Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии

Содержание
  1. Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ?
  2. Основные вопросы
  3. Специфика оценочных мероприятий
  4. Организация проверки
  5. Особенности проверки
  6. Статья 144 УПК РФ: характеристика
  7. Принятие сообщения/заявления
  8. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  9. статьи
  10. Основной алгоритм проверки
  11. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях
  12. Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ
  13. Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:
  14. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении — статья 144 УПК РФ
  15. Статья 144 УПК РФ, что означает — состав преступления
  16. Статья 144 УПК РФ порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  17. Порядок рассмотрения заявления о правонарушении
  18. Заявление по статье 144 о рассмотрении сообщения о преступлении
  19. Срок подачи жалобы в полицию по статье 144 УПК РФ
  20. Приказ

Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ?

Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии

Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем.

Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности.

Основные вопросы

При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

  1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
  2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
  3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
  4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
  5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
  6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
  7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

Специфика оценочных мероприятий

Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи.

Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства.

К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

Организация проверки

Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов. Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах.

В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений.

Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия.

Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает “ответственное лицо за организацию проверки”? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона.

К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания.

При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

  • Пресечение и предотвращение преступлений.
  • Установление и преследование подозреваемых по “горячим следам” для их задержания.
  • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
  • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

Особенности проверки

Ее выполняет прокурор, следователь либо дознаватель. Однако полномочия этих служащих могут возлагаться руководителем компетентного органа либо его заместителем на иных лиц, входящих в его штат, с учетом уровня их юридической подготовки.

Это осуществляется посредством утверждения соответствующего организационно-распорядительного акта.

Должностные лица, выполняющие проверку либо ее организацию, согласно сведений, которые присутствуют в сообщении и требуют незамедлительного реагирования, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать неотложные меры по:

  1. Выявлению признаков преступления.
  2. Пресечению деяния.
  3. Фиксации и сохранению следов и доказательств, требующих изъятия, закрепления и исследования.
  4. Проведению розыскных и оперативных мероприятий для установления и задержания по “горячим следам” или с поличным граждан, совершающих или уже совершивших преступление.

О мерах незамедлительного реагирования по сведениям, присутствующим в сообщении, а также об их результатах докладывается руководителю соответствующего органа либо прокурору для организации дальнейших процессуальных действий. Данная процедура должна осуществляться в короткий срок (в течение суток).

Статья 144 УПК РФ: характеристика

Данная норма считается одной из самых объемных в 19-й главе Кодекса. Статья 144 УПК РФ, как выше было сказано, предусматривает предварительную проверку заявления (сообщения) об уголовном деянии, некоторые средства ее проведения и процедуру их реализации.

Вместе с этим в норме устанавливаются: срок данной стадии начала производства, пределы и порядок его увеличения, гарантии соответствия требованиям законодательства и прочие процессуальные положения. Однако не все авторы уделяют должное внимание сути положений, которые присутствуют в ст. 144 УПК РФ.

В частности, мало кто разъясняет вопрос, касающийся субъектов, уполномоченных на принятие сообщения. Целесообразно рассмотреть его более подробно.

Принятие сообщения/заявления

Источник: https://FB.ru/article/210607/chto-oznachayut-stati-upk-rf-i-upk-rf

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии

Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.

Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

статьи

Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.

В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:

  1. Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
  2. Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
  3. Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
  4. Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
  5. Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.

Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.

Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:

  • поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
  • решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
  • получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
  • запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
  • проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
  • организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.

Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.

Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:

  • отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
  • прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
  • обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
  • поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.

Обстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).

В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.

Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.

Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.

Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:

  • 3 дня – общая продолжительность;
  • 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
  • 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.

Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.

Отдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.

Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:

  1. Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
  2. Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.

Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.

Основной алгоритм проверки

Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-144-upk-rf

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии

Порядок приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации регулируется уголовно-процессуальным законом, а также Инструкцией об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, явка с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, протокол следственного действия и протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, предусмотренные частью 2 ст. 20, пунктом 2 части 2 ст. 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершённого или готовящегося преступления.

Сообщения о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах СК России.

Должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

Круглосуточный приём сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление в устном или письменном виде.

Устное сообщение о преступлении на основании ч.3 ст.141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст.

306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе производится соответствующая отметка.

Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения.

Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления такого заявления от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приёма оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, либо Федеральным законом от 02.05.

2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст.

4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета.

Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:

1.

о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3.

о передаче сообщения по подследственности;

4. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю, при этом, ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст.124 и ст.

125 УПК РФ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом принять по нему решение, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ. а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом, заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3.

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 123.Право обжалования

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.

Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

На основании ст.123 УПК РФ действия (бездействие) и решения руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы:

а) в соответствии со ст.124 УПК РФ:

Председателю Следственного комитета Российской Федерации по адресу: Технический переулок, д. 2, г. Москва, 105005

Генеральному прокурору Российской Федерации по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, г. Москва, 125993

Северо-Западному транспортному прокурору по адресу: Невский пр-т, д. 85/13, Санкт-Петербург, 191036

б) в соответствии со ст.125 УПК РФ:

В Калининский районный суд Санкт-Петербурга по адресу: ул. Бобруйская, д.4, Санкт-Петербург, 195009

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 123-125 УПК РФ действие (бездействие) и решения других должностных лиц Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, надлежащему прокурору либо в суд.

Источник: https://szsut.sledcom.ru/references/order/item/873603

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении — статья 144 УПК РФ

Ст. 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Комментарии

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Проведению проверки в порядке рассмотрения сообщения о преступлении полиция придает большое внимание, на это неоднократно обращал внимание даже профильный министр. Чтобы упростить процедуру, сделать ее максимально эффективной и распределить ответственность в полицейском ведомстве даже создали служебную инструкцию.

Статья 144 УПК РФ, что означает — состав преступления

Последние изменения, внесенные в УПК РФ затронули и статью 144 и запись под номером 145.

Так 144 статью используют при проведении проверки, а вторая, то есть 145 потребуется, когда следователь закончит проверять информацию и необходимо будет принимать по делу какое-либо решение, проще говоря, каждый ее пункт, часть указывают, как нужно правильно оформить результат проверки сообщения о правонарушении.

Статья 144 УПК РФ порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Безотказно принимать сообщение о преступлении обязан не только любой следственный орган, но и каждый полицейский, и неважно кто он: рядовой или генерал.

Установленный порядок рассмотрения сообщения о преступлении дает право человеку предоставлять информацию любым доступным путем, например, звонить, использовать Интернет. Действовать можно анонимно, закон дает основание скрывать источник информации и тд. Но наиболее практично предоставлять информацию в виде заявления.

Порядок рассмотрения заявления о правонарушении

Любое сообщение о преступлении, попавшее в полицию, должно оказаться в оперативной части, там составят протокол, а затем на основании изложенного будут устанавливать актуальность полученной информации.

На проверку сообщения о преступлении после рассмотрения заявления о нем согласно статье 144 дается 3 дня.

Когда третьи сутки будут заканчиваться дознаватель должен составить постановление. Если оснований для решения о возбуждении уголовного дела или обратном еще нет, он должен потребовать еще 10 суток. Однако продление срока изучения жалобы должно осуществляться только по веским причинам.

Максимально действующий закон позволяет для проведения объективного дознания использовать 30 суток, но разрешение на это дает только прокурор. Судебная практика показывает, что такое возможно только, когда время требуется на проведение экспертиз и других подобных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

Глава 19 УПК указывает, если дознаватель не укладывается в указанный срок, то это значительное нарушение, за которое предусмотрено немалое наказание, о чем говорит законодательство РФ.

УПК и различные дополнения к нему, например, служебная инструкция указывают, что любой дознаватель может проводить проверки, производить выемку документов, так же он обязанный проводить осмотры мест происшествий, предметов, назначать экспертизы, заниматься сбором объяснений, прочее.

Заявление по статье 144 о рассмотрении сообщения о преступлении

Как подать заявление?

Чтобы подать заявление с сообщением о преступлении и ждать последующего порядка рассмотрения бумаги, нужно прийти в любую дежурную часть, где придется написать его, текст может быть любой (одобренного образца нет). Важно, чтобы текст содержал доказательства (в виде фото, документов, прочего).

Срок подачи жалобы в полицию по статье 144 УПК РФ

Подавать заявление с сообщением о преступлении никогда не поздно, даже через год после того, как какой-то факт оказался совершенный. Если речь идет о готовящемся преступлении.

сообщить в полиции об этом необходимо в обязательном порядке. Чтобы написать этот акт достаточно указать наименование органа, дальше в произвольной форме изложить информацию.

Начинать можно со слов: прошу провести расследование по факту…

Необязательно указывать свое имя, какие-либо реквизиты. Дежурный принимающий заявление обязан выдать талон, имеющий номер. По нему заявитель может контролировать ход дела, также, когда есть контактные данные дознаватель должен оповестить человека-заявителя о том, что начато производство дела.

Если дознание закончено, и в возбуждении дела по статье 144 отказано, то в соответствие с УПК России, решение должно быть письменно доведено до человека. Также уведомление об отказе в возбуждении дела по сообщению о преступлении должно содержать порядок обжалования, на которое имеет право человек-заявитель.

Заявитель вправе подать иск о пересмотре дела. Заявление об обжаловании может рассмотреть прокурор или судья. Закон указывает, что принятие ними нового решения исключено, но суд, прокуратура могут остановить действие постановления об отказе, отправить дело начальнику следственного органа, с требованием рассмотреть вопрос по новой.

Приказ

Действующая редакция УПК гласит, что любая проверка сообщения о преступлении обязана заканчиваться постановлением, которое должно:

  • 1. Выполнять возбуждение уголовного дела, если обнаружен состав преступления;
  • 2. Выполнять отказ в возбуждении дела, если Уголовный кодекс (УК) указывает на то, что признаков правонарушения нет;
  • 3. Указывать на необходимость передать дело в другой орган, если оно не подследственно данному.

Скачать статью 144 вместе с УПК в новой редакции при необходимости можно здесь: 

Источник: https://ogic.ru/zakony/poryadok-rassmotreniya-soobshheniya-o-prestuplenii-statya-144-upk-rf.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: