Ст. 21 УПК РФ с комментариями. Обязанность осуществления уголовного преследования

Ст 21 ч 4 упк рф с ми

Ст. 21 УПК РФ с комментариями. Обязанность осуществления уголовного преследования

В данной статье УПК закреплен принцип публичности, который понимается, как осуществление правоохранительными органами и компетентными должностными лицами процессуальной деятельности, вне зависимости от волеизъявления участников процесса, в том числе и потерпевшего.

Исключением являются дела частного и частно-публичного обвинения. В этой ситуации принцип публичности не включает требование неотвратимости наказания за каждое преступление. При назначении санкции учитываются разные возможности отказа в возбуждении дел и прекращения уголовного преследования.

Законодатель во множестве нормативно-правовых актов указывает, что суд не реализует уголовное преследование, но он вправе осуществлять судебный контроль законности и обоснованности возбуждения уголовного производства или отказа в его возбуждении по делам публичного обвинения.

Даже если в процессе одного судебного разбирательства суд определит признаки другого преступления, он должен воздержаться от утверждений о достаточности фактов для подозрения конкретного лица в злодеянии и формулировании обвинения в его отношении.

Суд в подобной ситуации должен направлять соответствующие материалы для проверки в следственный орган и аргументировать необходимость возбуждения производства. Суд по собственной инициативе не возбуждает, и не закрывает дела. Обязанность осуществления уголовного преследования и привлечения к ответственности преступников лежит на следственном отделе, органе дознания и прокуроре.

Основные положения

Осуществляя уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, государство гарантирует соблюдение прав потерпевших граждан, и защищает интересы других людей, которые могут в дальнейшем стать жертвами злоумышленника.

Осуществление уголовного преследования имеет свой четко установленный порядок. Процедура уголовного преследования распространяется как на досудебную, так и судебную части уголовного судопроизводства.

Для реализации главной обязанности государства − защищать права граждан, некоторые участники уголовного производства наделены соответствующими полномочиями. В данном случае, речь идет о полномочиях прокурора, следователя и дознавателя.

По своему содержанию характер этих полномочий − обязательный, требуемый для реализации другими участниками правоотношений.

Уголовное законодательство не предусматривает каких либо санкций за неповиновение следователя или невыполнение требований дознавателя, но в Административном кодексе описана ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора. Регламентирует это положение также 21 статья часть 4 УПК РФ.

Обязанности компетентных органов в уголовном производстве

В уголовном процессе, как правило, участвуют три основных фигуры: следователь, дознаватель и прокурор.

Следователь в уголовном производстве участвует на трех основных этапах: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из этих этапов очень важен для установления истины, поэтому малейшая ошибка в фактических и процессуальных действиях может привести к плачевным последствиям.

Следователь изначально выступает в производстве стороной обвинения, но это не говорит о том, что все действия, направленные на установления виновного, будут носить односторонний характер.

Перечень обязанностей следователя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • предварительное расследование;
  • инициирование уголовного преследования;
  • самостоятельное принятие решений в ходе расследования и осуществление других процессуальных действий, описанных в УПК;
  • дача распоряжений органу дознания о выполнении следственных мероприятий в виде задержания преступника, его приводе, допросе и, в целом, привлечении к ответственности;
  • составление обвинительного постановления;
  • передача бумаг по подследственности в другой компетентный орган.

Дознаватель − это представитель отдельного органа, который вправе осуществлять предварительную проверку заявлений о преступлении, вести неотложные следственные действия, а также предварительное расследование в форме дознания.

Дознаватель имеет ниже ранг, чем следователь, поэтому должен исполнять его поручения, и указания прокурора.

Если начальник дознания на дознавателя возложит определенные обязанности, он может выполнять аналогичные функции, что и следователь – самостоятельно вести расследование и принимать решения. Дознаватель, как и следователь, может не соглашаться с решениями прокурора и обжаловать их. Не может вести расследование дознаватель, который по тому же делу проводил оперативно-розыскные работы.

Прокурор в уголовном производстве выступает главным представителем государства, осуществляющим свои действия на стороне обвинения. Если следователь тоже входит в сторону обвинения, но при этом ведет расследование объективно, то действия прокурора направлены на уличение конкретного лица в преступлении и носят односторонний характер.

Прокурор имеет право:

  • принимать уведомление о преступлении;
  • отправлять материалы дела в следственный орган или в орган дознания;
  • требовать от следователя и дознавателя устранения недочетов и ошибок в материалах дела;
  • давать письменные указания о направлении расследования;
  • давать или отклонять разрешение на возбуждение уголовного производства и начало преследования.

Также прокурор своим постановлением может отменять уже начатое производство и прекратить уголовное преследование по отношению к конкретному лицу. Он может разрешать отвод следователя и дознавателя, кроме того изымать дела у одного органа и передавать другому. Прокурор присутствует на всех судебных заседаниях и осуществляет другие полномочия, описанные в УПК.

Источник: https://detskij.okd1.ru/spravka/st-21-ch-4-upk-rf-s-kommentariyami/

Ст 21 УПК РФ ч 4: обязанность осуществления уголовного преследования и права компетентных органов

Ст. 21 УПК РФ с комментариями. Обязанность осуществления уголовного преследования

Уголовное производство состоит из нескольких этапов, одним из них является уголовное преследование.

Заключается это процессуальное мероприятие в действиях прокурора, следователя или дознавателя, которые обязаны подтвердить факт преступления и определить виновного в злодеянии.

Поведение этих компетентных лиц и их обязанности в рамках досудебного производства регламентирует ст. 21 УПК РФ.

О чем статья упк?

В данной статье УПК закреплен принцип публичности, который понимается, как осуществление правоохранительными органами и компетентными должностными лицами процессуальной деятельности, вне зависимости от волеизъявления участников процесса, в том числе и потерпевшего.

Исключением являются дела частного и частно-публичного обвинения. В этой ситуации принцип публичности не включает требование неотвратимости наказания за каждое преступление. При назначении санкции учитываются разные возможности отказа в возбуждении дел и прекращения уголовного преследования.

Законодатель во множестве нормативно-правовых актов указывает, что суд не реализует уголовное преследование, но он вправе осуществлять судебный контроль законности и обоснованности возбуждения уголовного производства или отказа в его возбуждении по делам публичного обвинения.

Даже если в процессе одного судебного разбирательства суд определит признаки другого преступления, он должен воздержаться от утверждений о достаточности фактов для подозрения конкретного лица в злодеянии и формулировании обвинения в его отношении.

Суд в подобной ситуации должен направлять соответствующие материалы для проверки в следственный орган и аргументировать необходимость возбуждения производства. Суд по собственной инициативе не возбуждает, и не закрывает дела. Обязанность осуществления уголовного преследования и привлечения к ответственности преступников лежит на следственном отделе, органе дознания и прокуроре.

Виды уголовного преследования (ст. 20 УПК РФ)

Ст. 21 УПК РФ с комментариями. Обязанность осуществления уголовного преследования

Одной из ключевых задач государства является создание условий, при которых законы и общепринятые нормы, правила неукословно соблюдаются всеми гражданами. Если законодатель определяет, что имеет место нарушение, злоумышленник привлекается к ответственности. Однако перед этим против него начинается уголовное преследование.

Уголовное преследование в российской законодательной базе понимается как процессуальная деятельность, совершаемая государственными обвинительными органами и структурами, проводящими комплекс мероприятий по изобличению подозреваемого, обвиненного в совершении неких противоправных деяний.

Впрочем, законодатель имеет несколько точек зрения на этот вопрос, и одновременно определяет принципы уголовного преследования в качестве деятельности и процессуальной функции, утверждая оба понятия в действительных положениях УПК РФ:

  1. Процессуальная деятельность по определению личности злоумышленника, подозреваемого в нарушении закона, осуществляется независимо от того, имеется ли у органов следствия подозреваемый, или нарушитель пока не установлен (п.55 ст.5 УПК РФ).
  2. Процессуальная функция обвинения (защиты) ограничена статусом особы (потенциального злоумышленника) или органа (обвинителя), которые реализует ее. (ст.15 УПК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько ключевых выводов. Уголовное преследование и защита будет характеризоваться массой видов деятельности различных государственных структур и должностных лиц (государственная, публичная, властная).

В их задачу возлагается исполнение определенных операций, позволяющих определить истинное положение дел, установить злоумышленника, проигнорировавшего законодательные нормы.

Понятие уголовного преследования характеризуется некоторыми особыми моментами. Так, начало преследования уголовного типа стартует с работы прокурора и органов следствия и дознания. Именно они инициируют преследование, и начинают разбирать обстоятельства преступления. В целом, уголовное преследование состоит из ряда действий уполномоченных структур:

  1. Органы следствия и дознания. На них возлагается обязанность по сбору доказательной базы, установлению факта причастности обвиняемого к преступлению. Кроме того, указанные структуры используют принудительные меры, обеспечивающие изобличение злоумышленника в кратчайшие сроки.
  2. Органы государственного обвинения. Их основополагающая функция состоит в обосновании предъявленных обвинений, убеждении судебных инстанций в виновности (невиновности) обвиняемого.

При всем этом, обвинительные структуры в судебном рассмотрении не будут иметь никакой самостоятельности и автономности (ст. 20 УПК РФ). Их работа будет ограничена статусом подозреваемого, конкретными нормами и статьями УПК РФ.

Это дает право говорить о том, что поддержание обвинения в суде считается лишь составным элементом уголовного преследования прокуратурой в целом.

Признаки уголовного преследования

Изучив действительные положения УПК РФ, затрагивающие вопрос уголовного преследования, можно определить ряд признаков, которые характерны исключительно для данного вопроса.

Положения ст.20 УПК РФ утверждают ряд принципиальных характерных признаков преследования:

  1. Деятельность процессуального направления осуществляется исключительно в рамках тех форм, которые предусмотрены уголовно-процессуальными нормами. Отклонение от установленных норм влечет прекращение преследования.
  2. Уголовное преследование является исключительной прерогативой государственных структур и органов, наделенных правом выдвигать обвинения. Это обусловлено тем фактом, что только компетентные структуры (должностные лица) вправе устанавливать фактические обстоятельства произошедшего, делать какие-либо выводы и давать оценку действиям злоумышленника с точки зрению закона.
  3. Преследование носит принудительный характер и обеспечивается государством в лице компетентных структур. Они устанавливают основания уголовного преследования, проводят операции по изобличению злоумышленника.
  4. Основополагающим направлением уголовного преследования считают исполнение действий и мероприятий, направленных на установление истины, изобличение злоумышленника, вынесение рекомендаций судебным инстанциям, касающихся конкретного вида ответственности за противоправный проступок.
  5. Законодатель понимает суть уголовного преследования, как основной движущей силы уголовного процесса. Благодаря действиям, реализуемым органами госконтроля, определяется содержание и направление судебного процесса.

Начало и завершение уголовного преследования

Возбуждение уголовного преследование подчиняется конкретным правилам и рекомендациям, обозначенным в статьях УПК РФ (этапы уголовного преследования).

  Так, предполагается, что преследование нарушителя начнется с момента открытия уголовного судопроизводства.

Это означает, что как только становится известно о действиях злоумышленника, против него начинают реализовывать мероприятия по преследованию и дальнейшему привлечению к ответственности.

Что касается завершения преследования, то здесь все куда более запутанно и сложно. Общее правило гласит, что основанием для прекращения уголовного преследования является наступление (освобождение) уголовного наказания.

В данной ситуации суд от имени государства выносит окончательный вердикт, ориентируясь на представленную доказательную базу, установленные факты имеющихся нарушений.

Однако, учитывая некоторые нюансы процессуальной функции, закон устанавливает ряд исключений:

  • завершение уголовного процесса автоматически влечет за собой закрытие любых операций, связанных с преследованием;
  • прекращение преследования может быть связано с переквалификацией преступного деяния, при этом преследование будет завершено по одному обвинению, и начнется осуществление преследования уголовного типа по новому делу;
  • преследование может быть завершено по отношению одного лица, если отсутствуют основания для его привлечения к ответственности, при этом преследование будет продолжено в отношении прочих особ, подозреваемых в исполнении противоправных поступков.

Основываясь на имеющихся фактах, тонкостях процессуальной деятельности и принципах реализации законодательных норм, государство установило разграничение уголовного преследования по нескольким видам.

Виды уголовного преследования

Прежде чем перечислить конкретные виды уголовного преследования, нужно вспомнить о том, что данная процессуальная процедура носит принудительный характер, и обеспечивается за счет ресурсов и возможностей государства.

https://www.youtube.com/watch?v=YXTSmlawo1M

Именно поэтому понятия и виды уголовного преследования обозначают конкретный порядок процессуальной деятельности, определяют характерные правила и рекомендации касательно работы органов следствия (обвинителя) и устанавливают конкретную взаимосвязь процессуальной функции от волеизъявления сторон процесса.

Существующие виды уголовного преследования перечислены в ст. 20 УПК РФ.

Согласно документу, виды преследования зависят от характера и степени тяжести преступления. Существуют такие разновидности преследования:

  1. Публичное уголовное преследование

Это самая распространенная форма уголовного преследования.  Публичный характер в данном случае полностью отображает позицию государства, соответствует целям и характеристикам уголовного судопроизводства. С оглядкой на указанный факт, закон определяет публичную форму преследования как общий порядок рассмотрения дел уголовного характера.

Нюансом публичной формы считают независимость преследования от позиции сторон. Это значит, что при обнаружении факта уголовного преступления, преследование нарушителя начнется без учета его желания и волеизъявления.

Частное уголовное преследование основывается на диспозитивных функциях и параметрах, что свидетельствует о максимальном влиянии позиции сторон дела на итоговый судебный вердикт. Дела частного обвинения инициируются на основании заявления потерпевшего, или его представителей. Завершаются они также по воле потерпевшего, который нашел мирное урегулирование проблемы со злоумышленником.

В данную группу дел относят все процессы, имеющие легкую степень ответственности. Так, обозначенный порядок присущ процессам, связанным с рассмотрением дел о клевете, нанесении побоев особой, которая ранее привлекалась к административному наказанию, а также в случае установления факта умышленности при причинении легкого вреда здоровью.

Ввиду легкой степени вины здесь допускается проведение мирных переговоров, в рамках которых стороны самостоятельно находят решение своих проблем, и полностью завершают конфликт.

  1. Частно-публичный характер обвинения

К данной группе относят процессы, имеющие среднюю и тяжкую степень ответственности (ч.3 ст.20 УПК РФ).

Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения происходит после подачи заявления потерпевшей стороной, а завершается – вынесение судебного вердикта.

Отметим, что мирный путь урегулирования тут доступен только на стадии досудебного рассмотрения. Передача дела в суд делает попытку переговорного процесса невозможной, и примирение не состоится.

К данному виду преследования отнесут дела, затрагивающие изнасилование, нарушение неприкосновенности частной жизни, авторских и смежных прав, все типы мошеннических операций, растрат и присвоения чужого имущества и многое другое.

Обратим внимание на особенности возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения. Преследование по данной категории дел будет осуществлено при отсутствии особых квалифицирующих признаков, способных отяготить или облегчить ответственность злоумышленника (комментарии к статье 20 УПК РФ).

 Ефремов Роман Сергеевич

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/raznovidnosti-ugolovnogo-presledovaniya-st-20-upk-rf

3 вида уголовного преследования

Ст. 21 УПК РФ с комментариями. Обязанность осуществления уголовного преследования

Преследование по уголовному закону — это действия, совершаемые во время уголовного процесса. Основным участником, на котором лежит обязанность осуществления уголовного преследования, по уголовно-процессуальному кодексу является прокуратура.

Цель, которую преследует прокурор, — доказать вину лица, против которого выдвинуто обвинение в преступном деянии.

Диспозитивность заключается в желании пострадавшего использовать либо не использовать предоставляемую законом возможность осуществлять преследование лица, преступившего закон, и нанёсшего потерпевшей стороне какой-либо ущерб.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

21-й статьи УПК РФ

В соответствии с первой частью рассматриваемой статьи, преследование по открытым делам официального и неофициально-публичного обвинения проводят представители:

  • прокуратуры;
  • следствия;
  • дознания.

Должностные лица этих структур наделены властными полномочиями. Их объем зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Вторая часть предусматривает необходимость реагирования прокуратуры, следствия, дознания на любые признаки преступных действий, которые стали известны этим структурам в установленном УПК порядке. Этой частью определена обязанность установления виновных по каждому факту нарушения закона.

Третья часть наделяет полномочиями преследования при расследовании уголовных дел представителями структур, указанных в части первой этой статьи, без учёта желания потерпевшей стороны.

Четвёртая часть предписывает предприятиям, организациям и физическим лицам исполнять любой прокурорский, следственный и органа дознания официальный документ.

Пятая часть предоставляет возможность составить между прокурором и обвиняемым документ о добровольном взаимодействии по уголовному делу. Соглашение составляется до передачи дела в суд.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-21-upk-rf

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: