Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Волевой акт, волевое поведение – психология

Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не­произвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку ста­кан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выпол­няет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду.

Все от­дельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию по­ведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются реф­лекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.

К это­му же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горя­чему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.

Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным.

К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные дей­ствия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д.

К непроизволь­ному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в си­туациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, ко­торые более характерны для поведения человека, направлены на достижение по­ставленной цели.

Именно сознательность действий характеризует волевое пове­дение.

Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звень­ев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей слож­ности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д.

, является примером сложно­го волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, аль­пинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задол­го до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д.

Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставлен­ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий.

Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление пре­пятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает.

Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувства­ми, испытывает эмоциональное возбуждение.

Подобные действия принято назы­вать импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совер­шив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совер­шения необдуманных поступков при аффективных вспышках.

Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи­мо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное дей­ствие, мы сталкиваемся со многими трудностями.

Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь постав­ленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и сред­ства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы.

Без учас­тия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятно­го, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступа­ют препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится при­лагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единствен­ным источником наших действий, служат патологические случаи потери способ­ности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины воз­никновения волевых действий у человека.

Posted in Общая психология

Источник:

Приложение…………………………………………….………………………..…….22

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели».

В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время.

Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель.

Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию»[1] .

понятие о воле

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности.

Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

« Воля (англ. volition , will )способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/volevoj-akt-volevoe-povedenie-psihologiya.html

Понятие воли, виды и структура волевого действия — Студопедия

Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние.

Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность.

Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи­мо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Структура волевого действия.

В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

Мотив поясняет:

а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,

б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,

в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.

Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга).

Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям).

Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков.

Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным.

Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

Волевые качества личности.

Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Выделяют следующие волевые качества:

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству.

Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей.

Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.

Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах.

Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» – толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки.

Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужествои смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.

Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом).

Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).

В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

Источник: https://studopedia.ru/8_41035_ponyatie-voli-vidi-i-struktura-volevogo-deystviya.html

Волевая сфера. Понятие, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества

Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Воля – процесс сознательногорегулирования человеком своего поведенияи деятельности, выраженный в умениипреодолевать внутренние и внешниетрудности.

Воля выполняет следующие функции:

Побудительнаяи направляющаяна достижение поставленной цели припреодолении трудностей.

Тормознаяфункция воли проявляетсяв сдерживании нежелательной активности,мотивов и действий, не соответствующихмировоззрению, идеалам и убеждениямличности.

Регулирующаяфункция выражается впроизвольной, регуляции действий,психических процессов и поведения, впреодолении препятствий.

Развивающаяфункция состоит втом, что волевая регуляция направленана совершенствование субъектом своегоповедения.

Структура волевого акта

Волевой акт может иметь разную структуру,в зависимости от количества компонентов,и длительность этапов его осуществления.Волевые действия бывают простые исложные.

К простым волевым действиямотносятся те, при осуществлении которыхчеловек без колебаний идет к намеченнойцели, то есть побуждение к действиюнепосредственно переходит в самодействие.

В сложном волевом актеможновыделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза– возникновениепобуждения и предварительная постановкацели.

Вторая фаза– обсуждение и борьбамотивов.

Третья фаза– принятие решения.

Четвертая фаза– исполнение решения.

Первая фазахарактеризует началоволевого акта. Волевой акт начинаетсяс возникновения побуждения, котороевыражается в стремлении что-то сделать.

По мере осознания цели это стремлениепереходит в желание, к которому добавляетсяустановка на его реализацию. Если жеустановка на реализацию цели несформировалась, то волевой акт можетна этом завершиться, так и не начавшись.

Таким образом, для возникновения волевогоакта необходимо появление мотивов и ихпреобразование в цели.

Вторая фазаволевого актахарактеризуется активным включениемв него познавательных и мыслительныхпроцессов. На этом этапе происходитоформление мотивационной части действияили поступка.

Дело в том, что мотивы,появившиеся на первой стадии в видежеланий, могут противоречить друг другу.

И личность вынуждена проанализироватьэти мотивы, снять существующие междуними противоречия, осуществить выбор.

Третья фазасвязана с принятиемодной из возможностей в качестве решения.Однако не все люди принимают решениябыстро, возможны продолжительныеколебания с поиском дополнительныхфактов, способствующих утверждению всвоем решении.

Четвертая фаза— исполнениеэтого решения и достижение цели. Безисполнения решения волевой акт считаетсянезавершенным. Исполнение решенияпредполагает преодоление внешнихпрепятствий, объективных трудностейсамого дела.

Структура волевого действия:

  • мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы);
  • исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим);
  • оценочно-результативное звено (результаты действий).

Волевые качества личности

Воля обладает определенными качествами:силой, устойчивостью и широтой.

  • Сила воли– степень возбуждения волевого усилия.
  • Устойчивость воли– постоянство проявления в однотипных ситуациях.
  • Широта воли– количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью ипроявляется в ее качествах. В.А.Иванниковвыделяет три блока волевых качествличности:

  • моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);
  • эмоцuонально – волевые(целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);
  • собственно волевые(смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственностьвнешнийили внутренний контроль над деятельностью,отражающий социальное, морально-правовоеотношение к обществу, выражающееся ввыполнении принятых нравственных иправовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность)- качество воли, проявляющемся в точном,неукоснительном и систематическомисполнении принимаемых решений.

Инициативностьспособностьпредпринимать попытки к реализациивозникших у человека идей.

Самостоятельностьспособностьосознанно принимать решения и умениене поддаваться влиянию различныхфакторов, препятствующих достижениюпоставленной цели, способность критическиоценивать советы и предложения другихлюдей, действовать на основе своихвзглядов и убеждений и при этом вноситьв свои действия коррективы, сформированныена основе полученных советов.

Дисциплинированностьсознательное подчинение своегоповедения общественным нормам,установленному порядку.

Целеустремленностьсознательная и активная направленностьличности на достижение определенногорезультата деятельности.

Выдержка(самообладание)- умение сдерживать свои чувства, когдаэто требуется, недопущение импульсивныхи необдуманных действий, умение владетьсобой и заставлять себя выполнятьзадуманное действие, а также воздерживатьсяот того, что хочется делать, но чтопредставляется неразумным илинеправильным.

Смелостьумение поборотьстрах и идти на оправданный риск радидостижения цели, несмотря на опасностидля личного благополучия.

Мужествовысокаястепень самообладания, которая яркопроявляется в сложных и опасныхобстоятельствах, в борьбе с необычнымитрудностями. Мужество – сложное качество.Оно предполагает наличие смелости,выдержки и настойчивости.

Решительностьотсутствиеизлишних колебаний и сомнений при борьбемотивов, своевременное и быстрое принятиерешений. Примером противоположногокачества нерешительности являетсяситуация «Буриданова осла», который,не решаясь съесть одну из равных охапоксена, так и умер с голоду.

Настойчивостьумениечеловека мобилизовать свои возможностидля длительной борьбы с трудностями.Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизмнемотивированная,необоснованная склонность действоватьнаперекор другим людям, противоречитьим, хотя разумные соображения не даютоснований для таких поступков.

Упрямствоупрямый человеквсегда старается настоять на своем,несмотря на нецелесообразность данногодействия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки ихнесостоятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/4512259/page:20/

Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

  • речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

  • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
  • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М.

Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное.

По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании.

Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.

Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат.

Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен.

Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели.

Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников).

Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие.

Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения.

Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к.

на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности.

В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо».

Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека.

Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество.

Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет.

Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития.

«Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость.

Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/979-2010-12-01-11-05-48.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: