Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами

Содержание
  1. Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
  2. Список использованной литературы:
  3. Совокупный объем средств Резервного фонда на 1 ноября 2008-2009 гг
  4. Резервный фонд РФ
  5. Формирование Резервного фонда
  6. Управление средствами Резервного фонда
  7. Ликвидация Резервного фонда РФ
  8. Что дальше?
  9. Особенности формирования Резервного фонда Российской Федерации
  10.      1. Необходимость резервных фондов
  11.      Резервные фондыпризваны:
  12.      Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетовхарактеризуются специфическими чертами:
  13.      В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления.
  14.      Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации
  15. История Резервного фонда РФ. Досье
  16. История, предпосылки создания Стабфонда
  17. Стабфонд
  18. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ
  19. Резервный фонд
  20. ФНБ
  21. Резервный фонд ООО – понятие и правила формирования
  22. Наличие вспомогательного финансового фонда – необязательное требование для ООО
  23. Документы
  24. Каким образом пополняются и расходуются средства фонда?
  25. Когда можно использовать средства из фонда?

Особенности формирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами

Формирование и управление средствами Резервного фонда и Фонда национального состояния сопряжены с рядом некоторых проблем, мероприятия, по решению которых будут рассмотрены в работе.

Фактическая валютная структура средств Резервного фонда  представляет собой сформировавшееся на определенную дату соотношение средств Резервного фонда в отдельных иностранных валютах, пересчитанных в доллары США.

11 Отсюда следует вопрос целесообразности хранения средств данного фонда в иностранной валюте. Девальвация национальной валюты привела к падению уровня жизни населения.

На мой взгляд,  необходимо внести поправки в управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  и перевести средства данных фондов на рублевые счета.

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, но данная политика государства не должна противоречить принципам функционирования государства.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, который подлежит учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда.

12 Дефиниция Фонда национального благосостояния обозначает целевой характер использования средств фонда, но встает вопрос о его целесообразности создания. Я считаю, что софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ должно осуществляться из средств федерального бюджета страны,  как и обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда.

Создание Фонда национального благосостояния, по моему мнению, лишь усложняет  и нагромождает вышеперечисленные процессы.

Что же касается законодательства, регламентирующее порядок управления средствами Фонда национального благосостояния, то следует отметить некоторые неясности. Так, в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г.

N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс  в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством  отдельных законодательных актов », отмечается, что «…средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям», но не обозначены критерии отбора управляющих организаций. Естественно, государство заинтересовано в получении прибыли от такого управления, которое в свою очередь должно быть эффективным и, следовательно, на мой взгляд, необходимо дополнить пункт 17 данного федерального закона конкретными требованиями к определению доверительных управляющих:

    • виды финансовой деятельности данных организаций.
    • уровень оценки рейтингового агентства специализированной финансовой организации.
    • рейтинговое агентство, по оценке которого будет определяться управляющий.

Также я считаю, что добиться более эффективного использования средств Резервного Фонда  и Фонда национального благосостояния можно путем проведения конкретных, а в настоящее время даже «антикризисных», мероприятий, которые позволили бы, по моему мнению, результативно управлять столь значимым богатством страны.

Во-первых, это налоговая новация, в рамках которой произойдет снижение налога на добавленную  стоимость.

Ее финансовое обеспечение будет осуществляться не за счет сокращения расходов федерального бюджета, а из Резервного фонда за счет дополнительного финансирования бюджетов субъектов РФ в связи с замещением выпадающих у них доходов.

Во-вторых, это вложение средств Фонда национального благосостояния в реальный сектор экономики, то есть изъятие средств из данного фонда для дополнительного финансирования промышленности, сельского хозяйства, производства, а также образования. Данный шаг, по-моему, поможет реальному сектору справиться со значительными издержками, возникшими у них  в связи с кризисными явлениями на российском рынке, и поднять экономику страны на существенно новый уровень.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году стали средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 гг. – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2):

Таблица 2

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей

Наименование2009 год2010 год2011 год2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего3 418,83 186,62 011,71 563,8
в %% к ВВП8,97,54,33,0
в том числе:
за счет средств Резервного фонда3028,31 674,65,6
в %% к ВВП7,94,0
за счет Фонда национального благосостояния681,7737,0712,1
в %% к ВВП1,61,61,4
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета405,2830,31 269,1851,7
в %% к ВВП1,052,02,71,6

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем, средства Резервного фонда были практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизился с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года.

Потенциал и сила Резервного Фонда  и Фонда национального благосостояния неоспоримы и все же, хочется надеяться, что государство будет мудро распоряжаться и управлять данными средствами, мобилизируя их в нужный момент.

Я считаю, что, при, несомненно, существующей зависимости от цены на нефть и позиции евро и доллара, данные фонды должны иметь некую самостоятельность, так как сильная зависимость экономики страны от внешних факторов говорит о ее уязвимости.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные принципы формирования, управления  и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Был произведен детальный анализ причин формирования данных фондов из единого Стабилизационного фонда, а также изучены различные точки зрения специалистов на этот счет.

В работе были представлены основная нормативно-правовая база, регулирующая процесс формирования, управления  и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также определяющая цели и задачи данных фондов.

Также в основной главе работы было произведено исследование особенностей формирования, управления, предоставления отчетности и аудита использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, были представлены соответствующие статистические данные, касающиеся этого вопроса.

В заключительной части работы – рассмотрение перспективы развития, проблемы функционирования средств фондов, а также был предложен ряд мер по более эффективному использованию и управлению средствами фондов, среди них:

  • внесение поправок в управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  и перевести средства данных фондов на рублевые счета.
  • необходимо дополнить пункт 17 данного федерального закона конкретными требованиями к определению доверительных управляющих.
  • проведение налоговой новации, в рамках которой произойдет снижение налога на добавленную  стоимость. Финансовое обеспечение данного процесса будет осуществляться не за счет сокращения расходов федерального бюджета, а из Резервного фонда за счет дополнительного финансирования бюджетов субъектов РФ.
  • вложение средств Фонда национального благосостояния в реальный сектор экономики.

Данные мероприятия, по мнению автора, помогут более четко и прозрачно управлять, несомненно, огромными богатствами РФ и направлять данные средство в нужное русло для обеспечения эффективного исполнения бюджетной политики нашего государства, особенно во времена мирового финансового кризиса.

Список использованной литературы:

  1.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2011 г.
  2. Финансы: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Источник: http://www.minfin.ru/ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Совокупный объем средств Резервного фонда на 1 ноября 2008-2009 гг

Датав млрд. долларов СШАв млрд. рублей
01.11.200977,182 242,09

Источник: https://student.zoomru.ru/finans/osobennosti-formirovaniya-i-upravleniya-sredstvami/135749.1055202.s3.html

Резервный фонд РФ

Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами

С началом 2018 года закончил существование Резервный фонд РФ, в котором аккумулировалась значительная часть нефтегазовых доходов. Означает ли это истощение резервов страны, каковы причины и последствия опустошения и ликвидации мультимиллиардной «кубышки»? Сколько денег поступило в фонд за десять лет и куда они делись?

Формирование Резервного фонда

Его история началась в феврале 2008 года, когда действующий с 2004 г. Стабилизационный фонд РФ был разделен на два новых: Резервный фонд и ФНБ, или Фонд национального благосостояния.

Средства Резервного фонда представляли собой ту часть поступлений в казну от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и конденсата, которая превышает цифру утвержденного нефтегазового трансферта на новый финансовый год (сейчас определяется как 3,7% прогнозируемого властями объема ВВП РФ).

При превышении нормативной величины Резервного фонда остальные доходы зачислялись в другой национальный фонд — ФНБ. Нормативная (максимальная) величина первоначально определялась как 10% объема ВВП РФ, прогнозируемого на очередной финансовый год.

Еще одним источником средств помимо нефтегазовых поступлений являлись доходы от управления резервами фонда.

Планка отчисления средств повышалась по мере роста цены нефти: с 2004 до 2006 в еще единый Стабфонд перечислялись доходы при цене барреля выше 20 $, с 2006 года — свыше 27 долларов за баррель.

По замыслу властей существование Резервного фонда способствовало выполнению расходных обязательств государства и стабилизации экономики (покрытие дефицита бюджета), снижая ее зависимость от колебаний нефтегазовых поступлений.

ФНБ же планировался в первую очередь для сбалансирования Пенсионного фонда РФ.

Согласно принятым 30.09.2010 г.

поправкам в Бюджетный кодекс (закон № 245-ФЗ) с 1 января 2010 до 1 января 2015 года максимальная величина Резервного фонда не устанавливалась, а нефтегазовые доходы направлялись в федеральный бюджет на обеспечение расходов.

Пополнение фонда после 3-х летнего перерыва случилось лишь в 2012 году. Также с 1 января 2010 Резервный фонд РФ перестал пополняться доходами от управления его средствами — до февраля 2016 они также направлялись в федеральную казну.

Управление средствами Резервного фонда

Управление средствами Резервного фонда РФ возлагалось на Минфин, но часть этих полномочий позволялось делегировать Центробанку. Согласно правительственному постановлению от 29.12.2007 г. № 955 управление средствами надлежало осуществлять в целях:

  1. обеспечения их сохранности
  2. извлечения в долгосрочной перспективе стабильного дохода от размещения резервов

В краткосрочной перспективе допускалось получение в процессе управления средствами отрицательных финансовых результатов. Установленный правительством порядок обязывал размещать средства:

  • в иностранной валюте
  • в номинированных в инвалюте активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «Аа3» по классификации Moody’s
  • в номинированных в инвалюте активах с рейтингом не ниже «АА-» по Fitch-Ratings и Standard & Poor’s

Средства Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России, которой распоряжался Минфин, а не Центробанк. Приказом министерства была утверждена валютная структура запасов:

Инвалюта зачислялась на счета в Банке России, который уплачивал проценты, эквивалентные доходности упомянутых активов.

Из-за высокой консервативности вложений (возможно, вызванной сильным кризисом 2008 года, который случился всего через несколько месяцев после начала самостоятельного существования Резервного фонда) доходность от инвестиций оказалась примерно на уровне валютной инфляции. Сбалансированный портфель из акций и облигаций позволил бы получить в разы больший доход.

Ликвидация Резервного фонда РФ

1 февраля 2018 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.

1 декабря 2017 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:

На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде.

Однако если в начале 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов. И если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче.

Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.

Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2018 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:

Два пика соответствуют времени девальвации рубля — и так как девальвация конца 2014 года была сильнее, чем в 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е.

начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад. К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2017 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $).

Который и был потрачен в конце 2017 года, сведя баланс фонда к нулю.

Что дальше?

Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.

Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд.

Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду.

Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2017 год оставался бы еще триллион рублей.

Другие аналитики резонно констатируют, что поводов для переживаний нет, поскольку упраздненный фонд был отнюдь не единственной «кубышкой».

При этом отмечается, что пока в нем средства исчерпывались, общий объем золотовалютных резервов РФ наоборот увеличивался (за 2017 год — на 14,6%, или $55 млрд; за 2016 — на 2,5%, или $9 млрд).

В них снизилась доля западных ценных бумаг и выросла — золота.

Итого, фактически Резервный фонд сегодня существует под названием Фонд национального благосостояния России. Объем которого на 1 января 2018, по официальным данным Минфина, составил $65,15 млрд, или 3,75 триллиона рублей.

Согласно расчетам властей 2018 год должен стать последним, когда дефицит бюджета будет покрываться из ФНБ. В дальнейшем его обещают превратить в настоящий фонд благосостояния, который будет пополняться валютой, купленной Минфином по бюджетному правилу, и тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений российских граждан. Удастся ли?

Источник: https://investprofit.info/rez-fond-rf/

Особенности формирования Резервного фонда Российской Федерации

Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами
     

«Особенности формирования

Резервного фонда Российской Федерации»   

      

      

Введение________________________________________________________3

1. Необходимость резервных фондов_________________________________4

2. Формирование и использование резервных фондовв составе федерального бюджета_______________________________________________________8

2.1 Резервный фонд Российской Федерации__________________________8

2.2 Движение средств и учет использования средств фонда______________12

Заключение____________________________________________________17

Задача________________________________________________________18

Список использованной литературы________________________________19 

     Введение

     Государственный резервный фонд – это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Резервные фонды создаются в государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, как правило, товарно-сырьевого (нефть, газ, металлы).

Некоторые страны накапливают средства в таких фондах «на будущее», когда недра будут истощены.

     Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные – стабилизационный фонд и фонд будущих поколений. Например, Норвегия – Государственный нефтяной фонд, с 1990 года; Чили – Медный стабилизационный фонд (с 1985 года).

     Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов.

В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам.

Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов.

Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

     1. Необходимость резервных фондов

     В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов: органов исполнительной власти; органов местного самоуправления.

     Резервные фондыбюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

     Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

     Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

     Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

     Резервные фондыпризваны:

  • обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;
  • способствовать  сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;
  • выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;
  • маневрировать денежными средствами в целях  устранения внутригодовых кассовых разрывов;
  • удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

     Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетовхарактеризуются специфическими чертами:

  • они относятся  к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;
  • их отличает масштабность влияния на процесс  воспроизводства, поскольку они  способствуют устойчивости экономики  страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;
  • их образование  всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;
  • они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

     В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления.

     Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

     Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации

     Резервный фонд Российской Федерацииформируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Источник: https://www.turboreferat.ru/financial-law/osobennosti-formirovaniya-rezervnogo-fonda-rossijskoj/28272-137446-page1.html

История Резервного фонда РФ. Досье

Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами

ТАСС-ДОСЬЕ. С 1 февраля 2018 года прекращает свое существование Резервный фонд РФ. Последние средства из него были потрачены на покрытие бюджетного дефицита в декабре 2017 года.

С этого момента его роль будет выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории Резервного фонда РФ.

История, предпосылки создания Стабфонда

Во второй половине 1999 года цены на нефть в мире впервые за несколько лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Благодаря этому начала расти выручка нефтяных компаний, налоговые отчисления и объем уплаченных вывозных таможенных пошлин.

По данным Минфина, в 2000 году дополнительные доходы от роста цен на нефть составили 300 млрд, а в 2001 году – 397 млрд руб. Эти доходы сразу отправлялись на погашение внешнего долга и в бюджет.

По мере выплаты долгов это приводило к появлению излишней денежной ликвидности и, соответственно, высокой инфляции при чрезмерном укреплении курса рубля. Это, в свою очередь, мешало развиваться промышленности, не связанной с экспортом ресурсов.

3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из “связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой” доходов.

По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать “стабильное развитие в менее благоприятные годы”, а также использоваться “для решения масштабных стратегических задач”. После этого Минфин начал разработку концепции такого бюджетного резерва.

За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.

24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить “лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике”.

Стабфонд

23 декабря 2003 года Путин подписал закон “О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ”.

Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой (на тот момент – $20 за баррель, в 2018 году – $40).

Использовать средства из фонда планировалось, когда нефтяные котировки становились ниже этого уровня. Управлять Стабфондом и определять, во что вкладывать его накопления, было поручено Минфину. Деньги инвестировались в иностранную валюту и долговые обязательства.

Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года. За время существования Стабфонд несколько раз использовался на покрытия дефицита Пенсионного фонда и выплаты долгов Парижскому клубу и Международному валютному фонду.

В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005-2007 годах было выделено 1 трлн 281 млрд руб. В 2007 году из Стабфонда 300 млрд руб.

было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию “Роснанотех” и на увеличение объема Инвестиционного фонда РФ (создан в 2006 году для вложения средств в проекты частно-государственных партнерств).

Своей максимальный величины Стабфонд достиг к 1 января 2008 года: 3 трлн 849 млрд руб., или $156,8 млрд.

Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ

24 мая 2006 года в Бюджетном послании Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три, а также разделить Стабфонд на две части.

Резервный фонд должен был использоваться для стабилизации экономики в случае кризиса. Предусматривалось, что он не должен превышать 10% от ВВП (впоследствии – 7%). При этом поступающие в него средства должны были вкладываться только в консервативные финансовые инструменты (иностранную валюту и долговые обязательства).

Фонд национального благосостояния (ФНБ, первоначально – “Фонд будущих поколений”) должен был аккумулировать все остальные сверхдоходы от нефти. Его разрешалось тратить на инфраструктурные проекты внутри страны в виде кредитов банкам, которые должны были потом возвращать в ФНБ полученную от инвестиций прибыль.

Поправки в Бюджетный кодекс о разделении Стабфонда были подписаны Путиным 26 апреля 2007 года.

Стабфонд был разделен 1 февраля 2008 года. В Резервный фонд из него поступило 3 трлн 57,9 млрд руб. ($125,2 млрд, 7% ВВП), в ФНБ – 782,8 млрд руб. ($32 млрд).

Резервный фонд

К концу 2008 года объем Резервного фонда достиг 4,9 трлн руб. ($121 млрд, 12% ВВП).

Использовать его пришлось уже в 2009-2010 годах для устранения последствий мирового финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть до $35 за баррель. Тогда из него было потрачено более 4,6 трлн руб. ($110 млрд).

В конце 2011 – начале 2012 года на счетах фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение фонда возобновилось в 2012 году.

К 1 февраля 2015 года Резервный фонд достиг максимального объема в рублевом эквиваленте – 5 трлн 865 млрд руб. ($85,1 млрд, 8% ВВП), однако затем, из-за падения нефтяных доходов и трат на покрытие дефицита бюджета, начал постепенно сокращаться.

К 1 января 2017 года его объем упал ниже отметки в 1 трлн руб. (1,1% ВВП) и на протяжении 2017 года колебался на этом уровне. В декабре 2017 года Минфин направил на покрытие дефицита бюджета последние 1 трлн 420 млн руб. из Резервного фонда. При этом 652 млн руб.

, полученных от размещения средств этого фонда в иностранной валюте, были перечислены в ФНБ.

ФНБ

В отличие от Резервного фонда, который был практически потрачен в 2009-2010 годах, ФНБ продолжал наполняться, достигнув к лету 2,8 трлн руб. ($90 млрд).

Наибольший объем ФНБ в рублевом эквиваленте был зафиксирован 1 марта 2016 года – 5 трлн 357 млрд руб. ($71,3 млрд).

Среди проектов, профинансированных за истекший период из средств ФНБ, – Крымский мост, Центральная кольцевая автодорога в Москве и Московской области, реконструкция Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, платная автодорога Москва – Санкт-Петербург. Тратились средства и на другие нужды: в 2017 году 164,2 млрд руб. ($2,8 млрд) были перечислены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

19 июня 2017 года министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.

Источник: https://tass.ru/info/4918191

Резервный фонд ООО – понятие и правила формирования

Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами
Необходимость в создании вспомогательного фонда финансов предприятия зависит от положений устава организации. При внесении учредителями данного требования в устав фонд обязательно формируется.

Правила, которыми должны руководствоваться собственники бизнеса при создании фонда, прописываются в уставе ООО.

Резервный фонд – это дополнительный фонд, выполняющий вспомогательную функцию. Формирование фонда осуществляется за счет проведения отчислений из получаемой компанией прибыли за год.

Это резерв финансов, которые могут понадобиться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также в периоды финансовой нестабильности.

Если потребуется найти средства для поддержания бизнеса, собственники могут воспользоваться деньгами из резервного фонда.

О том, как создать и использовать резервный фонд общества, можно узнать из положений Закона №14-ФЗ. В этом отношении законодательство содержит следующие нормы.

Согласно ст.30 Закона №14-ФЗ, организация вправе создавать различные виды фондов, в т.ч. резервный, руководствуясь уставом. В документе прописывается порядок создания и размер фонда.

В правилах, действующих при процедуре увеличения УК, имеется одно ограничение – требуется определение разницы между ценой чистых активов предприятия и суммой средств, составляющих УК юрлица и фонд дополнительных денежных средств. Итоговая сумма, на которую предполагается провести увеличение УК за счет имущества юридического лица, не должна в результате получиться больше этой разницы. Данное правило прописано в ч.2 ст.18 Закона №14-ФЗ.

Еще одно правило создания и использования дополнительного финансового фонда содержится в ч.1 и ч.2 ст.29 Закона об ООО.

Необходимо учитывать действующее ограничение перед тем, как сделать выплату прибыли собственникам бизнеса.

Запрещено распределять прибыль и производить выплаты, если цена чистых активов организации составляет меньше суммы УК и фонда или после проведения выплаты данная сумма станет меньше.

Наличие вспомогательного финансового фонда – необязательное требование для ООО

В законодательстве отсутствуют положения о необходимости формирования резерва средств. Решение о формировании фонда дополнительных финансов прописывается в уставе юридического лица. При наличии таких положений данное требование принимает обязательный характер, и фонд должен быть сформирован.

Бывают ситуации, когда в уставе юрлица отсутствуют положения о создании фонда, однако владельцы бизнеса хотят, чтобы он был сформирован. Тогда предприниматели должны поступать следующим образом.

Разработать проект изменений, которые нужно будет внести в устав. В разрабатываемых изменениях должно содержаться обоснование необходимости сформировать фонд, о его размере и правилах создания.

Провести собрание участников. На повестке дня – рассмотрение и утверждение новой редакции учредительного документа компании – ее устава.

Отправить пакет документов в ЕГРЮЛ. В реестре юрлиц должны быть отражены внесенные в устав изменения.

Создать фонд, руководствуясь правилами, включенными в устав ООО.

Документы

Для создания фонда предприятия нужно подготовить решение единственного участника или соответствующий протокол – в зависимости от того, кто вносит изменения в устав компании.

Каким образом пополняются и расходуются средства фонда?

Учредители предприятия при регистрации ООО или общее собрание в ходе функционирования компании решили, что юрлицу нужен такой фонд.

Информация о фонде содержится в уставе компании. Владельцы бизнеса имеют право на утверждение дополнительной документации, раскрывающей положения устава.

Необходимо указать следующие сведения.

  • Верхний и нижний пределы величины фонда – данные показатели определятся в процентах от размера УК ООО.

  • Схема, в соответствии с которой будет формировать фонд и пополняться средства. Например, это регулярная передача в фонд части прибыли организации.

  • Случаи, когда зарезервированные средства могут расходоваться.

  • Правила расходования средств, механизмы контроля расходов.

  • Сведения о лицах, которые имеют право на распоряжение средствами фонда от лица организации.

Встречаются ситуации, когда учредители ООО сначала указали в уставе одну величину фонда, а потом понадобилось изменить размер фондовых средств.

Для проведения данной процедуры собственники бизнеса должны поступить следующим образом:

  • провести собрание участников с целью обсуждения вопросов, касающихся данного изменения, а также для утверждения новой версии устава компании;

  • составить протокол о принятии собранием решения скорректировать величину фонда;

  • внести соответствующие поправки в устав организации;

  • зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ.

Устав ООО может содержать отдельные положения о количестве , необходимых для принятия решения об изменении объема денежных средств фонда. Правила устава не должны вступать в противоречие с законодательством.

Когда можно использовать средства из фонда?

В уставе обязательно прописываются причины, которые позволяют обращаться к средствам фонда:

  • эти средства задействуются при формировании УК новой организации, создаваемой при реорганизации основного юрлица;

  • для покрытия задолженностей предприятия;

  • для покрытия убытков;

  • для выкупа доли у участников в соответствии с требованиями законодательства;

  • для совершения сделок, совершаемых с целью стабилизировать положение компании;

  • для поддержки бизнеса во времена финансовой нестабильности (например, для исключения риска банкротства предприятия).

Таким образом, основное назначение фонда – наличие запаса финансов при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Регистрация ООО
Увеличение уставного капитала

Источник: https://account-sib.ru/blog/rezervnyy-fond-ooo-ponyatie-i-pravila-formirovaniya/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: