Реформа местного самоуправления в России – особенности, требования и последствия

Реформа местного самоуправления в России

Реформа местного самоуправления в России - особенности, требования и последствия

Реформа местного самоуправления в России была проведена в 2000-х годах.

Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году. Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ.

Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ — это, как правило, крупный город (например, столица субъекта РФ).

В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда.

За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль.

Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физлиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.[1]

С 2006 года в России осуществляется муниципальная реформа, связанная с реализацией положений федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон, направленный на масштабную реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов действовавшего прежде законодательства.

Он передает контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Окончательное вступление закона «Об общих принципах местного самоуправления» было отложено до 2009 года.[2]

[править] Направления реформы

Основные направления реформы:[3]

  • Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности:
    • принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ);
    • принятие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 95-ФЗ);
    • внесение поправок в Налоговый кодекс РФ;
    • внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ;
    • изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов местного самоуправления;
    • изменение регионального законодательства по местному самоуправлению: регулированию подлежат около 70 вопросов данной области;
    • изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований.
  • Изменение территориальной организации местного самоуправления путем повсеместного введения двухуровневой системы «муниципальный район — поселение», ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований.
  • Изменение структуры органов местного самоуправления: состава, полномочий, способов формирования
  • Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти.
  • Разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образования, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти.
  • Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства.

[править] Ход реформы

При анализе отношений органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления прежде всего необходимо учесть, что сегодняшнее состояние местного самоуправления в России далеко от желаемого и усугубляется множеством проблем, основные из которых:[4]

  • низкая эффективность управления со стороны местных органов власти;
  • слабый уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих;
  • недостаток финансовых средств на качественное исполнение полномочий;
  • отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для функционирования муниципальных органов власти.

Решить вышеуказанные проблемы задумывалось посредством масштабной муниципальной реформы, смысл которой должен был заключаться в том, чтобы «повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и приблизить к населению муниципальный уровень публичной власти».[5]

31 марта 2006 года председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов заявил: «У местного самоуправления в российской истории глубокие корни, но и последнее десятилетие отмечено на этот счёт важными событиями.

В 1995 году был принят Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления“, а вскоре Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Однако при реализации закона сразу же появились пробелы в правовой базе.

Во-первых, большинство муниципалитетов не получили достаточного налогового потенциала. Во-вторых, бюджеты вышестоящего уровня продолжали финансировать низовое звено с существенным дефицитом. В-третьих, так и осталось непонятным, какой уровень власти за что отвечает.

И, наконец, сохранение противоречий вело к конфликтам между местным самоуправлением и региональными властями, а также и к разочарованию граждан в эффективности местного самоуправления. Вот почему в 2003 году вступил в силу новый Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Закон учёл претензии со стороны местного самоуправления.

Предусмотрено чёткое распределение доходов и расходов между уровнями власти, а также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали. Если закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты — от города-миллионника до сельского райцентра, то закон 2003 года ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу».

[править] Цели реформы

31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Курс на укрепление государственности, проводимый Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, предполагает активизацию общественных сил, создание гражданского общества и обновление властных структур.

Именно эти цели преследуют проведение реформы местного самоуправления, избрание в регионах губернаторов представительными органами власти, усиление субъектов Федерации, прежде всего, через их укрупнение. (…) В конечном итоге реформа должна привести к созданию авторитетных и работоспособных органов местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей.

В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке измениться к лучшему».

[править] Результаты реформы

31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Муниципальная реформа привела к созданию двухуровневой системы местного самоуправления и позволила восстановить вертикаль представительных органов власти в низовом звене — в селах, поселках, малых городах — там, где и живет основная масса людей».

Результатом реформы стала абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.[6]

[править] Примечания

Владимир Владимирович Путин Периоды 

Годы  Политика  Реформы  Послания Федеральному собранию  Агентство стратегических инициатив  Публикации  Путин и экономика  Путин и промышленность России  Путин и финансы в России  Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и российские компании  Прочее 
1952—1975 годы • 1975—1990 годы • 1990—1996 годы • 1996—1999 годы • 1999—2000 годы • Президентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017 • 2018 • 2019 • 2020
Внутренняя политика • Социально-экономическая политика • Внешняя политика
Налоговая • Бюджетная • Банковская • Таможенная • Земельная • Пенсионная • Социальных льгот • Финансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управления • Трудовых отношений • Системы ВТС • ВПК • Естественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы)) • ЖКХ • Образования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • Военная • МВД • Федеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015
Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики • Россия на рубеже тысячелетий • Открытое письмо избирателям • Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и доходы населения России • Путин и труд в России • Путин и ЖКХ России • Путин и транспорт • Путин и ТЭК России • Путин и пенсионное обеспечение в России • Путин и АПК России • Путин и ОПК России • Путин и атомная энергетика России • Путин и строительство в России • Путин и торговля в России • Путин и связь в России
Путин и автомобильная промышленность • Путин и двигателестроение • Путин и ракетно-космическая промышленность • Путин и авиационная промышленность • Путин и судостроение
Путин и формирование международного финансового центра • Путин и государственные и муниципальные финансы • Путин и налогообложение • Путин и налог на прибыль • Путин и НДС • Путин и НДПИ • Путин и подоходный налог
Путин и экспорт • Путин и импорт • Путин и экспортные пошлины • Путин и импортные пошлины
Путин и государственные компании • Путин и Газпром • Путин и Транснефть
Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • Предположения • Россия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 года • Кандидатская диссертация • Путин и НАТО • Путин и внешняя политика России • Путин и образование в России • Путин и судебная система России • Путин и постсоветское пространство • Путин и Евросоюз • Путин и США • Путин и силовые структуры России • Путин и нанотехнологии в России • Путин и регионы России • Путин и здравоохранение в России • Путин и праздники в России • Путин и выборы в России • Путин и жильё в России • Путин и Приоритетные национальные проекты в России • Путин и электронное правительство в России • Путин и коррупция в России • Путин и табакокурение в России • Путин и демографическая политика в России • Путин и алкоголь в России • Путин и наркотики в России • Путин и наука в России • Путин и преступность в России • Указ «О долгосрочной государственной экономической политике» • Путин в августе 2008 года • Развод с Людмилой Путиной • Подарки Путину • Дочери Путина

Источник: http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Земская реформа 1864 года

Реформа местного самоуправления в России - особенности, требования и последствия

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление.

До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.

 Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и  крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году Курия Получали избирательные права
ЗемледельческаяПри наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей.  Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
КрестьянскаяНа 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
ГородскаяКупцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору.

Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство).

Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

  1. Регионы, где землевладение отсутствовало или было незначительным. Это Сибирь, Оренбургская, Архангельская и Астраханская губернии, а также Средняя Азия.
  2. Регионы, где основная часть помещиков не была русскими. Это правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Кавказ.

Это был главный недостаток реформы – избранность. Второй же недостаток – выборные сословия. На бумаге выборная система выглядит самодостаточной, в реальности же она получилась сословной, где значительное преимущество в численности был у дворян.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/zemskaya-reforma-1864-aleksandra-2.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: