Семья пекла дома по 100 кг хлеба на продажу ежедневно. А через время супруги поняли, что им нужен цех

Пекли дома по 100 кг хлеба ежедневно — пока не поняли, что нужен цех. Вот как этот парень зарабатывает на выпечке

Семья пекла дома по 100 кг хлеба на продажу ежедневно. А через время супруги поняли, что им нужен цех

Этот парень сначала стал вегетарианцем, а затем вместе со своей женой начал выпекать домашний хлеб на закваске.

Когда за выпечкой стали приходить друзья и знакомые, и ребятам пришлось выпекать по 100 кг хлеба в день — поняли, что пора открывать собственный цех.

Об увлечении здоровым питанием, своих главных ошибках в бизнесе и о том, как домашнее кулинарное хобби переросло в уверенный бизнес, рассказал соучредитель «ПростоХлеб» Кирилл Русаков.

— Я с детства люблю готовить, потому что это всегда любила моя мама — у нас постоянно был полный дом гостей… Поэтому, можно сказать, история «ПростоХлеб» началась задолго до того, как в 2011 году мы с женой начали печь хлеб сами.

Из небольшого домашнего производства хобби выросло в бизнес — мы стали предпринимателями спонтанно и неожиданно даже для себя. Возможно, поэтому на первых порах не уделяли должного внимания учету, планированию и стратегии.

Все делалось по наитию. Это, пожалуй, и есть главная ошибка нашего бизнеса.

Сейчас «ПростоХлеб» стал большим цехом с миллионной выручкой. Нашу продукцию знают во многих городах России как бездрожжевой хлеб на закваске, пироги, торты, пирожные, фирменные ланчи. На реализацию мы поставляем продукцию в кафе и рестораны, занимаемся кейтерингом на мероприятиях.

Это не первый бизнес, которым мне довелось управлять. Но первый опыт был далеко не таким успешным. Расскажу по порядку.

Печь дома было выгодно

Я родился и вырос в Мурманске, мой отец был предпринимателем — занимался оптовой торговлей рыбой.

Когда его не стало, я был на первом курсе института, и мне пришлось взять на себя ответственность по управлению бизнесом.

А в нем все было очень сложно — конфликт с партнером, огромное количество личных связей, на которых все держалось и которые отец не успел мне передать… Мне это было не по силам — бизнес пришлось закрыть.

Я окончил институт, пару лет поработал в найме, а потом все-таки ушел на вольные хлеба. Думаю, новый проект начался для меня с увлечения вегетарианством в 2008 году.

Я женился и в 2011 году переехал в Калининград, где мы начали печь дома хлеб и другую выпечку. Вначале только для себя, потом для друзей.

А когда поняли, что есть интерес — завели профильные страницы в соцсетях и стали понемногу работать на заказ.

На тот момент конкуренции в этом деле практически не было: ремесленный хлеб на закваске в Калининграде никто не делал. И мы подумали, что обороты нужно наращивать, расширять ассортимент — стали печь вегетарианские пироги и торты. Это серьезно подняло нам средний чек — месячная выручка составляла на тот момент около $ 1500.

Мы пекли дома по 100 кг хлеба и по 20−30 кг кондитерки в день. Для квартирного производства это очень и очень много. Решили, что пора открывать пекарню.

Нужно было подумать про аренду, зарплаты, другие расходы, которых раньше не было и о которых мы даже не думали.

Сложная история в общепите

Цех мы запустили в 2013 году. Много времени потратили на поиск подходящей площадки — сняли в итоге какое-то огромное жутковатое помещение на 200 м² за $ 600. В то время как для нашей небольшой кухни понадобилось только около 30 м².

В ремонт помещения и оборудования вложили около $ 4600. Одной из самых крупных статей расходов было оборудование — тестомес, большая печь, холодильник. Честно говоря, закупали это все «методом научного тыка», руководствуясь в основном ценой.

На самом деле мы даже не стояли перед выбором — брать, например, печь туннельного типа или конвекционную. Нас устраивал любой вариант в пределах $ 700–800.

В 2014 году мы съехали оттуда — нашли более симпатичную и дешевую площадку в центре города на первой линии: 70 м2 за $ 540. Постепенно сделали и перепланировку (разделили помещение условно пополам на кухню и подсобные помещения), и ремонт, поменяли оборудование, обновили печь. На все это пошли средства, которые мы уже зарабатывали в проекте.

Это откровенно недешево

Самое большое отличие производства хлеба на закваске от дрожжевого — срок приготовления. На дрожжах тесто поднимается 40−60 минут, на закваске — 3−10 часов.

Также хлеб на закваске гораздо более капризный и гораздо менее стабильный, чем на термофильных дрожжах.

Для экономики предприятия все это составляет серьезную разницу — чтобы испечь партию хлеба на дрожжах, надо 2 часа, а на партию хлеба на закваске понадобится 12.

Сейчас мне трудно вспомнить, какой была наша выручка на старте — я не разделял свои личные средства и средства на бизнес (это теперь я знаю, что так делать нельзя, но тогда даже не думал об этом). Помню, что спустя два года после старта мы вышли на выручку $ 7700 в месяц. Сейчас она составляет немногим более $ 15 000.

Я считаю, что наш хлеб откровенно недешевый: например, буханка весом 700 г стоит от 90 российских рублей ($ 1,4). А самый дорогой хлеб весом 430 г стоит около 180 рублей ($ 2,8).

С выпечкой та же история. Мы ввели отдельную линейку веганских позиций — стоят они, как чугунный мост.

Такие пирожные стоят $ 4 (270 рублей) за штуку при себестоимости $ 1,6 (100 рублей). По идее, розничная цена должна быть еще выше, но и $ 4 — уже достаточно дорого для Калининграда.

Конечно, такие расценки позволяют продукту быть высокомаржинальным. При этом на него сохраняется устойчивый спрос. Основной доход проекту приносят торты на заказ с доставкой. По продажам хлеба — тоже положительная динамика. Самые популярные позиции — хлеб с семенами льна и кунжута, бородинский и ржано-пшеничный. Из кондитерки — торты «Наполеон», «Графские развалины» и чизкейки.

С 2014 года мы готовим и вегетарианские ланчи с доставкой. Но это такое направление деятельности, про которые говорят «искусство ради искусства». Мы вышли на 30−40 ланчей в день (по $ 5,4), и это количество не растет.

Из стабильных каналов сбыта у проекта семь заведений общепита в Калининграде — в них поставляем 25−27% от всей оптово-розничной торговли. На небольшой магазин при цехе приходится 15%. Некоторый процент прибыли приносит сотрудничество с компаниями по доставке продуктов и воды.

Бывает, что ночуем на работе

В структуре постоянных расходов предприятия — четыре статьи, которые соотносятся в равной пропорции друг к другу: фудкост, различные услуги (от аренды и расчетно-кассового обслуживания до телефонии и прочего), прибыль владельцев, фонд оплаты труда.

Сейчас в «ПростоХлеб», с учетом работников производства, бухгалтеров и курьеров — 15 человек. Первым, кто пришел работать в проект по найму, был бармен-повар из культового центра йоги, с которым мы сотрудничали.

У нас вообще все молодые и драйвовые — всегда готовы что-то менять, улучшаться, нет закостенелых поваров старой закваски. Хотя и тут не обошлось без ошибок: было время, когда мы чрезмерно раздули штат, переложили производственные процессы с себя на других людей.

Стали геометрически расти затраты, постоянно приходилось что-то доделывать или переделывать.

Около трех лет назад на почве сотрудничества я познакомился с основателем кафе-джелатерии — и с 2018 года она стала соучредителем «ПростоХлеб». Она очень помогла мне в том числе с построением и мотивацией команды.

Рабочий день у нас начинается в 8 утра — хлеб пекут после обеда и до вечера. Он всю ночь остывает, а утром отправляется в точки продаж — так происходит изо дня в день.

Бывают плановые пиковые периоды: Новый год, День святого Валентина, 8 Марта, Пасха.

И спонтанные заказы, с которыми мы буквально погружаемся в спортивный режим, хотя наш темп и так не назовешь размеренным: бывает, что и ночуем на работе.

Одним из самых эффективных методов оптимизации затрат и мотивации сотрудников при таком режиме оказался перевод производственного персонала на сдельную оплату труда. Это одновременно решило вопрос с мотивацией и повысило производительность.

Маркетинг и борьба за клиентов

В своем маркетинге мы ни разу не использовали платную рекламу. Несколько раз были только разные форматы бартера. Например, так мы сотрудничали с радиостанциями: делали для них кейтеринг за рекламу. Для типографий работали за распечатку наших флаеров и прочей полиграфии, которую потом распространяли.

В контекстную рекламу и таргет никогда не вкладывались. Мы просто развивали аккаунты в Instagram и ВКонтакте, запустили в работу собственный сайт. Всегда с радостью даем интервью, приглашаем журналистов на кухню, хорошо развиваемся по «сарафанке».

Начинали мы на пустом рынке, а сейчас он стал достаточно насыщенным. Есть и домашние кондитеры, и другие пекарни — их стало очень много. Но какой-то борьбы за клиентов я не ощущаю. Я чувствую, что людям нужен мой продукт, и очень радуюсь, получая отзывы вроде «вау, это суперхлеб!». Это вдохновляет продолжать.

Планы

Мы планируем развивать сеть собственных небольших пекарен. Таких, где не нужна большая печь, в которой можно за раз выпекать по 100 кг хлеба. Упор там будет делаться на выпечку, которую не нужно упаковывать. То есть где требуются только бумажные пакеты и предполагается, что хлеб будут есть прямо из них, горячим.

Стоимость открытия одной такой пекарни площадью примерно 10 квадратных метров — около $ 15 000. Но для того, чтобы начать масштабироваться — хотим оптимизировать нынешнюю бизнес-модель: сократим издержки, пересмотрим продуктовую линейку, оставим самые популярные и маржинальные продукты.

Как и многие вегетарианцы, мы слегка заморочены на экологии. Сейчас тоже стараемся использовать пластик пореже, но в деле с хлебом часто нет альтернативы, потому что без пакетов хлеб быстро сохнет.

Год назад мы пробовали запустить школу веганской кулинарии. Но по состоянию здоровья я на полгода вышел из строя — и поэтому проект отложился. По задумке это должна была быть именно офлайн-школа. Интерес к формату есть, но пока просто не дошли руки.

https://probusiness.io/experience/6512-pekli-doma-po-100-kg-khleba-ezhednevno-poka-ne-ponyali-chto-nuzhen-cekh-vot-kak-etot-paren-zarabatyvaet-na-vypechke.html

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/idei_sobstvennogo_biznesa/pekli-doma-po-100-kg-hleba-ezhednevno--poka/

Тростенецкие разносолы. Почему женщины обедали стоя, а хлеб резал глава семьи

Семья пекла дома по 100 кг хлеба на продажу ежедневно. А через время супруги поняли, что им нужен цех

В Тростенце живёт замечательная семья Василия и Ольги Алехиных. Василий руководит фольклорным ансамблем «Истоки» в сельском Доме культуры, Ольга – народный мастер, руководит студией народно-прикладного творчества. Дети – Таня и Андрей – студенты.

В шерстяных чулках

Василий Алехин родился и вырос в Тростенце, знает всё о традициях и обычаях этого села. Здесь всегда отмечали все религиозные праздники, даже во времена гонения на церковь.

Покров, Микола-зимний, Рождество, Крещение и особенно любимая Масленица – они были неотъемлемой частью простой и размеренной жизни селян.

А как весело и торжественно праздновали Пасху и Троицу! Женщины надевали самые красивые наряды – юбки, завески, платки, кофты, шали. Но их щегольство сочеталось со строгим соблюдением традиций.

«Одежда женщины и девушки отличалась, – рассказывает Василий Алехин. – Верхом неприличия считалось, если женщина одевалась как девушка, или кто‑либо из селянок приходил в церковь без шерстяных чулок, обязательных даже летом».

Алехины бережно хранят доставшиеся по наследству старинные полотенца, скатерти, одежду. Ольга показывает ярко-красный платок, с виду совершенно новый, но оказывается, что и это старинная семейная реликвия.

«Различали одежду повседневную и нарядную, праздничную, – рассказывает Ольга. – Праздничную носили очень аккуратно. Этот платок ни разу не стирали, и он действительно почти новый, потому что его надевали поверх другого платочка, светлого».

Саламать.
Фото Юрия Коренько

Жена за спиной

Мужчины старшего поколения были главными блюстителями традиций и обрядов. За семейный обеденный стол женщины не садились, они только накрывали его и потом были, что называется, на подхвате: подавали хлеб и блюда.

Представьте себе: за столом сидят только мужчины, если кто‑то из них женат, за его спиной стоит жена (баба). Ест она стоя, черпая своей ложкой из общего блюда. Дети тоже едят отдельно от взрослых. Вот такой строгий был обычай.

«В выходе женщины на второй план есть момент женственности, – поясняет Василий. – Это не унижение её, а соблюдение приличий. То, что теперь для нас непонятно, на самом деле старинный уклад жизни. Женщина встречала гостей, мужа, хлопотала о том, чтобы на столе всё было в порядке. И конечно она вовсе не оставалась голодной».

Василий продолжает рассказ об истории села и его традициях. Перед началом обеда женщины подают свежеиспечённый хлеб. Глава семьи, если он ещё в силе, его нарезает, если дед уже стар, он разрешает резать хлеб старшему сыну.

Хлеб нарезают по числу едоков в семье. Если у старшего сына пятеро детей – пять кусков и плюс два – ему и его жене.

Если в семье есть недавно родившая женщина, ей подают еду отдельно, причём, если она родила до обеда, ей в тот же день положен хлеб и на родившегося ребёнка.

«Слово «счастье» связано именно с этим событием в семье, – говорит Василий. – Оно имеет тот же корень, что и слово «часть». Женщина теперь «с частью».

Саламать

Раз коснулись старинных обычаев, неплохо бы узнать о старинных блюдах. Собственно говоря, ради них мы и приехали в Тростенец.

«Одно из наших старинных блюд – это саламать, – говорит Ольга. – Наверняка это слово производное от «саламаты» – похлёбки из заваренной муки. В «Тарасе Бульбе» Гоголя упоминается это блюдо. Но наша саламать, хоть и готовится похоже, всё же гуще, твёрже. Муку можно брать любую, наши хозяйки преимущество отдают гречневой».

Ольга высыпает в чашку гречневую муку, заваривает её кипятком.

Тщательно размешивает, чтобы не оставалось комочков, солит и добавляет, если блюдо скоромное, нарезанное кусочками сало, а в пост саламать сдабривают взваром или узваром.

Этот напиток, приготовленный из сушёных фруктов – яблок, груш, чернослива – с добавлением мёда и изюма сравнивают с компотом, но взвар готовят более густым, насыщенным.

Постную или скоромную саламать ненадолго ставят в печь, достают и оставляют остывать, чтобы блюдо затвердело.

Саламать очень сытная. Её было удобно брать мужчинам в поле, потому что она в жару не портится.

Вареники с мясом.
Фото Юрия Коренько

Коржики

Но не одной саламатью живы были наши предки. Были и другие блюда, сытные и разнообразные – борщ, щи, каши, пироги, сбитни, кисели. Женщины, чтобы побаловать себя, готовили коржики, которые долго оставались свежими.

«Готовятся коржики быстро, и они очень вкусные», – рассказывает Ольга, раскладывая на столе яйца, простоквашу, муку.

Она разбивает о край чашки два яйца (ножом их бить нельзя: яйцо – символ жизни, разбить его ножом, означает проявить неуважение этому Богом данному продукту).

Хозяйка споро замешивает тесто. Выкладывает слоем на столе, разрезает на куски, которые переправляет на противень и каждый слегка накалывает вилкой. Зачем накалывает, неясно. Для красоты, наверное.

И примерно через час стол украшают аппетитные коржики. Тут же стоит сбитень – настой из мёда с цветами липы, чабрецом, зверобоем.

Вареники

Но нелёгкие годы прошли, народ приободрился, и стали появляться сытные мясные блюда. Одно из них – вареники с мясом.

«Вареники готовить очень легко, было бы мясо, причём любое», – говорит Ольга.

А мяса осенью, когда в хозяйствах забивают живность и птицу, всегда достаточно.

«Мелко рубим мясо. Затем готовим тесто, хорошо его вымешиваем, – комментирует Ольга свои действия, а руки её так и порхают над столом».

Ольга объясняет, что скалкой в старину не пользовались и без неё можно прекрасно обойтись. Тесто режут на кусочки, скатанные из них колобки разминают в лепёшечки. В лепёшечки нужно, сделав углубление, положить начинку.

«Из‑за того, что начинка улеглась в ямке, вареник почти сам закрывается, – с улыбкой говорит Оля. – Края защипывают, как обычно, зубчиками, но их как бы стирают, обваливая вареник».

Вареники слегка отваривают. Затем в чугунок кладут тушённое с луком мясо, в середину вареники, сверху опять тушёное мясо. Всё это – в печь или духовку, и томить до готовности.

Мясо крупным куском

Хозяйки, как правило, заботятся о том, что приготовить на вечер. И в старину у женщин были заботы те же. Борщ или щи подавали на обед, а на ужин бывало мясо, которое утром вынимали из бульона и оставляли томиться в горшке в печи на весь день. Добавляли овощи и блюда из зерна – вот и есть чем повечерять.

Нарезанное мясо подавали в будние дни. На праздники, свадьбы, поминки мясо шло большим целым куском, подать в такой день нарезанное мясо – значит, проявить неуважение к гостям.

«Буженину готовили, шпигуя её салом, – рассказывает Василий. – Для приготовления буженины брали свиную шею или окорок. Мясо промывали и вымачивали один час в рассоле, чтобы напиталось жидкостью и не было после приготовления сухим.

Затем шпиговали кусочками сала и чеснока, в процессе приготовления сало будет таять, это также придаст мясу сочности. После помещали кусок в большой чугунок и томили в печи.

Буженину из говядины готовили так же, только прежде рассол кипятили».

Поданное блюдо, обязательно засучив рукава, разрезал или разламывал самый старший и уважаемый из присутствующих.

Фото Юрия Коренько

Свадебные обычаи

Самые лучшие и дорогие блюда и выпечку готовили на свадьбу. Со свадьбой, обрядом сватовства связано в народе особенно много примет и обычаев. Дни на Казанскую, Покров считались самыми благоприятными для того, чтобы сыграть свадьбу.

Для начала в хату избранницы жениха засылали сватов.

Сваты входили, к примеру, с такими словами: «Не забегала ли к вам ярочка (овечка)?» Если им отвечали: «Нет, не забегала к нам никакая
овечка», – то это означало, что сваты могут идти восвояси.

Если ответ был: «Не знаем, поглядите, может, есть у нас ваша овечка», – можно проходить и вести дальнейшую беседу. Как только сваты проходили матицу – балку под потолком, считалось, что они могут уже расположиться в доме невесты по‑свойски.

Далее следовали «запитушки», на них договаривались о дне, когда «будем Богу молиться». Сколько человек будет в этот день, важно, потому что невеста должна приготовить подарки всем присутствующим, а главное – собственноручно тканый пояс для жениха.

На «богомоленье» уточняли всё, что касалось проведения свадебного обряда, опять дарили подарки и подавали каравай. Следили, кому первому невеста отдаст отломленный от него кусок.

От этого зависело, как будут складываться дальнейшие отношения с новой роднёй. Если отдаст свёкру – хорошо, будет послушная дочь в семье. Если невеста хочет наладить отношения со свекровью, отдаст хлеб ей.

Если девушка протянет хлеб родному отцу или матери, значит идёт она замуж без охоты, и вряд ли её жизнь будет счастливой.

Чтобы не было сирот

«Любовь, уважение в семейной жизни – главное, – уверен Василий Алехин. – Я вспоминаю наше с Олей венчание в церкви в Великомихайловке. Был февраль, морозно. В церкви горели свечи, и было холодно так, что пар шёл изо рта. А нам с Олей было тепло и очень хорошо, и радостно на душе.

Возрождение традиций, семейных ценностей жизненно необходимо для парней и девушек. Если наше молодое поколение научится ценить близких, поймёт, что семья – это, прежде всего, большой труд, тогда не будет одиноких мам и оставленных малюток. Кто‑то скажет, что это просто высокие слова.

Но за ними – правда, проверенная столетиями».

Светлана Старикова

Источник: https://www.belpressa.ru/19721.html

Народные приметы о хлебе – 20 поверий связанных с хлебом

Семья пекла дома по 100 кг хлеба на продажу ежедневно. А через время супруги поняли, что им нужен цех

Приметы про хлеб сформировались в глубокой древности и практически все они связаны с судьбой человека.

Те, кто хлеб почитал, относился с должной долей уважения, имел и достаток, и крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому приметам про хлеб старались неуклонно следовать. Этому учили с детства.

Вот самые распространённые приметы про хлеб.

  • 2 Свадебные приметы
  • 3 Бытовые поверья

Хлеб как священная пища

В культурных традициях многих народов хлеб — больше, чем просто пища. Это священная пища, которая используется при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках нужно держать священную книгу и съедать кусочек хлеба — лепёшки. Впрочем, традиции и приметы, связанные с хлебом, имеют сходство у многих народов.

Даже хлебные крошки имеют особую ценность — тот, кто съедает их до конца, будет богат, а если стряхивать крошки со стола — скоро и самим придётся просить милостыню. И гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб. При этом, ни в коем случае нельзя его отламывать одной рукой, а бросить на землю и тем более перешагнуть — и вовсе святотатство.

Круглая форма хлеба или лепёшки имеет особое значение. Круг символизирует солнечный диск, а его свет — источник жизни.

У казахов существует примета о хлебе, связанная с путешествиями. Тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме.

Считается, что так в пути его будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть. В месте, куда отправились в путь, домой нужно непременно купить хлеб.

Нельзя передавать хлеб через порог — деньги из дома будут утекать.

В каравай или буханку хлеба нельзя втыкать нож, только резать на куски, а лучше ломать двумя руками

Существуют и особенные приметы.

К примеру, у узбеков ни в коем случае нельзя резать лепёшки ножом или переворачивать и класть верхней стороной (шапочкой) вниз — это к большим неприятностям, считается, что удача может надолго отвернуться. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба.

В традиции народов Ближнего Востока, а также в Египте хлеб несли в качестве подношения богам, а преломление хлеба ассоциировалось с насыщением душ, ушедших из проявленного мира. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах. В Древнем Египте выпекали до 40 видов хлеба.

В славянской традиции хлеб выступает символом взаимного обмена между божеством и людьми, а также, между живыми людьми и умершими родственниками. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.

У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.

Соль: приметы и советы

  • Следите, чтобы соль не попадала в огонь. Это может привести к ссорам.
  • Когда вас за столом просят передать соль – улыбнитесь, чтобы не поссорится с этим человеком.
  • Пересолили еду – влюбились, недосолили – злитесь.
  • Если вы просыпали соль, во избежание ссор, хлопните себя по лбу и бросьте щепотку соли через левое плечо.
  • Издавна соль считалась лучшей защитой от порчи. Когда ребенок уходил из дому, ему сыпали на темечко щепотку соли.
  • После заката не давайте взаймы соль и спички.

    Но если к вам пришли за солью, а вам неудобно отказать, то попросите взамен хотя бы одну спичку, а если хотят взять у вас спички — просите соль.

Свадебные приметы

Свадебное торжество также имеет свои приметы о хлебе. Так, еще на сватанье в обязательном порядке берут с собой хлеб. К древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе.

Уже на свадьбе каравай фигурирует при благословении молодых родителями, а после венчания молодожёнов встречают хлебом и солью.

У народов Средней Азии до сих пор сохранилась традиция преломления хлеба над головой невесты, как хранительницы домашнего очага.

Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.

Конечно, традиционный атрибут свадебного застолья как в древности, так и наши дни — каравай. При его изготовлении имеет значение каждая деталь. Как правило, в былые времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу.

Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.

Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей должны делить крестные

Готовый каравай, если пропёкся и получился без изъянов, сулил семейное счастье. Не особо хорошей приметой считалось, если свадебный каравай треснул, если же с одной стороны тесто в процессе запекания подгорело — это было знаком того, что супруги время от времени будут ссорится.

Девушки, которые хотели скорее выйти замуж, после того, как каравай достанут из печи, выкатывали кадку на подворье, а парни при этом должны были три раза подпрыгнуть на месте. В центре каравая, как правило, было углубление для солонки. Несли каравай на новом вышитом полотенце.

Плохой приметой считалось уронить свадебный каравай, поскольку это священная пища.

И сейчас считаются верными такие свадебные приметы: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Можно и разломить каравай, тогда главенствовать будет тот, кому досталась более крупная половина. Соль при этом ни в коем случае нельзя просыпать.

Приметы про тесто

Поставить опару вечером — отвадить от дома свою вторую половину. Такого не будет, если добавить в опару щепотку сахара и произнести:

«Опара, где ты — там пара, там милые не расстанутся, там супруги не рассорятся».

Источник: https://maginarius.ru/gadaniya/primety-pro-hleb.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: