению успеха, а также такие личностные характеристики, как открытость новым впечатлениям, склонность брать на себя ответственность за ситуацию и способность к самоконтролю.

Что касается программ по развитию лидерских навыков, то они наиболее эффективны при выполнении следующих условий:

– Программа включает целый комплекс заданий и упражнений по развитию лидерских навыков, выполняемых на протяжении определенного периода времени (например, 6–12 месяцев).

В качестве конкретных инструментов развития могут использоваться: аттестация по методу комплексной оценки личности (360 degree feedback), практические занятия в классе, самостоятельные задания наподобие курсовых работ, индивидуальные тренинги для руководителей, ведение аналитического дневника для контроля достигнутых результатов, работа с наставником и др.

– Программа предполагает четкую постановку целей на основе определения основных потребностей в области развития лидерских навыков и последующую оценку достигнутых результатов через некоторый период времени.

Среди ключевых понятий, связанных с развитием лидерских навыков, следует выделить следующие:

->Эмпирическое обучение («обучение через опыт»): в центре обучающего процесса в данном случае помещается индивид и его непосредственное восприятие; обучение проходит в четыре этапа: 1. конкретный опыт; 2. наблюдение и анализ; 3. формирование абстрактных понятий; 4. испытание в новых ситуациях.

->Вера в собственные силы: Правильно построенный тренинг или курс обучения должны формировать у индивида веру в себя и свою способность добиваться успеха («самоэффективность»).

->Воображение: Развитие способности формировать четкий образ желаемого будущего, к которому стремится организация или ее подразделение.

Эффективная программа индивидуального развития должна помочь сотруднику выработать план, который позволит ему приобрести лидерские навыки, необходимые для успешного поведения в самых разных ситуациях и на разных уровнях: от молодежной компании до деловых кругов. В числе этих навыков:

-> Способность брать на себя ответственность

-> Умение расставлять приоритеты

-> Формирование представления о смысле жизни

-> Способность к немедленному действию

-> Умение формулировать конкретные, реалистичные цели и планы на будущее.

Развитие лидерства на коллективном уровне

В последнее время к организациям пришло понимание того, что лидерство можно развивать и на коллективном уровне, укрепляя взаимодействие и совершенствуя координацию усилий отдельных лидеров и систем, посредством которых они влияют на работу компании.

В связи с этим следует различать понятия «индивидуальное развитие лидерских навыков» и «развитие лидерства как организационной культуры». В первом случае речь идет о работе с конкретным индивидом — о формировании личностных качеств, которыми должен обладать лидер, о выработке соответствующих моделей поведения, способов мышления и восприятия.

В случае же когда мы говорим о развитии лидерского потенциала на уровне организации (о воспитании «культуры лидерства»), мы имеем в виду определенные аспекты групповой динамики.

Сюда входят межличностные отношения в коллективе, процессы социального влияния, отношения в диаде «лидер и его команда», контекстуальные факторы командной работы (например, восприятие организационного климата) и социальное взаимодействие между данным коллективом и другими группами в организации. Обе формы развития лидерского потенциала могут оказывать взаимное влияние друг на друга.

Развитие лидерского потенциала на коллективном уровне может строиться на основе индивидуального формирования лидерских качеств сотрудников, причем не только занимающих руководящие должности, но и подчиненных. Помимо этого, такое развитие предполагает укрепление межличностного взаимодействия в команде.

Считая, что главным достоянием компании являются составляющие ее люди, некоторые организации заботятся в первую очередь об индивидуальном развитии тех или иных способностей своих сотрудников (иногда это подразумевает и развитие лидерских навыков).

С другой стороны, существует концепция равноправного партнерства руководителя и подчиненных (Employeeship), согласно которой быть хорошим лидером — это во многом то же самое, что быть хорошим сотрудником.

Поэтому считается, что наилучшие результаты приносит тесное взаимодействие формального лидера с остальными членами команды и поиск точек соприкосновения (вместо того чтобы делать упор на различиях).

Данный подход с особым успехом применяется в Швеции, где иерархическая дистанция между начальством и подчиненными минимальна.

Планирование преемственности

Термином «планирование преемственности» обозначают подготовку перспективных сотрудников к тому, чтобы занять место нынешних лидеров, когда последним настанет время покинуть свои посты. Такого рода подготовка требует активного перемещения сотрудника между отделами.

Более того, во многих многонациональных корпорациях будущие лидеры, как правило, совершают поездки за границу, чтобы получить опыт работы в зарубежных филиалах. Планирование преемственности должно строиться на основе четкого представления о будущем, к которому стремится компания: это позволит согласовать программу развития лидерских качеств с долгосрочными целями организации.

Таким образом, при подготовке нового поколения лидеров должны учитываться не только имеющиеся знания и история компании, но и планы на будущее. Чтобы эти планы воплотились в жизнь, отбор потенциальных лидеров должен базироваться не только на том, «что мы знаем и имеем», но и на том, «чем мы хотим стать».

Планированием преемственности должны заниматься люди, которые в настоящее время занимают руководящие должности и являются носителями этой «картины будущего», а также ведущие сотрудники отдела персонала, способные преобразовать эту концепцию в конкретную программу подготовки. Соответственно, следует обратить внимание на три основных характеристики кандидатов: 1. Навыки и знания; 2.

Восприятие роли лидера и степень ее принятия. 3. Вера в собственные силы (самоэффективность). Эти три аспекта должны быть основой любой программы подготовки преемников на руководящие должности.

Вдохновляющий лидер

«Менеджера вообще» не существует: у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, свой индивидуальный стиль поведения. Однако для всех вдохновляющих руководителей характерны некоторые общие особенности. Продолжение тут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kuchavsego/razvitie-liderskogo-potenciala-5b03ba7e2f578cb2e662d265

Как развить в себе лидерский потенциал?

Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать

200 ученых из 62 стран мира пришли к соглашению относительно термина «ЛИДЕР» в бизнес- контексте.

Лидер — это человек, способный мотивировать других и оказывать влияние на их поведение таким образом, чтобы это поведение способствовало достижениям, процветанию и успеху компании или организации, а также ее членов.

Данная трактовка найдена мною на просторах Интернета и проводится в начале моей статьи потому, что на мой взгляд, дает наиболее полное представление о феномене Лидерства.

Если внимательно присмотреться к тем людям, которых в современном мире и в историческом контексте принято считать лидерами, мы увидим, что зачастую они являются по своей сути очень разными. И у каждого из них своя лидерская история.

Это говорит о том, что у каждого из нас свой путь к Лидерству. И своя форма Лидерства.

Что же нужно конкретному человеку, чтобы стать лидером?

Предпосылка №1

Человек должен хорошо «мочь». Т.е. иметь возможность быть лидером.

Что дает нам такие возможности? Давайте вместе с вами поисследуем этот вопрос, чтобы понять, что нужно лично вам, чтобы хорошо «мочь» быть лидером.

Замечали ли вы, что у лидера всегда хорошо получается то, чем он занимается? Поэтому он всегда уверен в себе и передает эту уверенность в успехе другим. Случайность ли это? Я убеждена, что нет.

Давно доказано, что успешность человека в выбранном виде деятельности определяется его личной предрасположенностью к этому виду деятельности. А личная предрасположенность определяется суммой сильных сторон и конкретного опыта их применения в работе.

О сильных сторонах речь идет тогда, когда один человек при тех же условиях (образование, опыт работы), выполняет определенный объем работы быстрее, качественнее и разнообразнее, чем другой человек.

Работая по сильным сторонам любой из нас имеет возможность управлять:

  1. Своим временем, сокращая его расход на выполнения задачи с нужным качеством;
  2. Своей энергией, тратя меньше сил;
  3. Своим творчеством, которое возможно только по сильным сторонам;
  4. Качеством своей работы, самостоятельно находя собственные ошибки и исправляя их оптимальным способом в кратчайшие сроки;
  5. Параметрами необходимого результата, самостоятельно ставя себе цели в работе и достигая их;
  6. Своим профессиональным развитием, выделяя приоритетные для освоения знания, умения и навыки.

Таким образом, любой из нас потенциальноможет стать лидером, если будет работать по своим сильным сторонам.

Как вы можете определить свои сильные стороны?

  1. У специалиста, и это, как правило, долго и недешево. Из плюсов – появится уверенность в том, что вы не ошиблись. Ведь сами вы пока еще не являетесь экспертом по диагностике своих сильных сторон.
  2. Самостоятельно. Это тоже долго. Из плюсов – появится гордость, что вы смогли! И эта гордость за себя — плюс в вашу копилочку лидерских историй.

Техника самостоятельного определения своих сильных сторон

  1. Вспомните ситуацию, когда у вас что-то не получалось. Вы прикладывали некоторые усилия, и потом все в итоге вышло так, как вы и хотели. 
  2. Максимально подробно опишите, что и как вы делали.
  3. Определите, какие ваши качества (см.

    описание конкретных действий из п.2) помогли вам добиться успеха.

  4. В каких еще ситуациях вы опирались на эти качества?
  5. Эти качества и есть ваши сильные стороны.
  6. Продолжайте вспоминать истории и дополнять список своих сильных сторон.

Пример лидерства по сильным сторонам

Андрею легко удается придумывать новые подходы к продвижению продуктов компании. Его идеи отличаются не только оригинальностью, но и невысокой стоимостью при реализации.

Реализация предложений Андрея позволила компании за короткий срок увеличить продажи и снизить расходы на продвижение продуктов на рынок.

Несмотря на то, что Андрей работает в компании менее 6 месяцев и не занимает высокой должности, он – безусловный лидер в области разработки подходов к продвижению, к его мнению прислушиваются и собственники, и руководители компании.  А команда его просто обожает!

Сильные стороны Андрея: креативность, ориентация на ресурсы и на результат, умение держать в фокусе большое количество разнообразных задач и процессов.

Чтобы «мочь быть лидером» необходимо:

  1. Определить свои сильные стороны и зоны, где вы сможете их применить.
  2. Если вы хотите стать лидером и понимаете, что сейчас реализуетесь не по своим сильным сторонам, составьте реалистичный план, как вам изменить сложившуюся ситуацию.

Мы убедились, что лидером может стать любой человек, который научился осознанно применять свои сильные стороны для достижения своих целей в конкретной области.

Однако, по опыту известно, что далеко не все становятся лидерами. Почему?

Предпосылка №2

Да потому что на самом деле не все хотят быть лидерами.

Обычно люди хотят того, что для них ценно, того, что дает им энергию и делает их жизнь хорошей.

Замечали ли вы, что те люди, которых мы считаем лидерами, были сильно увлечены своим делом? Такую увлеченность дают нам наши ценности, которые мы реализуем в своей работе. Таким образом, чтобы раскрыть свой лидерский потенциал, нам нужно ясно представлять, что дает нам энергию.

Составить свой список ценностей вам помогут описанные мною свойства ценностей.

  1. Ваша жизнь становится полнее, когда вы занимаетесь этим (делом). Персональные ценности основаны на чувстве «это хорошо для меня». Ищите это чувство;
  2. Ценности отвечают на вопросы «Зачем?» и «Ради чего?»;
  3. Человек, реализующий свои персональные ценности, активен. Он ощущает себя творцом и реализует свою волю;
  4. Человек, реализующий свои ценности, готов нести ответственность за себя и за последствия своих действий;
  5. Персональные ценности наполняют энергией, даже если человек устает от выполняемого действия;
  6. Ценности неисчерпаемы. Нам никогда не надоедает делать то, что для нас ценно;
  7. По отношению к своим ценностям человек чувствует себя свободным. Он может ранжировать свои ценности, в зависимости от своей ситуации выстраивая их в иерархию по степени важности. Он может осознанно оставить ценности, если их невозможно сейчас реализовать;
  8. На основе персональных ценностей можно принимать взвешенные решения даже в ситуации неопределенности.

У каждого человека свой список ценностей. И не каждому из нас, к сожалению, удается реализовывать свои ценности в работе. И часто бывает так, что наши ценности не способствуют занятию нами лидерских позиций.

Чтобы по-настоящему хотеть быть лидером и иметь энергию для лидерства нужно:

  1. Открыть в себе и реализовывать в работе свои персональные ценности;
  2. Иметь в своем списке ценностей именно «лидерские» ценности: желание быть на виду, желание управлять другими людьми, желание влиять на ситуацию в конкретной предметной области и менять ее к лучшему.

Обратите внимание, человек должен не только хорошо мочь делать все выше перечисленное. Но и хотеть этого!

Пример: лидерство и персональные ценности

Константина всегда называли «ходячей справедливостью». Во всех коллективах, в которых Константин работал, он всегда был тем человеком, который ратовал за уважение ко всем членам команды и за справедливое отношение ко всем.

Если в коллективе возникал конфликт, Константин по мере сил всегда пытался выступить медиатором и помочь конфликтующим сторонам договориться. В одной из компаний заметили, что Константин много времени уделяет медиации и поручили ему создать и возглавить службу по внутренним коммуникациям.

Задачи, которые приходилось решать подразделению, очень воодушевляли Константина.

Список его персональных ценностей (привожу в формулировках автора): стоять за правду, уважение к инаковости других, ценность людей как таковых.

Предпосылка №3

Два условия Лидерства исполнены. Мы можем – да. Хотим – очень.

Однако, как мы видим, лидеров среди нас по-прежнему не так уж и много. Почему?

Потому что для конкретного человека может быть не совсем удобно быть лидером именно сейчас. В этих условиях. С этой командой. Или с этими партнерами. И тогда он может сказать себе: «Для меня неправильно будет стать сейчас лидером. Я найду свою команду. Выберу подходящее время и подходящие мне условия. И сделаю то, что задумал – в свое время!».

Написать об этом мне было очень легко. Но реализовать эту предпосылку на практике довольно сложно. Потому что для ее реализации нам нужны нестандартные навыки:

Первый навык: Умение чувствовать и отдавать себе отчет, о чем говорит нам наше чувство. Вариантов здесь всего три:

  • нас притягивает то, что мы задумали. И мы воодушевленные и полные энергии идем вперед;
  • нас отталкивает то, что мы задумали. И тогда мы чаще всего оставляем свою идею;
  • мы не умеем чувствовать, наши чувства с нами не говорят, и нами управляет воля других людей – наших партнеров, руководителей и т.д. Мы не свободны в этой ситуации. Мы – должны. И тогда о лидерстве речь вообще не идет.

Если навык «чувствовать и отдавать себе отчет в своем чувстве» сформирован, у нас есть компас, который ведет нас туда, куда нам действительно нужно.

   Второй навык: внутреннее чутье в отношении правильного.

Я могу себя спросить: «Если мне очень хочется, т.е. мое чувство говорит мне «да, сделай это!», правильно ли будет для меня действительно включиться в этот проект, стать лидером этой команды?» Или, если мне очень сложно, и внутренне не хочется включаться, т.е. мое чувство говорит мне «нет, оставь!», правильно ли будет для меня действительно отложить задуманное?

Если наше внутреннее чутье в отношении правильного работает, у нас есть фильтр, чтобы выбрать из большого количества прекрасных возможностей только те, реализовывать которые уместно здесь и сейчас.

Третий навык: внутренний диалог или самокоучинг, т.е. умение встать рядом с собой и начать задавать себе вопросы, в т.ч. и неприятные (примеры внутреннего диалога см. в предыдущем пункте).

П.1 и 2 – осознание своих чувств и чутье в отношении правильного — реализуются именно во внутреннем диалоге.

В процессе внутреннего диалога у Лидера формируются уверенность в себе и в своих силах, а также желание действовать. А это в свою очередь вызывает у его команды желание следовать за ним.

Предпосылка №4

Я могу, и я хочу, я выбрал то, что для меня сейчас правильно. И тем самым я укрепил свою волю и решимость идти до конца. Я разобрался с собой и готов нести ответственность за свои решения. Я – Лидер. Что дальше?

А дальше мы выходим во внешний мир. Со своим проектом, со своей командой. И проходим своеобразную проверку – нужно ли миру то, что мы предлагаем? Есть ли смысл в том, чем мы занимаемся?

И только те из нас, кто научился находить в своих проектах смысл для мира, научился включать свою идею в бОльший контекст,  по-настоящему становятся Лидерами.

Что нужно, чтобы открыть свой смысл?

Задайте себе вопрос – а ради чего все это? Будет ли это иметь смысл то, что я делаю сейчас, через год, два или десять? Важно ли это для кого-то, кроме меня? Актуально ли то, чем занимаюсь я, или чем занимается моя команда, для нашей компании?

Если вы нашли ответы на эти вопросы – поздравляю! Вы действительно Лидер.

Итоги: что нужно, чтобы раскрыть в себе лидерский потенциал?

  1. Лидеру нужны опоры. Их много во внешнем мире – команда, заинтересованные лица, близкие люди. Но главная опора Лидера – он сам. И его сильные стороны. Работая по своим сильным сторонам Лидер зарабатывает свой авторитет.
  2. Лидеру нужна энергия. Энергию Лидеру дают его персональные ценности, которые он реализует в Деле, которым занимается.
  3. Лидеру нужны уверенность в себе и желание действовать.
  4. И, наконец, Лидеру нужен смысл. К реализации которого он поведет свою команду.

Источник: http://beletskie.ru/kak-razvit-v-sebe-liderskij-potentsial/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: