Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Содержание
  1. Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры
  2. Нпа — расшифровка понятия
  3. Признаки НПА
  4. Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  5. Виды нормативно-правовых актов
  6. Законы
  7. Подзаконные акты
  8. Нормативные договоры
  9. Нормативные правовые акты Российской Федерации
  10. Структура нормативного правового акта
  11. Юридическая техника
  12. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды
  13. Нормативный правовой акт
  14. Какими признаками обладает нормативно-правовой акт
  15. 1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества
  16. 2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами
  17. 3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу
  18. 4. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
  19. 5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:
  20. 6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества
  21. 7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства
  22. Нормативно-правовой акт — определение, признаки НПА, виды, примеры
  23. Нормативно-правовой акт (НПА) — что это такое
  24. Как создаются НПА
  25. Особенности действующих НПА
  26. Принципы классификации НПА
  27. Примеры нормативно-правовых актов
  28. Структурные элементы нормативных правовых актов
  29. Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов
  30. Наименование и введение нормативно-правовых актов
  31. Основные принципы
  32. Рубрикация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Признаки НПА

Базовые характерные черты нормы права:

  1. Направлены на регуляцию поведения всех субъектов общества – людей, организаций и социальных групп.
  2. Не персонализированы – направлены на всех людей, проживающих на определенной территории.
  3. Должны исполнятся всеми, на кого направлены.
  4. Имеют непосредственную связь с государством – формируются и фиксируются им и в случае нарушения санкционируются (применяют на практике правила наказания).
  5. Определены формально – зафиксированы в письменном виде.

НПА вступает в силу либо после того, как Президент России поставил подпись, либо с даты, указанной в документе.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты распределяются в соответствии с их юридической силой и являют собой иерархическую лестницу.

Рассмотрим основные разновидности НПА в зависимости от их положения и роли, выполняемой в стране. Они делятся на некоторые виды законов и многообразие подзаконных актов.

Законы

К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:

  • могут формироваться исключительно парламентом;
  • становятся действительными только после особой процедуры;
  • регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.

Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным.

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

Структурно российские нормативно-правовые акты представлены следующим образом:

  1. Конституция – главный НПА России.
  2. Конституционные федеральные законы – раскрывают пункты вышеуказанного закона.
  3. Федеральные законы о важных аспектах жизни общества, не отраженные в конституционных НПА. Они фигурируют в кодексах РФ.
  4. Указы Президента – правила или инструкции, связанные с непосредственной компетенцией уполномоченного представителя государства.
  5. Постановления Правительства РФ – связаны с порядком внедрения и функционирования на практике законов.
  6. Инструкции, а также положения, приказы и принятые уставы, выпускаемые министерствами – НПА, регулирующие деятельность граждан, связанные с их профессиональной занятостью.
  7. Указы и постановления руководств республик – связаны с территориальными особенностями региона.
  8. Решения, принимаемые органами местного самоуправления – правила, отражающие небольшие действия органов власти, которые затрагивают интересы ограниченного круга жителей.

Полная база и иерархия НПА представлена на портале «Российская газета». На сайте есть схема, которая упрощает поиск нужного закона или подзаконного акта.

Нормативно правовой акт – это строгое правило поведения, которое должно исполняться всеми гражданами. Устанавливает и санкционирует НПА – высшее руководство страны в лице законодательных органов власти.

Подробно о понятии и видах нормативно-правовых актов Вы можете узнать из следующего видео:

Источник: https://1001urist.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt.html

Структура нормативного правового акта

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Не следует отождествлять законы формальной логики со спо­собами логического изложения текста закона. Последние выпол­няют вспомогательную роль, устанавливая требования и правила применения законов логики при изложении текста законопроекта.

Юридическая техника

Так, основываясь на законах формальной логики, можно выделить ряд требований, предъявляемых к изложению закона:

— последовательность изложения;

— отсутствие противоречий и повторов (дублирования);

— соответствие структуры закона логике изложения правовых предписаний;

— убедительность;

— обоснованность;

— полнота правового регулирования.

Таким образом, способы логического изложения — это один из элементов законодательной техники, выражающийся в при­менении основных законов формальной логики при подготовке и оформлении законопроектов.

Любой нормативный правовой акт имеет свою логическую струк­туру. Как правило, она представлена тремя основными частями:

— вводная часть;

— основная часть;

— заключительная часть.

Вводная часть нормативного правового акта может включать в себя преамбулу и главу «Общие положения». Данная часть несет значительную идеологическую нагрузку, устанавливая мотиви­ровку принятия нормативного правового акта, определяя предмет регулирования, а также ряд других ключевых положений.

Основная часть является самой объемной и несет основную смысловую нагрузку. Данная часть развивает и детализирует об­щие положения, закрепленные во вводной части нормативного правового акта.

Логика изложения основной части закона обус­ловлена особенностями регулируемых общественных отношений.

Так, логика построения структуры Федерального закона «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» соответствует стадиям избирательного процесса. Каждая стадия нашла свое правовое регулирования в определенной главе.

Порядок расположе­ния глав в точности соответствует стадиям избирательного процесса. В этом проявляется действие такого требования формаль­ной логики, как последовательность. В то же время недостатком можно признать закрепление стадии назначения выборов в главе «Общие положения». В этом случае нарушается требование о со­ответствии структуры закона логике изложения правовых пред­писаний.

Завершает логическую структуру заключительная часть (зачас­тую она представлена главой «Заключительные и переходные по­ложения»).

Заключительная часть играет вспомогательную роль, устанавливая порядок вступления документа в силу, признавая рад нормативных правовых актов утратившими юридическую силу, а также регулируя отношения, которые могут возникнуть до окон­чательного и полного вступления в силу всех положений нового нормативного правового акта (переходные положения).

Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1050;

Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды

Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

Признаки:

1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.

4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.

Виды нормативно – правовых актов:

1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.

2)По сфере действия:

-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

3)В зависимости от территории действия:

-общие – действуют на всей территории государства,

-местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.

5) По субъектам правотворчества:

-акты законодательной власти,

-акты судебной власти,

-акты исполнительной власти.

6) По объему и характеру действия:

-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.

2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.

3)принимаются в особом законодательном порядке.

4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.

Виды законов:

1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:

—Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.

—Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

—Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.

—Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.

Виды подзаконных актов:

1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты, то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:

а) указы президента,

б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).

2) Ограниченно — общие подзаконные акты, то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):

а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).

б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);

в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

Структура НПА:

Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нор­мативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер норматив­ного акта. Название нормативного акта определяет его пред­мет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) норматив­ный акт, определяет пространственную сферу действия дан­ного акта, его юридическую силу и место в иерархии действу­ющего законодательства).

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необ­ходимый атрибут всякого нормативного акта.

Нормативный правовой акт

Их значение со­стоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность норматив­ного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержа­ние) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.

Преам­булапредставляет собой своего рода методический ключ к по­ниманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содер­жит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в свя­зи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законо­проекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нор­мативного акта.

Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем.

Нормы в тексте норматив­ного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и циф­ровую информацию) и статей (пунктов).

Статья является основной структурной единицей норматив­ного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабс­кими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подраз­деляется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут под­разделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти).

Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в зако­нопроекте.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной.

При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодатель­ного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и бук­венное обозначение подпунктов частей статей законодательно­го акта при внесении в него изменений и признании утратив­шими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 4174 | Нарушение авторских прав

Глава 7. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Статья 26. Реквизиты нормативных правовых актов

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

  • вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);

Источник: https://astbusines.ru/struktura-normativnogo-pravovogo-akta/

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы – их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая публикация полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”, которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в Трудовом КодексеРФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/priznaki-npa/

Нормативно-правовой акт — определение, признаки НПА, виды, примеры

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

1001student.ru > Обществознание > Нормативно-правовой акт — определение, признаки НПА, виды, примеры

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

  • Нормативно-правовой акт (НПА) — что это такое
  • Признаки НПА
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации
  • Как создаются НПА
  • Особенности действующих НПА
  • Принципы классификации НПА
  • Примеры нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт (НПА) — что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта;
    • материально-техническое обеспечение проекта;
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании;
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты;
  • имеется название документа (закон, постановление);
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его;
  • все изданные документы — это часть правой системы государства;
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти;
  • имеет утвержденную структуру;
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские;
  • Уголовный кодекс;
  • административные;
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/normativno-pravovoj-akt.html

Структурные элементы нормативных правовых актов

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

https://www.youtube.com/watch?v=Ag_ODieNelw

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: