Структура коммуникативного акта. Функции языка. Формы общения

6 Типы, виды, функции, средства коммуникации » СтудИзба

Структура коммуникативного акта. Функции языка. Формы общения

Функции общения

Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, что именно общение отвечает за возможность реализации своих способностей.

Так общение является важной частью жизни каждого из нас, но при этом мы смехотворно мало знаем о его функциях и механизмах. Такие пробелы нужно срочно заполнять, и мы готовы вам в этом помочь.

Ученые, занимающиеся проблемами общения, согласны в том, что можно выделить
три функции общения
:

  • Информационно-коммуникативная.
  • Регулятивно-коммуникативная.
  • Эффективно-коммуникативная.

Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная

Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции.

Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Какие еще бывают функции общения?

Мы выделили три базовые функции, но многие эксперты отмечают, что это несколько упрощенный вариант и на деле функций гораздо больше, а характеристика их более детальна:

  • Контактная . Установление того, насколько люди готовы к передаче и восприятию информации.
  • Побудительная . Побуждение собеседника к общению.
  • Координационная . Вступает в силу в том случае, если необходимо согласовать определенные действия.
  • Эмотивная . Намеренное возбуждение у партнера неких эмоций.
  • Воздействующая . Изменения под влиянием собеседника личных установок и мнений.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность.

Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными.

Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Кто принимает участие в коммуникативном акте?

Участники коммуникативного акта могут отличаться в зависимости от моделей, которых выделяют несколько. Особое внимание стоит обратить на такие концепции:

  • Модель, разработанная Шенноном и Уивером, включает в себя источник данных передачи сведений, канал, приемник и конкретную цель общения. При этом они составляют линейную модель.
  • Модель Якобсона является функциональной. В ней принимают участие адресант и адресат. Особое внимание в данной модели уделяется содержанию сообщения и способам кодирования.

Тема 2. Коммуникационный процесс

План:

1)Структура и функции коммуникации;

2)Процесс коммуникации;

3)Особенности деловых коммуникаций. Формы, виды и средства деловых коммуникаций.

4)Барьеры на пути деловых коммуникаций и их преодоление.

Структура и функции коммуникации

Структуру коммуникации можно охарактеризовать, выделив в ней три взаимосвязанные стороны: перцептивную (восприятие), собственно коммуникативную (общение) и интерактивную (взаимодействие) (см. рисунок 1). Процесс коммуникации выступает в качестве единого целого, включая все эти стороны.

Рисунок 1 – Структура коммуникации

Перцептивная

сторона коммуникации представляет собой процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Коммуникативная

сторона коммуникации состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная

сторона коммуникации заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам по общению реализовать некоторую общую для них деятельность.

Можно также представить функции коммуникации в соответствии с содержанием самого процесса коммуникации (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Функции коммуникации в соответствии с содержанием процесса коммуникации

Наименование функцииОписание функции
1) КонтактнаяУстановление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи.
2) ИнформативнаяОбмен сообщениями (передача и прием истинных или ложных сведений); Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.
3) Интерактивная (побудительная)Стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий; организация взаимодействия между людьми (например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждение и поведение работника), используя различные формы взаимодействия: внушение, приказ, просьба и убеждение.
4) ПрагматическаяВзаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности; позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия.
5) ЭкспрессивнаяВозбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение своих эмоциональных переживаний (например, с целью побудить их к работе); Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга; Проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.
6) Установление отношенийОсознание и фиксирование места человека в системе социальных связей (эта функция является основной в личностном развитии; для ее осуществления требуется построение образа себя и другого участника процесса коммуникации).
7) СоциальнаяФормирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; Формирует мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события (благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе).
Оказание влиянияИзменение состояния, поведения, содержаний сознания партнера.
9) СтатусоопределяющаяВыполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.
10) ИнтерпретативнаяПонимание смысла сообщений и намерений, состояний партнера и т.п. В коммуникации не только отражаются события окружающей действительности, но и интерпретируются в соответствии с определенной системой ценностей (т.е. осуществляется интерпретация информации, отбор и освещение фактов с определенных позиций).

Процесс коммуникации

Рассмотрим технологию процесса коммуникации (как он происходит).

Процесс коммуникации –это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

Менеджеру необходимо разбираться в том, как действует коммуникация. Процесс этот включает в себя девять составляющих элементов, показанных на модели в рисунке 2.

Рисунок 2 – Модель, представляющая элементы процесса коммуникации

Источник: https://gudi1991.ru/stress/kommunikativnaya-funkciya-obshcheniya-eto.html

Коммуникативная функция общения

Структура коммуникативного акта. Функции языка. Формы общения

Коммуникативная функция общения реализуется в обмене информацией между людьми. В процессе общения люди обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

При этом в общении происходит не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, что возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Поэтому в каждом процессе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание.

«Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли». По меткому замечанию И. Канта, в общении человек «публично пользуется своим разумом».

Реализация коммуникативной функции общения включает несколько уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений.

В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга.

Общение здесь направлено на формирование оценок достигаемых результатов (согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т.д.).

Коммуникативный акт, этапы и средства общения

В структуре коммуникативного акта выделяют следующие элементы:

  1. адресант – лицо, посылающее сообщение (субъект общения);
  2. адресат – лицо, которому направлено сообщение. В организациях источником и адресатом общения выступают сотрудники с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т.д.;
  3. сообщение – что передается, какое именно содержание;
  4. код – форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т.д.;
  5. цель – зачем, ради чего послано сообщение;
  6. канал связи – среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.;
  7. результат – что достигнуто в итоге общения.

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант – сообщение – адресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

В последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации.

Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.

Этапы и средства общения

Коммуникативный процесс можно разбить на пять этапов:

  1. Начало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме её выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить;
  2. Кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;
  3. Выбор и передача информации через выбранный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта) и т.д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала. Форма, которую сигнал принимает, зависит в значительной мере от используемого канала;
  4. Декодирование-приём. Адресат переводит вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал в свете своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение;
  5. Этап обратной связи, или оценки реакции адресата на полученную информацию.

На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, который позволяет адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.

Особое внимание следует обратить на цели общения. Каждый акт общения имеет цель. Она может состоять в том, чтобы что-то сообщить адресату, повлиять на его отношение к чему- или кому-либо, заручиться его поддержкой или повлиять на его поведение (например, выполнить указание, получить от него нужную информацию). Как правило, реальное общение обусловлено комбинацией сразу нескольких целей.

Эффективность сообщения, посланного адресантом, может быть оценена по тому, в какой мере были достигнуты цели общения. Первое условие успешного общения – это внимание со стороны адресата. Если сообщение передано, но адресат «пропустил его мимо ушей», ценность такого общения невелика.

Эффективность общения также зависит от понимания содержания сообщения. Если адресат не понял сообщения, то, какой бы ни была цель общения, она вряд ли будет достигнута. И наконец, ещё одно условие состоит в принятии сообщения адреса в том.

Даже если сообщение привлекло внимание адресата и было им понято, он может не принять его, считая ложным, несправедливым или неинтересным для себя.

Только в том случае, если обеспечено внимание, понимание и принятие сообщения адресатом, вероятность достижения целей общения будет достаточно большой.

Общение почти всегда имеет двусторонний характер и у адресанта есть возможность получения обратной связи о результатах своего сообщения.

Таким образом источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, понятно ли ему его содержание и принимает ли он его.

Самым сложным для источника общения является определение степени принятия его сообщения: адресат не всегда заинтересован в том, чтобы демонстрировать своё действительное отношение к сообщению.

Средства коммуникации

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

При грубом делении различают вербальную коммуникацию, при которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем.

Вербальное общение, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный язык.

Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации таким образом смысл сообщения теряется менее всего.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Когда двое людей общаются друг с другом, происходит обмен не только информацией о идеях, но и обмен чувствами и эмоциями. Эта эмоциональная информация передается и тем, что человек говорит, т.е. языковыми, вербальными средствами, и тем, как он говорит, т.е.

невербальными средствами. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа или манеры речи.

Чувства также передаются разнообразным набором невербальных средств: через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт.

Невербальные средства общения. Среди невербальных средств коммуникации можно выделить следующие знаковые системы:

  • оптико-кинестетическая;
  • паралингвистическая;
  • экстралингвистическая;
  • проксемическая;
  • визуальное общение.

Оптико-кинетическая система знаков – это использование общей моторики различных частей тела для выражения эмоциональных реакций.

Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимику) и использование различных поз и движений тела (пантомимику).

Включение кинесики в ситуацию вербальной коммуникации придает общению дополнительные нюансы, которые нередко имеют различный смысл в различных сообществах. В настоящее время сформировалась специальная область знания – кинесика, исследующая этот вид общения.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистические знаки охватывают собой систему вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливание, плач, смех, а также вариации речевого темпа..

В процессе общения смысловую нагрузку нередко несут пространственные и временные характеристики коммуникативного процесса.

Так, например, размещение боком к партнеру по общению не способствует возникновению контакта, символизируя невнимание или желание поскорее закончить разговор.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм и временных характеристик организации общения.

Своевременный приход на встречу косвенно выражает уважение и вежливость по отношению к собеседнику, а даже обоснованное опоздание выглядит как проявление неуважения.

Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую её основатель Э. Холл рассматривал в качестве «пространственной психологии». Им была предложена методика оценки интимности общения на основе анализа её пространственных характеристик.

Специфические наборы пространственных и временных констант в ситуациях общения получили название «хронотопов». Так, выделены хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты: например, неоправданную откровенность по отношению к первому встречному.

Необходимым «сопровождением» непосредственного вербального общения выступает визуальное взаимодействие, или «контакт глаз». Это атрибут прежде всего интимного общения. Достаточно вспомнить выражения «масляный взгляд» или «ест глазами».

В психологии была даже предпринята попытка разработать «формулу интимности», исходя из различий в дистанции общения, в разной мере позволяющей использовать контакт глаз. В этом контексте интерес представляют и работы о роли визуального общения в развитии ребенка.

Едва появившись на свет, младенцу свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

В процессе невербальной коммуникации человек, как и в случае с языком, использует некоторый код. Но если в случае с речью система кодирования-декодирования в достаточной мере формализована и однозначна, то при невербальной коммуникации такая ясность отсутствует. Что можно здесь считать кодом и как обеспечить адекватное понимание элементов этого кода партнером по общению?

Несмотря на трудность выделения единиц внутри систем невербальных знаков по аналогии с единицами в системе речи, ученые попытались решить эту проблему. Так, была предпринята попытка создания своеобразного алфавита телодвижений, из «букв» которого можно составлять более сложные «фразы».

Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и используются в общении. Были даже созданы «словари» тело движений и подсчитано «количество» кинов в разных национальных культурах.

Однако, разумеется, даже в более систематичном и формализованном виде язык телодвижений не может достичь того совершенства в передаче любой информации, которой обладает естественный язык.

Анализ систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую, но в основном вспомогательную роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому часто оказываются более правдивым источником информации о собеседнике или аудитории. Например, когда работник старательно избегает зрительного контакта с менеджером и старательно делает вид, что полностью поглощен своей работой, он сам того не желая, может сообщать о своих недоработках или просчетах.

Вместе с вербальной системой коммуникации невербального общения обеспечивают обмен информацией, который необходим для организации совместной деятельности.

Источник: https://psyera.ru/kommunikativnaya-funkciya-obshcheniya-1744.htm

Коммуникативные акты: определение, элементы и структура

Структура коммуникативного акта. Функции языка. Формы общения

Человеческое бытие трудно представить без общения, которое выполняет огромное количество функций в социуме. Ключевые – это коммуникация и контроль. Коммуникативное значение позволяет совершать информационную передачу среди групп индивидов. Именно об этом мы сегодня поговорим.

Что это и зачем?

Коммуникативные акты стоит изучать в разрезе общения. Оно совершает много функций, но есть две основные.

Первая – регулятивная, суть которой в том, что в процессе взаимосвязей мы способны самостоятельно менять свое видение и влиять на нашего партнера. Вторая функция называется перцептивная.

Она объясняет, что связь между людьми зависит от того, воспринимают ли они друг друга. Если да, то общение эффективно.

Прежде чем подробно исследовать коммуникативные акты, стоит разобраться в разнице терминов общение и коммуникации. Коммуникация — это некая связь с результирующим показателем – обмен данными. Коммуникативный акт включает в себя обязательную передачу информации.

Также под этим термином понимается возможность пользоваться символами, буквами и цифрами, чтобы получать и декодировать информацию. Неподготовленному человеку может показаться, что два обсуждаемых понятия синонимичны, но это не так.

Слово коммуникация очень распространилось в последнее время в связи с бурным скачком в сфере информационных технологий и связи. Но поскольку коммуникация являет собой именно обмен данными, то она создает некие ограничительные рамки, которые слишком узкие для общения.

В научном разрезе при этом мы фиксируем только фактические аспекты дела, тогда как натуральное общение ставит целью не саму передачу данных. Оно видоизменяется и формируется в процессе самого себя.

Общение

Общение – более глубокое и труднопознаваемое явление. Оно означает не сухое движение данных от точки А к точке Б, а подразумевает внимание партнеров друг к другу, их заинтересованность.

Другими словами, он в общении мы учитываем не только свои желания и цели, но и приоритеты нашего партнера, благодаря чему у разговора появляется много функций. Интересно, что Иммануил Кант считал , что в процессе общения люди публично используют свой разум.

Также интересна мысль о том, что для свершения факта общения должен быть субъективный взгляд. Это значит, что у человека должна быть своя личная точка зрения, аргументы, мысли и предпочтения.

Понятие коммуникативного акта

Уже понятно, что коммуникации представляют собой движение информации. Но сама коммуникация многогранна и имеет несколько уровней. На первом происходит пересечение точек зрения людей, начинающих контакт.

На втором этапе происходит непосредственное движение данных и принятие полученных их. Третий и окончательный этап позволяет партнерам понять друга друга и проверить, верно ли донесено их сообщение.

То есть конечная цель заключается в том, чтобы получить обратную связь.

Это очень важно понимать на любом этапе изучение данного вопроса, ведь от того, насколько верно вы трактуете цель деятельности, зависит, в каком направлении будет задано движение.

Основная цель любых взаимосвязей между людьми заключается не столько в том, чтобы получить или отправить сведения, как в том, чтобы удостовериться в наличии ответа, реакции. На этом принципе строятся все родственные, дружеские и супружеские отношения.

Он мало применим в сферах строго ограниченных и узко специализированных, но широко применим во всех остальных областях человеческой жизни.

Элементы коммуникативного акта – это:

  • Адресант – тот, кто посылает запрос.
  • Адресат – тот, кому запрос направляется. В разных учреждениях адресатами выступают отдельные работники организации с их конкретными субъективными наборами.
  • Сообщение – это содержание коммуникативного акта, то есть основной посыл.
  • Код – это оболочка, в которой передается запрос. Она состоит из вербальных средств, движений, жестов, математических знаков и т. д.
  • Цель – конечный результат, ради которого посылается запрос.
  • Канал связи то, при помощи чего происходит обмен между адресатом и адресантом. Им может выступать текст, телефон, запись, экран компьютера.
  • Результат – это показатель того, был ли доставлен и понят запрос.

Все эти составляющие очень тесто коррелируют и влияют друг на друга. Так, непонимание цели общения хотя бы одним из двух собеседников влечет за собой разрыв этой связи, так как будет нарушено взаимопонимание.

В то же время, если мы не понимаем код или неверно его трактуем, то о каком эффективном обмене данными может идти речь? Такая ситуация по своей нелепости и неэффективности будет напоминать попытки глухого человека понять говорящего.

Схема

Рассмотрев компоненты коммуникативного акта, попробуем взглянуть с другой, более сложной стороны. Движение и понимание информации между адресатом и адресантом асимметричны. Это вызвано тем, что для того, кто отправляет запрос, суть самого сообщения предшествует высказыванию.

Тогда как изначально человек, который посылает сообщение, закладывает него определенный смысл, и лишь потом кодирует его в определенную систему знаков. Для адресанта тоже смысл открывается одновременно с кодированием.

Именно из этого примера отчетливо видно насколько важна совместная деятельность общающихся людей, ведь адресант может облачить свои мысли в неправильные слова.

Точность понимания

Но даже если он максимально четко выразил свою мысль, не факт, что получатель сообщения правильно его поймет. Другими словами, без взаимодействия и обоюдного желания понимания достигнуть результата не удастся. Точность понимания коммуникативного речевого акта становится понятной, когда происходит смена ролей.

Другими словами, адресант должен стать адресатом, и своими словами рассказать, как он понял суть сообщения. Здесь мы все прибегаем к помощи диалога, который оказывает нам большую услугу. Он позволяет моментально менять роли в разговоре, чтобы максимально точно понять суть запроса. Мы можем переспрашивать, уточнять, пересказывать, цитировать и т. д.

нашего собеседника до тех пор, пока окончательно не поймем его.

Все это позволяет нам показывать нашу заинтересованность. Так, когда нам очень надо или мы действительно хотим чего-то, то будем добиваться этого любой ценой, уточняя и переспрашивая нашего собеседника сотни раз. Но когда мы не заинтересованы, то можем отказаться от всей затеи после первой же неудачной попытки.

Структура

Структура коммуникативного акта включает пять ступенек. Первый этап – это отправная точка взаимосвязи , когда адресанту необходимо четко осознать, что конкретно и в каком виде он желает транслировать , и какой ответ и реакцию желает заполучить. Второй этап — это кодировка данных и перевод в определенные символы.

На третьем этапе происходит отбор и движение запроса по определенному каналу связи. Это могут быть компьютерные сети, электронная почта и т. д. На четвертом этапе происходит декодирование и прием. Адресат принимает сигналы и расшифровывает их, другими словами, он интерпретирует полученную информацию. Отметим, что чем полнее взаимопонимание, тем эффективнее взаимосвязь.

На пятом этапе происходит получение ответной реакции.

Надо понимать, что на всех перечисленных этапах могут возникать различные помехи, искажающие исходный смысл. Обратная связь обеспечивает возможность реакции для того, чтобы понять, был получен ли и распознан сигнал. Если модель коммуникативного акта правильно функционирует, взаимосвязь достигает своего назначения.

Цель

Как мы знаем, коммуникативный акт поэтапный. При прохождении их всех надо сосредотачиваться на конечном назначении. Оно может крыться в передаче новой информации или воздействии. В реальной жизни конечная цель чаще всего представляет собой комбинацию нескольких целей. Эффективность полученного сообщения зависит именно от того, в какой степени было понято исходное сообщение.

Условия

Существует несколько важных условий. Первое гласит, что адресат должен обладать вниманием. Другими словами, если запрос был получен, но адресат не услышал его, то есть не обратил никакого внимания, то важность взаимосвязи падает. Второе условие заключается в умении понимать.

Если адресат получил запрос и внимательно его изучил, но не уразумел, то до конечной цели добраться будет труднее. Последнее условие заключается в готовности принять запрос. То есть, если даже запрос принят внимательно и и правильно понят, но человек не хочет его принимать, считая неправильным, искаженным или неполным, то результативность взаимосвязи будет равняться нулю.

Только при наличии этих трех условий – внимать, понимать и принимать, – конечный результат связи будет максимально реализован.

Рассмотрим виды коммуникативных актов.

По сути:

  • Обыденные.
  • Личные.
  • Научные.
  • Рабочие.

По виду контактов:

По связи:

  • Односторонние.
  • Двусторонние.

По уровню взаимной работы:

  • Высокие.
  • Достаточные.
  • Несущественные.
  • Низкие.

По конечной цели:

  • Отрицательные, когда информация была полностью искажена.
  • Бесполезные, когда индивиды не смогли найти общий язык.
  • Положительные, когда было найдено взаимопонимание.

Теоретическая основа

Теория коммуникативных актов Ньюкома – это теория, которая разработала социологом и психологом из Америки Теодором Ньюкомом.

Основная мысль состоит в том, что если два индивида положительно друг друга актуализируют и формируют какие-то связи по отношению к третьему человеку, то у них проявляется желание в развитии похожих связей.

Это мысль хорошо объясняет принцип появления антипатии и харизмы, и показывает, как зарождается сплоченность и ощущение целого в коллективе. На данный момент идея Ньюкома активно используется в изучении массовых СМИ.

Она не получила как полного приятия всеми исследователями, так и полного отрицания. Тем не менее в большинстве случаев она действительно эффективна. Но всегда остается элемент неопределенности, ведь очень сложно оценить насколько люди нашли общий язык, и как они будут относиться к третьему лицу.

Особенности социального коммуникативного акта

сложность и специфичность заключается в том, что люди не всегда хотят показывать свое истинное отношение к полученному сообщению.

Для максимально полной передачи информации следует прибегать к простым и понятным средствам общения, то есть системам знаков. Их есть целый ряд, но различают вербальную и невербальную связь.

При первой используется речь, а для второй нужны неречевые манипуляции.

Вербальная передача данных – это самое удобное, простое и универсальное средство коммуникации, ведь при его использовании удается сохранить максимум смысла сообщения.

Но также с применением речи можно кодировать и декодировать информацию. Естественно, что взаимообмен осуществляется не лишь на уровне данных, но и на уровне эмоциональных переживаний.

Такая информация транслируется точно так же, то есть языковыми невербальными средствами.

Дополнительные инструменты

Но особое внимание уделяется невербальным средствам. Качество полученного запроса варьируется в зависимости от интонации, тембра, особенностей и темпа речи.

Что касается невербальных техник, то они прекрасно демонстрируют настроение и переживания индивида. Это положение тела, движения, мимические особенности и касания.

Таким образом, среди невербальных средств мы можем выделить такие основные системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая экстралингвистическая, проксемическая, визуальная.

Первая из списка заключается в том, что используется тело для передачи любого рода данных. Вторая и третья системы – это просто дополнительные инструменты. Паралингвистические состоят из звучания ых связок, тона и диапазона.

Экстралингвистические — это слезы, смех, паузы. Проксемическая система относится к пространственным факторам, которые изучал Э. Холл. Это довольно специфическая отрасль, которая оценивает качество акт на базе пространственных показателей.

К примеру, проксемика рассматривает ситуации, когда возникает ситуация резкой откровенности к незнакомому человеку. Визуальная система заключается в контакте глаз, который представляет собой один из способов интимного общения.

Как и остальные невербальные средства, контакт глаз является еще одним инструментом к вербальной коммуникации.

Источник: https://FB.ru/article/401782/kommunikativnyie-aktyi-opredelenie-elementyi-i-struktura

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: