Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

Содержание
  1. Особенности лицензирования банковской деятельности в 2017-2018 году
  2. Основные понятия
  3. Порядок лицензирования банковской деятельности в РФ
  4. Документы для регистрации кредитной организации
  5. Закон о банках, федеральные законы о банковской деятельности, страхование в банках, ФЗ центрального банка
  6. Закон о банках
  7. Страхование в банках закон
  8. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  
  9. Принципы банковского законодательства    
  10. Направления эволюции банковского законодательства      
  11. Лицензирование банковской деятельности в РФ
  12. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
  13. Создание и лицензирование коммерческих банков
  14. Для лицензирования коммерческих банков необходимы следующие документы
  15. Виды лицензий, выдаваемы коммерческим банкам
  16. Виды дополнительных лицензий, выдаваемых коммерческим банкам
  17. Фз о банках и банковской деятельности с последними изменениями
  18. Общие положения 395-1 ФЗ
  19. Какие были внесены изменения?
  20. Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков
  21. Скачать текст действующей редакции закона

Особенности лицензирования банковской деятельности в 2017-2018 году

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

Лицензирование банковской деятельности в РФ осуществляет в отношении каждой кредитной организации, которая планирует осуществлять банковские и финансовые операции.

Правовое регулирование деятельности банковских и кредитных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1-ФЗ), а оформлением лицензии будет заниматься Центральный банк России.

Каковы особенности получения разрешительного документа в 2017 году для кредитных организаций рассмотрим подробнее в представленном материале.

Основные понятия

Субъектом государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности может выступать только юридическое лицо, такое требование содержится в ст. 12 Закона № 395-1-ФЗ.

Помимо этого регламентирован специальный порядок регистрации кредитной организации, который предусматривает не только обращение юридического лица в налоговый орган с пакетом обязательных документов, но и получение специального разрешения Центрального банка России.

Выдача разрешения для государственной регистрации юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И (далее – Инструкция). Для этого нужно соблюсти следующие правила и требования:

  • учредителями кредитной организации имеют право выступать юридические и физические лица, если их участие не запрещено нормами федерального законодательства;
  • для государственной регистрации следует предоставить комплект документов, перечисленных в гл. 3 Инструкции;
  • наличие минимального размера уставных средств на день подачи документов – не менее 300 миллионов рублей для банка и не менее 90 миллионов для небанковской кредитной организации.

Вклады в уставной капитал на стадии государственной регистрации могут осуществляться как в рублях, так и иностранной валюте. Если взнос осуществляется в иностранной валюте, необходимо учитывать, что используются только разрешенные Центральным банком России виды валют определенных государств.

После рассмотрения документов Центральным банком России выносится решение о государственной регистрации, после чего кредитная организация должна представить документы для регистрации в ФНС РФ.

Порядок лицензирования банковской деятельности в РФ

Лицензирование банковской деятельности осуществляется в порядке, установленном Законом № 395-1-ФЗ и Инструкцией. Указанный порядок распространяется не только на банки, но и на небанковские кредитные организации, которые планируют осуществление той или иной операции в банковской сфере.

Оформление лицензии будет осуществляться одновременно с государственной регистрацией кредитной организации в Центральном Банке России, для этого подается соответствующее ходатайство. Для оформления лицензии на осуществление банковских операций необходимо подтвердить соблюдение следующих дополнительных условий:

  • оплата 100% денежных средств уставного капитала в рублях на момент обращения с ходатайством;
  • раскрытие информации о лицах, оказывающих прямое или косвенное влияние на решения банка.

Проверку соблюдения всех требований будет осуществлять Центробанк России. Вновь созданной кредитной организации могут выдаваться следующие виды лицензии на осуществление банковских операций:

  • лицензия на осуществление банком операций со средствами в рублях и валюте (для привлечения денежных средств в рублях и валюте физических лиц во вклады выдается самостоятельная лицензия);
  • лицензия на привлечение банком во вклады и размещение драгоценных металлов.

Перечень конкретных видов банковских операций, на которые распространяется действие разрешительного документа, установлен в приложениях к Инструкции. Если на стадии проверки соблюдения условий для выдачи лицензии Центробанком устанавливается правомерность оплаты уставного капитала, выдается лицензия на осуществление банковских операций.

Поскольку регистрация и лицензирование банковской деятельности осуществляются одновременно, сведения о выданной лицензии вносятся в реестр Центрального Банка России.

Указанный реестр содержит не только сведения о кредитных организациях, но и обо всех изменениях в содержании лицензии конкретного банка.

Если лицензия подлежит отзыву или аннулированию, в реестр будут внесены соответствующие сведения.

Центробанк имеет право отозвать лицензию на осуществление банковских операций только при наличии основании для привлечения к ответственности, установленной законом. Для этого организации, нарушающей требования законодательства, направляется официальное предписание. При неисполнении законных требований к ней применяются меры финансовой ответственности, а также отзывается лицензия.

Основания для привлечения к ответственности и лишения лицензии на осуществление банковских операций установлены Законом № 395-1-ФЗ. Привлечение к ответственности возможно не только банка как юридического лица, но и его руководства и учредителей.

С момента получения лицензии Центрального Банка России и регистрации, у кредитной организации возникает право осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также осуществление операций с привлеченными средствами;
  • открытие счетов для физических и юридических лиц, а также совершения банковских операций с денежными средствами по указанным счетам;
  • кредитование граждан и предприятий средствами в рублях и валюте;
  • банковские операции с денежными средствами;
  • банковские операции с ценными бумагами, драгоценными металлами и иностранной валютой;
  • иные виды банковских операций, предусмотренных содержанием лицензии.

Документы для регистрации кредитной организации

Началу фактической деятельности кредитной организации и выдаче лицензии предшествует постановка на учет в налоговом органе и регистрация в качестве юрлица. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности в Центральном Банке России не отменяет обращение в инспекцию ФНС в порядке, установленном для всех организационно-правовых форм юридических лиц.

Для регистрации в Центральном банке РФ юридическое лицо, планирующее осуществление банковских операций, представляет следующие документы:

  • заявление установленной формы;
  • учредительные документы (их кредитная организация также будет представлять в налоговый орган);
  • бизнес-план, раскрывающий осуществление операции;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины на регистрацию;
  • анкеты должностных лиц;
  • правомочные документы на денежные средства, вносимые в уставной капитал;
  • положительное заключение о соблюдении требований к осуществлению кассовых операций;
  • документы, подтверждающие готовность к регистрации первичной эмиссии акций кредитной организации;
  • перечень учредителей.

Регистрация новой кредитной организации дает ей право получения расширенной или генеральной лицензии на осуществление банковских операций только спустя два года. На протяжении указанного периода времени могут осуществляться только банковские операции от отдельным видам лицензий.

После получения разрешение Центрального Банка России организацией подаются документы в налоговый орган для проведения регистрационных действий. Регистрация в инспекции ФНС будет осуществляться в порядке, предусмотренном Законом № 395-1-ФЗ и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В состав документов, которые будут приняты налоговой инспекцией от организаций,  входят:

  • заявление о регистрации, в котором будут указаны виды деятельности, которые необходимы для осуществления банковских операций;
  • учредительные документы;
  • документы о назначении руководства банка и органов управления;
  • решение Центрального Банка России о регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию.

После данной процедуры должностные лица ИФНС внесут сведения о кредитной организации в ЕГРЮЛ. После получения выписки и свидетельства о регистрации, организация может начать осуществление банковских операций в соответствие с условиями выданных лицензий.

Лицензирование деятельности на осуществление банковских операций является одним из самых трудоемких процедур. Для получения разрешительного документа нужно не только соблюдать требования федерального законодательства, но и подзаконных актов регулятора рынка – Центрального банка РФ.

Источник: https://law21century.com/articles/licenzirovanie/osobennosti-licenzirovaniya-bankovskoj-deyatelnost/

Закон о банках, федеральные законы о банковской деятельности, страхование в банках, ФЗ центрального банка

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

  1. Закон о банках
  2. Федеральные законы о банках
  3. Закон о банках и банковской деятельности
  4. Страхование в банках закон
  5. Федеральные законы центрального банка
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  
  7. Принципы банковского законодательства    
  8. Направления эволюции банковского законодательства      
  9. Нормативно-правовые акты        

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ – Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках.

Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1.

В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании вкладов, закон о кредитной истории и валютном регулировании.

Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, ипотеке, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по кредитам и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью.

Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов.

Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства.

Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства.

ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности – это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие “банку”, “банковской группе”, “кредитной организации”, “банковским операциям”, “вкладам и вкладчикам” и другой финансовой терминологии и образованиям.

https://www.youtube.com/watch?v=CQrTSVXsLro

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства    

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства      

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере – это Банковское законодательство.

Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью.

Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций – один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/zakon-o-bankakh/

Лицензирование банковской деятельности в РФ

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

В соответствии с положениями п. 1 ст. 49 и п. 3 ст. 23 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется в частности Федеральным Законом от 04.05.

2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Понятие «лицензия» закреплено в ч. 2 ст.

3 Закона № 99-ФЗ, в соответствии с положениями данной статьи лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Но лицензирование банковской деятельности регулируется более локально Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках).

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

В Законе о банках понятие лицензия обязательно идет с уточнением «на осуществление банковских операций».

Таким образом, данная лицензия является специальным разрешением Центрального банка Российской Федерации (Банка России), на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

 В такой лицензии указываются все банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

В соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона о банках лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Под лицензированием подразумевается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действий и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

Перечень видов деятельности, для занятия которыми необходима лицензия, закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ и банковская деятельность в нем отсутствует. Однако необходимость лицензирования банковской деятельности закреплена в ст. 13 Закона о банках, в соответствии с которой  осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о банках осуществление  юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юрлица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Кроме того, в силу положений ч. 7 ст. 13 Закона о банках ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Для граждан, которые незаконно, то есть без получения лицензии, осуществляют банковские операции, законодательством РФ установлена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Регистрация кредитных организаций, к которым в частности относятся и банки, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» путем внесения записи в соответствующий реестр.

Однако Закон о банках содержит дополнительные требования, а именно то, что кредитная организация создается по решению Банка России и внесение записи о создании банка в реестр юридических лиц возможно только после соответствующего решения Банка России.

Кроме того, лицензия на осуществление банковских операций выдается только после государственной регистрации банка.

ЦБ РФ после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании указанного решения и предоставленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

ЦБ РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.

Несмотря на кажущуюся простоту и ясность  порядка государственной регистрации  юридического лица в качестве кредитной организации, это достаточно сложный и  длительный процесс.

Поскольку требования к документам, подаваемым  при регистрации в качестве кредитной организации, и требования к ее учредителям содержатся в нескольких нормативно-правовых актах,  в которые достаточно часто вносятся изменения.

Поэтому в российской  деловой практике достаточно распространена покупка уже существующих  кредитных организаций, чем создание новых.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/licenzirovanie/registraciya-i-licenzirovanie-bankovskoj-deyatelno/

Создание и лицензирование коммерческих банков

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

Универсальные коммерческие банки являются кровеносной системой экономики, без которых невозможно функционирование любого предприятия. Все платежи проходят через коммерческие банки, в них сосредоточены все денежные потоки, банки выступают фактором мобилизации денежного капитала в экономике.

Однако банки не могут существовать обособленно, образовываться сами по себе. Как и любое коммерческое учреждение, они независимы, но подотчетны. В условиях возрастающего значения коммерческих банков во всех странах был введен контроль за их созданием и образованием.

В настоящее время для открытия и осуществления своей деятельности коммерческие банки должны получить у центрального банка лицензию на проведение банковских операций.

Необходимость выдачи такой лицензии была связана с возрастающим количеством коммерческих банков, на которые были возложены функции проведения расчетов.

Частые банкротства мелких банков приводили к большим потрясениям в экономике, а банковские кризисы не стимулировали накопление денежного капитала и работу банков с клиентами.

Поэтому центральные банки взяли на себя роль контролера не только за существующими, но и за вновь образующимися банками. В настоящее время практически все страны приняли институт лицензирования коммерческих банков. Таким образом, право на совершение банковских операций имели только те экономические субъекты, которые получили разрешение на это от уполномоченного органа.

В настоящее время в соответствии с основными банковскими законам и центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требование к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в законе), финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководящего состава, поскольку управлять банком могут только компетентные и профессионально подготовленные лица, которые не привлекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.

В России к наиболее важным документам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Р Ф , а также изданная Банком России Инструкция от 14 марта 2004 г. № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк Р Ф требует от учредителей банка представить документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость и конкурентоспособность будущего банка, це¬лесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов и работать в рамках существующих законов.

Для лицензирования коммерческих банков необходимы следующие документы

  • заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • учредительный договор;
  • устав;
  • протокол собрания учредителей;
  • свидетельство об уплате государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации;
  • копия свидетельства о государственной регистрации учредителей;
  • аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последних года;
  • подтверждение налоговыми органами выполнения учредитлями обязательств перед бюджетом;
  • декларации о доходах учредителей — физических лиц;
  • анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
  • список учредителей;
  • бизнес-план;
  • документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание, в котором будет располагаться банк;
  • документы, уведомляющие Банк России о приобретении более 5% долей (акций) банка одним учредителем или группой связанных между собой учредителей или предварительное согласие ЦБ РФ на приобретение и м и более 20% долей (акций) вновь создаваемого банка.

Эти документы в течение шести месяцев рассматриваются Центральным банком, и при их соответствии установленным требованиям коммерческому банку выдается лицензия на совершение банковских операций. В ней указывается перечень операций, которые данная кредитная организация имеет право проводить, и валюта, в которой такие операции могут осуществляться.

Виды лицензий, выдаваемы коммерческим банкам

Различают следующие виды лицензий на осуществление банковской деятельности, выдаваемых вновь созданному банку:

  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц ); 
  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств); при наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограни¬ченным количеством иностранных банков;
  • на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на совершение банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств).

Если в ходе своего развития коммерческие банки и кредитные организации постепенно расширяют виды и масштабы своей деятельности, то тогда они должны получить дополнительные лицензии.

Виды дополнительных лицензий, выдаваемых коммерческим банкам

В соответствии с Инструкцией Банка России № 109-И действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); при этом банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с любым количеством иностранных банков;
  • на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов — может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; 
  • на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
  • на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и в иностранной валюте — может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте или одновременно с ней;
  • генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала.

После получения лицензии коммерческий банк в течение года должен начать свою деятельность, в противном случае Центральный банк вправе отозвать лицензию. После выдачи лицензии происходит автоматическая регистрация коммерческого банка, т.е. внесение его в реестр действующих юридических лиц.

Источник: http://banki-uchebnik.ru/kommercheskie-banki/14-sozdanie-i-litsenzirovanie-kommercheskikh-

Фз о банках и банковской деятельности с последними изменениями

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. ФЗ о банковской деятельности

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • ФЗ-86 — О Центральном банке Российской Федерации — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • ФЗ-161 — О национальной платёжной системе — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.

ФЗ 311 в последней редакции здесь:

Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.

ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка тут:

Далее рассмотрим Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте тут:

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Какие были внесены изменения?

В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

  • В статью 8, предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
  • Статья 30, определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

Статья 20, предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

  • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
    • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
    • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
    • существенная недостоверность отчётных данных;
    • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
    • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
    • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
    • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
    • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
    • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве здесь:);
    • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
    • не устранены нарушения в установленный срок;
    • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
  • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях:
    • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
    • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
    • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
    • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
    • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
    • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
  • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

Статья 27, предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

  • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
  • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
  • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
  • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.

Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков

С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:

  • в качественном улучшении предоставляемых услуг;
  • в повышении надёжности вкладов и активов;
  • в повышении конкуренции.

Однако не обходится и без отрицательных последствий, среди которых:

  • затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
  • потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
  • нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.

Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.

Скачать текст действующей редакции закона

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-bankovskoj-deyatelnosti/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: