Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

91 статьи Уголовного кодекса о методах воспитательной работы с несовершеннолетними

Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

Обществу трудно смириться с тем, что количество преступлений, совершённых детьми и подростками, с каждым годом возрастает, поэтому законодателем была введена глава 14, одной из основных норм которой является 91 статья УК РФ.

Она регламентирует виды и способы применения мер по воспитательному воздействию на молодых правонарушителей.

Большинство преступников начинают свою криминальную карьеру в весьма юном возрасте, что обусловлено множеством социальных и психологических факторов, а уголовное преследование и реальный срок наказания грозят ещё большей маргинализацией.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Общие понятия и комментарии

Положения 14 главы УК РФ рассматривают ответственность несовершеннолетних не только в качестве назначения наказания за конкретный поступок. Они также предполагают наличие возможности применения иных правовых средств.

Статья 91 Уголовного кодекса РФ звучит как « принудительных мер воспитательного воздействия» и описывает методы воспитательной работы с несовершеннолетними.

Виды:

  1. Предупреждение – разъяснение виновному того ущерба, которое нанесли его действия, а также последствия совершения новых правонарушений. Данный способ целесообразно применять,если подросток действительно раскаивается в своём злодеянии (к примеру, он не отказывается возместить причинённый ущерб).
  2. Передача под надзор – заключается в обязательстве родителей или опекунов, а также специальных учреждений, контролировать деятельность и поступки несовершеннолетнего. Может рассматриваться не только как наказание самому виновному, но как санкция по отношению к родителям или опекунам, которые в недостаточной мере оказывали влияние подростка, что привело к совершению злодеяния. При этом для применения данной меры суд должен получить их письменное согласие.
  3. Обязанность исправить причинённый ущерб – предоставление виновному возможности материально загладить нанесённый вред. Устанавливается при возможности возмещения. Органам суда при вынесении решения необходимо учитывать, какой вред был нанесён потерпевшими каким образом подросток сможет его возместить (физически – починить, восстановить имущество или материально – за счёт стипендии или зарплаты).
  4. Ограничение досуга – запрет на определённые виды отдыха и развлечений для виновного (нельзя посещать дискотеки или концерты).
  5. Установление требований к поведению – определяется отдельно в каждом конкретном случае (например, комендантский час, запрет на выезд за пределы конкретного населённого пункта или требование о возвращении в школу или другое образовательное учреждение).

Законодатель акцентирует внимание на обращении к педагогическим приёмам, которые позволяют создать у подростка уважительное отношение к правилам и нормам законопослушной жизни.

Основания для замены реального наказания на воспитательное воздействие:

  • виновный не достиг совершеннолетия;
  • преступление не относится к тяжким;
  • возможность перевоспитания без лишения свободы.

Меры могут приниматься как по отдельности, так и в совокупности. Воспитание устанавливается в качестве возможной замены наказания и также имеет временной промежуток. Так, за совершение преступления небольшой тяжести 91 статья Уголовного кодекса РФ назначает срок наказания от 1 месяца до 2 лет, за деяния средней тяжести продолжительность – от 6 месяцев до 3 лет.

Сущность воспитательных мер

Судебные органы, при назначении такого вида наказания исходят в первую очередь из возможности исправления подростка путём бесед, детального обсуждения причин и последствий неблаговидного поступка и донесения до него недопустимости противоправного поведения.

В общем суть их такова:

  1. Являются альтернативным вариантом влияния по отношению к наказанию.
  2. Не влекут за собой наличие судимости.
  3. Назначаются только лицам, недостигшим совершеннолетия.
  4. Их основная задача – перевоспитание асоциальных субъектов и разъяснение им норм морали и законности, устоявшихся в обществе.
  5. Имеют принудительный характер.

Если виновный регулярно нарушает предписания, то по инициативе специальных организаций, дело должно быть изъято из архива и передано в судебную инстанцию. Тогда несовершеннолетнему грозит санкция в виде тюремного заключения или штрафа.

В законе не установлено понятие регулярности. При этом ВС РФ в одном из своих Постановлений рассматривает в качестве систематичности нарушение мер более 2 раз. В случае совокупности предписаний отступление от каждого менее 3 раз не является регулярным.

Юридическая оценка нормы

Правовая характеристика воспитательных мер является достаточно неоднозначной. Юристы и правоведы рассматривают данные меры по-разному. Проблема точной оценки правового характера возникает из-за отсутствия законодательного определения принудительных мер и конкретности в их отнесении к тому или иному институту ответственности.

В юридической среде часто возникает вопрос о направленности применения средств воспитательного характера. Так, некоторые правоведы считают, что данные способы воздействия на молодых людей являются чисто педагогическими и не имеют отношения к правовым положениям.

В поддержку своего мнения данные юристы приводят доводы:

  • виновный не считается преступником;
  • деяние не признаётся преступлением;
  • меры не рассматриваются в качестве уголовного наказания.

Эти факты противоречат самому Уголовному кодексу Российской Федерации, основная цель которого – определение вида и состава злодеяния и как следствие, назначение соответствующих санкций. Поэтому считается целесообразным применять данные методы при назначении административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Существует и иная точка зрения. С ней согласно большинство учёных-правоведов.

Данное мнение заключается в том, что по своей природе меры имеют юридически-педагогический характер и аргументируется оно следующим:

  1. Меры применяются только при совершении соответствующего противоправного действия.
  2. Средства воздействия отражены в законодательстве РФ.
  3. Механизм применения установлен в норме 427 УПК РФ.
  4. Назначаются соответствующим органом – судом.

Кроме того, выделяют отсутствие конкретики в определении органов, контролирующих исполнение обязанностей, наложенных на виновного подростка. Это означает, что нечёткая расшифровка понятия на практике приводит специализированные органы к разным толкованиям данной нормы права.

Правоведы и практикующие юристы, анализируя и характеризуя данную норму права, сходятся во мнении что она недоработана и имеет множество пробелов. Решить эти проблемы можно путём корректирования уголовного закона. Необходимо дать правовое определение ПМВВ и их задачи.

Судебная практика

Применение в практической деятельности 90 и 91 норм –частое явление. Социальная и финансовая нестабильность порождает у подрастающего поколения тягу к асоциальным поступкам.

Так,подростки чаще совершают преступления:

  • против собственности – кража (158);
  • против здоровья – лёгкий и средний вред здоровью, побои (112, 115).

Примером тому служит уголовное дело, рассмотренное Ленинским районным судом 2018 году.

Несовершеннолетний М. Д. находился вместе с К. Ю, не достигшим четырнадцати лет. Они вступили в сговор на совершение незаконного деяния и направились к оконному проёму квартиры. Оторвав решётку, проникли в жилье и совершили кражу, похитив чужое имущество на сумму 2839 руб. Далее М. Д и К. Ю скрылись.

Подсудимый М. Д. признался в совершении преступления, но отказался от дачи показаний.

Квалифицировав деяния М. Д. по ч. 3 ст. 158 – кража, судья принял решение о применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль специализированного органа по ПМЖ на 3 месяца 24 дня.

Рассматривая дела в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, судебные органы чаще всего сосредотачиваются на:

  1. Характер несовершеннолетнего.
  2. Уровень жизни.
  3. Психологические особенности.
  4. Склонность к правонарушениям.
  5. Отношения с окружающими.

Я. М. нашёл фотоаппарат, который хотел вернуть известной ему владелице. Несовершеннолетний Ю. О. попросил у Я. М. посмотреть найденный фотоаппарат и сделать фотографию.

Получив указанную вещь, также зная, кто является владельцем, Ю. О. решил её похитить, тем самым осуществив присвоение фотоаппарата, стоимостью 3450 руб. В ходе разбирательства Ю. О.

раскаялся, признал вину и попросил огласить свои показания из материалов дела.

Суд учёл положительную характеристику личности Ю. О., при этом обратив внимание на склонность последнего к противозаконным действиям. В применении воспитательных мер было отказано. Ю. О. приговорён к 70 часам обязательной отработки.

Нередкими бывают случаи, когда молодые люди решают свои конфликты с помощью рукоприкладства. Агрессивность несовершеннолетних – одна из важнейших социальных проблем общества.

Несовершеннолетний Н. Г. после ссоры с И. Ж выстрелил последней в плечо из пневматического пистолета, нанеся ей вред средней тяжести.

Н. Г. раскаялся и признал свою вину. От дачи показаний отказался. Ранее не привлекался.

Квалифицировав деяния Н. Г. по ч.2 ст. 112 УК РФ, судом было вынесено решение о прекращении уголовного дела и применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль родителей на 1 год 8 месяцев 11 дней.

Общественность озабочена выработкой оптимального подхода к каждому юному преступнику. С начала 2000 годов в России активно начала развиваться система ювенальной юстиции.

Этот правовой институт составляют специально созданные структуры – ювенальные суды. Основная функция ювенальной юстиции­– осуществление правосудия в отношении подростков и защита лиц, не достигших 18 лет.

Фактически это составы обычных судей, находящиеся в отдельном здании. На данный момент в РФ действует 10 подобных судов.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/91-statya-uk-rf

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних

Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

Совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте не всегда может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, далеко не всегда отдают себе отчет в своем поведении. Именно поэтому законодательством предусмотрена альтернатива обычного уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.

Эта альтернатива носит название – принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних (ст. 90 УК РФ).

Когда суд признает факт, что подросток не представляет опасности для общества, и его девиантное поведение может быть скорректировано воспитательным воздействием, в отношении него может быть применен данный способ уголовно-правового характера.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Освобождение от наказания подростка может предполагать любой набор воспитательных мер: от одной до четырех вместе. Их расшифровка представлена в ст. 91 УК РФ.

Предупреждение

Предупреждение предполагает разъяснение подростку вреда, причиненного преступлением, и возможных последствий рецидива.

Вынесение предупреждения оформляется постановлением суда, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:

  • О совершенном деянии;
  • О привлекаемом к ответственности подростке;
  • Отрицательная нравственная и правовая характеристика преступного деяния;
  • Предупреждение о недопустимости повторного совершения преступления;
  • Разъяснение последствий рецидива.

Копия постановления о вынесении предупреждения вручается несовершеннолетнему и его законным представителям.

Передача под надзор

Несовершеннолетний передается под надзор следующих лиц:

  • Родителей;
  • Опекунов или усыновителей;
  • Специализированных государственных органов.

Передача под надзор имеет срочный характер. В рамках данной уголовно-правовой меры воздействия происходит регулярное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Перед тем, как передать под надзор несовершеннолетнего преступника конкретным лицам, суд должен убедиться в добропорядочности их самих.

Если родители или опекуны ведут асоциальный образ жизни и не могут должным образом воспитывать подростка, на них не может быть возложена ответственность за его перевоспитание.

Обязанности родителей или опекунов должны быть доходчиво разъяснены им и прописаны в постановлении.

Подросток передается под надзор за преступления небольшой тяжести на срок от месяца до 2 лет, за преступление средней тяжести – от 6 месяцев до 3 лет.

Обязанность загладить причиненный вред

Данный вид воспитательной меры применяется только с учетом двух факторов:

  • Имущественного или материального положения несовершеннолетнего;
  • Имеющихся у него трудовых навыков.

Обязанность загладить причиненный вред должна предполагать либо выплату денежной компенсации за поврежденное имущество, либо передачу в счет поврежденного имущества другого, либо восстановление имущества с помощью собственных трудовых навыков.

Трудовые или материальные обязательства не должны являться непосильным бременем для несовершеннолетнего.

Если подросток работает и получает денежное вознаграждение, скорее всего, возмещение ущерба будет осуществляться в денежном эквиваленте.

Это обусловлено тем, что на собственноручное восстановление поврежденного имущества у подростка просто нет времени ввиду другой занятости.

Ограничение досуга и поведения

Чаще всего данная воспитательная мера применяется в совокупности с другими. Она предполагает контроль за поведением несовершеннолетнего, которое должно быть безупречным.

Поведенческие и досуговые ограничения могут осуществляться в виде следующих мер:

  • Запрет на использование определенных форм досуга;
  • Запрет на управление механическими транспортными средствами;
  • Комендантский час;
  • Ограничения на пребывание несовершеннолетнего вне дома;
  • Ограничения на выезд за пределы населенного пункт и др.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Суд по своему усмотрению может предписывать различные виды ограничений.

Суд также может предъявить требования несовершеннолетнему трудоустроиться или восстановиться в образовательном учреждении.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа

В ст. 90 УК РФ не указана еще одна мера принудительно-воспитательного характера, применяемая в 2020 году, – помещение несовершеннолетнего в закрытого типа учебно-воспитательные учреждения.

Она применяется в качестве воспитательной меры только за преступления средней тяжести или тяжкие. Закреплена данная воспитательная мера в ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа допускается максимум на 3 года до того момента, когда подросток достигнет возраста в 18 лет.

Если до истечения установленного судом срока подросток исправится или в силу состояния здоровья не сможет более находиться в закрытом учебном учреждении, его пребывание там может быть прекращено.

Для того, чтобы принудительные меры воспитательного характера были отменены, и подросток был привлечен к уголовной ответственности, необходимо, чтобы систематические нарушения были зарегистрированы специальными органами контроля.

Нарушения несовершеннолетнего будут признаны систематическими, если их количество за весь срок, установленный судом, будет более 2 раз.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних создано законодателем для защиты молодого поколения от уголовной ответственности.

Данные меры призваны перевоспитать девиантных подростков, наставить их на путь социального развития и помочь найти им место в мире не преступном, а цивилизованном.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prinuditelnye-mery-vospitatelnogo-vozdejstviya-nesovershennoletnix-st-90-uk-rf/

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применение принудительных мер воспитательного воздействия

Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден:

    1. по общим основаниям;
    2. по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц.

При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной   ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности:

    • в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);
    • в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);
    • в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) – необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним.

При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК РФ, они сокращены наполовину.

Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

    1. 1 год после совершения преступления небольшой тяжести;
    2. 3 года после совершения преступления средней тяжести;
    3. 5 лет после совершения тяжкого преступления;
    4. 7,5 лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам могут применяться амнистия и помилование.

Принудительные меры воспитательного воздействия

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18-ти лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия – установленные законом меры государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения.

Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

    1. предупреждение;
    2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих,либо специализированного государственного органа;
    3. возложение обязанности загладить причиненный вред;
    4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение предполагает разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права (ст. 63 СК РФ).

Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

Когда указанные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу (комиссии по делам несовершеннолетних при соответствующем органе местного самоуправления).

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования некоторых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему.

Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т. д.

Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК РФ.

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osvobozhdenie-nesovershennoletnich-ot-ugolovnoy-otvetstvennosti-s-primenenie-prinuditelnich-mer-vospitatelnogo-vozdeystviya

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: