Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

Логическое мышление: виды и способы развития

Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

Способность мысленно решать задачи, делать умозаключения позволяет человеку логическое мышление. Это ценное интеллектуальное качество помогает оценивать ситуации,  принимать решения, отделять второстепенные моменты от главных, связывать факты.

Особенности логического мышления

Логическое мышление – последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы.

Данный тип мыслительной деятельности формируется в возрасте с 7 до 20 лет, и на протяжении жизни совершенствуется.

Отличительные особенности логического мышления от других типов:

  • Эмпирическое познание. Законы логики базируются на основании практической информации. Выводы делаются, исходя из экспериментов, опытов, событий, фактов, цифр.
  • Приобретенная врожденность. Логическое мышление не «рождается» вместе с человеком, оно формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Элементы логики: понятие, суждение, умозаключение

Понятие – мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по определенным признакам в один класс. Имеет две основные характеристики: содержание и объем.

Суждение (высказывание) – форма мышления, отрицающая или утверждающая определенное явление, отношение или предположение.

Умозаключение – логический вывод, простейшее рассуждение, сделанное на основании предпосылок.

Логические операции

Мыслительные процессы подразделяются на следующие разновидности:

  • Сравнение – выявление общих и отличительных характеристик предметов и явлений.
  • Абстракция – умственная деятельность, позволяющая обособить те или иные свойства предмета от других. Отделить главное от второстепенного, абстрагироваться, сделать выводы.
  • Обобщение – объединение схожих признаков, явлений. Применяется для выявления закономерностей.
  • Анализ – мыслительный процесс, разделяющий предмет или рассматриваемое явление на части.
  • Синтез – воссоединение отдельных элементов в целое. Логическая операция, напоминающее составление пазлов.

Зачем нужно логическое мышление

Логика помогает отделять главное от второстепенного, улавливать закономерности, обосновывать явления, доказывать факты, выстраивать суждения. Логический подход позволяет решать различные задачи, начиная от простейших бытовых (какой дорогой быстрее дойти до офиса), заканчивая масштабными проектами.

Применение логики обширно. Эта наука затрагивает любую область человеческих знаний: экономику, творчество, философию, гуманитарные науки, риторику. Форма мышления является источником знаний, которая позволяет делать определенные выводы.

Малая часть применения логики:

  • понятное изложение собственных мыслей;
  • возможность аргументировано склонить собеседника на свою сторону;
  • поиск решения проблем;
  • доказывание истины;
  • опровержение лживой информации;
  • расследование преступления;
  • поиск и коррекция ошибок.

Образно-логическое мышление

Данный вид называется еще наглядно-образным мышлением. Он происходит за счет представления, визуализации. Формируется с детского возраста. Актуально в школьные годы, когда для решения задач необходимо извлечь из памяти определенный образ или включить воображение.

Образно-логическое мышление используют люди, которые в своей работе опираются на наблюдения, а также графические отображения (таблицы, диаграммы).

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мыслительной деятельности не опирается на отдельные элементы, а использует несуществующие категории – абстракции. Абстрактно-логическое мышлениеотсекает лишнее, моделирует ситуацию, как с реальными объектами и ситуациями, так и с вымышленными. Такой вид мыслительного процесса расширяет привычные рамки и позволяет находить выход из тупиковых ситуаций.

Словесно-логическое мышление

Высший этап человеческого мышления, лишенный наглядности. Он основывается на языковых средствах, логических конструкциях и понятиях. Используя этот тип мыслительной деятельности, человек способен обобщать информацию, выявлять закономерности.

Развивается словесно-логическое мышление поэтапно. Сначала человек овладевает мыслительными процессами, а затем анализирует собственные мысли.

Развитие логики

Аргументированно спорить, находить взаимосвязи, видеть неочевидное позволяет логическое мышление. Научиться этому можно, ежедневно выполняя задания на развитие логики.

Чтение. Несмотря на обилие современных книг, отдавайте предпочтение научной и художественной литературе. Читайте каждый день хотя бы по 10 страниц, анализируя каждую главу.

Старайтесь на основе уже прочитанной информации предугадать, как поступит главный герой, к чему приведет тот или иной поступок, чем все закончится.

Читайте детективы, знакомьтесь с героями Агаты Кристи, Конан Дойля.

Логические игры. Отлично развивают логическое мышление шахматы и шашки. Чтобы победить нужно просчитывать ходы на несколько шагов вперед, угадывать, что задумал оппонент. И не важно, если среди окружения нет желающих, составить компанию. Поиграть в шахматы можно на компьютере или телефоне.

Другая не менее популярная игра, развивающая логику – эрудит. Суть ее в составлении слов из набора букв. Такой логический тренажер заставить извилины активно работать.

С пользой провести время можно, разгадывая кроссворды, судоку, отгадывая загадки, собирая пазлы, решая ребусы. Все это можно найти в бумажном варианте или же на просторах интернета.

Логические задачи. Найдите учебники с математическими задачками и логическими цепочками. Уделяйте их решению ежедневно по 30 минут.

Альтернативный вариант – логические задачи на специализированных сайтах. Там, не только можно развивать мышление, внимание, память, но и следить за динамикой  успеха.

Аргументированные споры. В ситуации, когда ваше мнение расходится с мнением окружающих, старайтесь привести конструктивные доказательства. Не переходите на эмоции, а используйте логические доводы. Так вы не только уладите конфликт, но и прокачаете навык.

Самообразование. Даже если школьные годы остались далеко позади ни что не помешает заняться изучением таких дисциплин, как математика, физика, химия. Постепенно усваивая новый материал, отвечая на вопросы, делая выводы, вы будет связывать новую информацию в логическую цепочку.

Советы по развитию логики

Сформировать логическое мышление можно, придерживаясь следующих советов:

  • Попробуйте писать и чистить зубы левой рукой. Это упражнение задействует другое полушарие мозга.
  • В течение дня меняйте вид деятельности. Такой подход ускорит адаптационные мыслительные способности.
  • Анализируйте поступки и мысли. Задавайте вопросы и отвечайте ни них самостоятельно.
  • Чаще находитесь на свежем воздухе. Это благоприятно отразится не только на логическом мышлении, но и в целом на состоянии организма.

10 Логических Загадок Для Людей с Нестандартным Мышлением смотрите в следующем видео.

Продолжительность: 10 минут.

ИСТОЧНИК: ПЛАТФОРМА САМОРАЗВИТИЯ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/logicheskoe-myshlenie-vidy-i-sposoby-razvitiia-5be4829b151d17031cc4eba6

Образное мышление: как научиться решать житейские проблемы в голове?

Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

Когда вы смотрите на причудливое облако, проплывающее в небе, вам кажется, что это парус бороздит бескрайнее море или вам улыбается мордочка озорного котёнка.

Вглядываясь в лицо незнакомого человека, стоящего на остановке, вы находите его чрезвычайно похожим на своего начальника.

Приехав на работу, вдруг впадаете в панику: а выключили ли вы дома газ? И начинаете судорожно в уме пошагово прокручивать своё утро, что именно вы делали, чтобы вспомнить, подходили ли к газовой плите. Всё это нам позволяет осуществлять образное мышление.

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала.

Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать.

Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой.

Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль.

Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества.

Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие.

Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности.

Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника.

А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни.

Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате.

Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

Виды

В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.

Ассоциативно-образное

В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Действенно-образное

Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.

Словесно-образное

Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.

Абстрактно-образное

Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз.

Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению.

Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.

Художественно-образное (творческое)

Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.

Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой.

Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе.

Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Развитие НОМ у взрослых

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

Этап 1. Представьте себе шампанское. Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе.

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

Источник: https://ponervam.ru/obraznoe-myshlenie.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: