- ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
- Историческая справка
- В российской федерации
- Уровни высшего образования
- Бакалавриат
- Специалитет
- Магистратура
- Ступени образования в РФ
- Образовательные программы
- Формы получения образования
- Типы образовательных учреждений:
- Ступени образования
- Система образования в России
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Чем отличается колледж от техникума?
- Высшее образование
- Виды и содержание высшего образования в РФ
- Основная цель
- Признаки высшего образования
- Особенности высшего образования в РФ
- Три уровня образования, характеристика
- Бакалавр
- Магистр
- Специалист
- Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика
- Аспирантура
- Адьюнктура
- Ординатура
- Ассистентура-стажировка
- Направления высшего образования в РФ
ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
Авторы: А. Я. Савельев
ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Обучение по образоват. программам В. п.
о. осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на их реализацию. Лица, имеющие начальное или среднее проф. образование соответствующего профиля, могут получать В. п. о. по сокращённым ускоренным программам.
Историческая справка
В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до н. э.; в школах высшей ступени изучались произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др.
Философы Древней Греции уделяли внимание разработке систем образования, предусматривая в них и его высший уровень. Платон в предлагаемой им трёхуровневой системе образования для аристократич. молодёжи выделял высший – третий уровень – для незначит.
части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретич. плане (напр.
, астрономию предлагалось изучать не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).
Разделение образования на уровни сохранилось до наших дней. Развитие науки, техники, культуры вело к изменению их наименований, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и повышался науч. уровень образования. Однако представление о высшем образовании в совр.
понимании стало складываться лишь в средние века. В 12–13 вв. в странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты (преим. богословского характера) как свободные корпорации преподавателей и учащихся. В эпоху Возрождения европ.
университеты стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины, готовили академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. В университетах прежде всего сосредоточивались науки, лат.
определение которых (universitas literarum – совокупность искусств) отразилось в самом названии типа учебного заведения.
К 17 в. стала возможной широкая дифференциация наук и на этой основе специализация их преподавания. На традиционных для университетов богословском, мед., филос. и юридич. факультетах началось преподавание новых систематич.
курсов естеств. права, естеств. истории, гражд. истории, физики, фармации и др.
Специализация курсов вела к открытию соответствующих кафедр и факультетов, на базе последних нередко создавались и новые (отраслевые) учебные заведения.
В 17–18 вв. подготовку высококвалифицированных специалистов-исследователей по осн. направлениям фундам. естеств. наук взяли на себя науч. общества и академии наук (Лондонское королевское об-во, Парижская АН, Петерб. АН и др.).
Усиление практич. направленности в содержании В. п. о. привело к утверждению реального направления в деятельности высшей школы, которое впервые оформилось как общенациональная система в учебных заведениях Франции (Нац. школа мостов и дорог, 1747; Высшая нац.
горная школа, 1783; Политехнич. школа, 1794, и др.). В новых учебных заведениях стали преподавать механику, геометрию, рисование, экономику и др. курсы; занятия вели ведущие учё- ные страны. С развитием технич. наук и накоплением опыта преподавания проф.
школы стали высшими учебными заведениями. Подобная эволюция характерна в 18–19 вв. для мн. центров проф. образования в Европе, в т. ч. и в России. В 19 в. в осн. оформилась совр. структура В. п. о. На развитие высшего образования в 19 в.
сильное воздействие оказала реформа, осуществлённая по инициативе К. В. фон Гумбольдта при основании Берлинского ун-та: тесная связь преподавания с науч. исследованиями, в которых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты.
На подобную практику организации В. п. о. стали ориентироваться ведущие вузы мн. стран.
В отличие от университетов, ставивших целью широкое гуманитарное или естественно-науч. образование, отраслевые вузы давали в осн. практич. знания и в некоторых случаях достаточно широкое общенаучное образование. Напр., в России такой опыт связан с деятельностью Моск.
ремесленного учебного заведения «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (1830; впоследствии МГТУ им. Н. Э. Баумана), где в 1870-х гг. была разработана т. н. русская система технич. образования; Петерб. политехнич. ун-та (1899; ныне С.-Петерб. технич. ун-т), Петерб. медико-хирургич.
академии (ныне Военно-мед. академия). Организация и программы высшего образования, сложившиеся в зап.-европ. странах в нач. 19 в., послужили образцом для вузов США и мн. др. стран. В 19 в. между учебной и науч. деятельностью зап.-европ. университетов наметился разрыв: науч.
работа всё более концентрировалась в специализир. НИИ при университетах, постепенно отдаляясь от учебных задач.
В сер. 20 в. содержание В. п. о. переориентировалось на выработку умения самостоят. освоения новых знаний. Возросли требования к проф. мобильности, к быстрой переквалификации специалиста. Качественные сдвиги в характере труда привели к обновлению мн.
профессий; вузы стали готовить специалистов по тем профессиям, которые ранее не относились к группе вузовских: некоторые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др. Изменилась трактовка связи между уровнем проф.
знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста. Сохранив как базовый первый уровень проф. квалификации (напр., инженер), мн. страны стали вводить кроме него и дополнит. уровни (напр., младший инженер, инженер-исследователь и т. п.
), аналогичный подход наметился и к науч. квалификациям. Высшая школа мн. стран стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу общеобразоват.
циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе средней школы), а также некоторые аспекты среднего спец. образования.
В нач. 21 в. во мн. странах мира, в т. ч. и в России, начались реформы В. п. о., осн. направления которых определены в Болонской декларации (1999). Эти реформы обусловлены процессами глобализации, необходимостью гармонизации образоват.
систем в странах Европы к 2010, создания единого образоват. пространства, которое позволит сотрудничать нац. системам В. п. о. (см. Болонский процесс).
Страны – участницы Болонского процесса должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образоват.
циклов (бакалавриат – магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образоват. кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академич. квалификаций и т. д.
В российской федерации
В Российской Федерации установлены три ступени В. п. о.: т. н. базовое высшее образование (срок обучения не менее 4 лет), подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; В. п. о.
, по окончании которого присваивается квалификация «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет); В. п. о., по окончании которого присваивается квалификация (степень) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет).
Лицам, завершившим соответствующую ступень обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы. Образование лиц, не завершивших обучение по осн. образоват. программе В. п. о., но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признаётся неполным В. п. о.
и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Существуют дневная, вечерняя и заочная формы получения высшего проф. образования.
Организационной основой гос. политики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом РФ в 2000, а также образоват. программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В. п. о.
является Мин-во образования и науки (до 2004 Мин-во образования РФ), Федеральное агентство по образованию (2004). Важную роль в системе управления В. п. о. играют Рос. союз ректоров (1992), региональные советы ректоров в субъектах РФ, а также ассоциации, объединяющие университеты и др. вузы (Ассоциация классич.
университетов, Ассоциация технич. университетов и пр.), и др. обществ. организации.
Источник: https://bigenc.ru/education/text/2337737
Уровни высшего образования
/ Обучение в России / Общая информация
© shutterstock.com
Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.
Бакалавриат
Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Специалитет
© КФУ
В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.
По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).
Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.
Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».
Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
© ННГУ
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.
Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.
Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.
Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
© РУДН
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.
Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.
Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.
Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.
По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.
Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).
Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.
Вид образования | Бакалавриат | Специалитет | Магистратура |
Образовательный ценз при поступлении | Среднее общее образование или его эквивалент | Среднее общее образование или эквивалент | Бакалавриат Специалитет |
Сроки обучения (очная форма) | 4 года | Не менее 5 лет | 2 года |
Получаемый документ об образовании | Диплом бакалавра | Диплом специалиста | Диплом магистра |
Приобретаемая квалификация (степень) | Академический бакалавр, прикладной бакалавр | Специалист | Магистр |
Характер образования | Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации | Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению | Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность |
Форма итоговой государственной аттестации | Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы | Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) | Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации |
Дальнейшее обучение | Магистратура | Магистратура или аспирантура | Аспирантура |
Место на рынке труда | Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование |
Вид образования | Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) | Ординатура | Ассистентура-стажировка |
Образовательный ценз при поступлении | Магистратура или специалитет | Высшее медицинское или фармацевтическое образование | Магистратура или специалитет в области культуры |
Сроки обучения | 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) | Не более 2 лет | 2 года, только очная форма |
Выдаваемый документ об образовании | Диплом об окончании аспирантуры | Диплом об окончании ординатуры | Диплом об окончании ассистентуры-стажировки |
Приобретаемая квалификация (степень) | Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) | Специалист | Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе |
Характер образования | Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа | Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении | Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения |
Форма итоговой госаттестации | Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации | Трехступенчатый квалификационный экзамен | Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм) |
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере | Защита докторской диссертации | Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура | Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации |
Место на рынке труда | Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией | Работа в медицинских учреждениях по квалификации | Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией |
Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/
Ступени образования в РФ
Что представляет собой система образования в России?
Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.
На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Образовательные программы
образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Формы получения образования
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
- 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Ступени образования
Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: « образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».
Выделяются ступени образования:
- начального общего,
- основного общего,
- среднего (полного) общего,
- начального профессионального образования,
на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.
В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)
- основное общее образование
- среднее (полное) общее образование
- начальное профессиональное образование
- среднее профессиональное образование
- высшее профессиональное образование
- послевузовское профессиональное образование»
В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.
Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.
Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/helperia/stupeni-obrazovaniia-v-rf-5a94e9b77ddde87875678bf1
Система образования в России
Образование в России — это комплекс обучающих программ, составленные согласно регламенту государственного стандарта образования. Однако в нем есть свои нюансы, с которыми мы попробуем разобраться в этой статье.
Российское образование делится на несколько ступеней:
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Высшее образование
Дошкольное образование
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.
В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.
Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.
Общее образование
В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:
- Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
- Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
- Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)
Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.
После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.
Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.
Профессиональное образование
После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.
После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.
Чем отличается колледж от техникума?
В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым.
Высшее образование
В России высшее образование делится на 3 уровня:
Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.
В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.
Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.
Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.
Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза.
В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей. В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.
В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.
Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение.
В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться. Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.
Источник: https://www.learnrussianineu.com/ru/sistema-obrazovanija-v-rossii
Виды и содержание высшего образования в РФ
Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:
- бакалавриата;
- специалитета и магистратуры;
- подготовки высших квалифицированных кадров.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Основная цель
Целями высшего образования является:
- Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
- Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
- Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.
Признаки высшего образования
Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:
- Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
- Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
- Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.
Особенности высшего образования в РФ
До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:
- Специалитет.
- Магистратура.
Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.
В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Источник: vrn.aif.ru
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности.
Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений.
Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз.
В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре.
Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой.
Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру.
Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика
Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:
- в аспирантуре;
- адьюнктуре;
- ординатуре;
- ассистентуре-стажировке.
Аспирантура
Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.
Обучение в аспирантуре включает в себя:
- образовательную часть;
- педагогическую деятельность;
- научно-исследовательскую работу;
- практику.
Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь».
Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной.
Адьюнктура
Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.
Ординатура
Источник: blog.medely.com
Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования.
Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен.
Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.
Ассистентура-стажировка
Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области.
Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения.
В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:
- выступление;
- концерт;
- показ мод;
- выставка;
- фильм.
По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.
Направления высшего образования в РФ
В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:
- математические и естественные науки;
- гуманитарные науки;
- образование и педагогические науки;
- науки об обществе;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- искусство и культура;
- военные науки.
Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:
- математику и механику;
- физику и астрономию;
- компьютерные и информационные науки;
- химию;
- науки о земле;
- биологические науки.
В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:
- прикладная математика и физика;
- физика;
- радиофизика.
И две специальности для специалитета:
- астрономия;
- фундаментальная и прикладная физика.
Независимо от того, учитесь вы на бакалавриате, специалитете или в магистратуре, бывают такие моменты в учебе, когда просто необходима помощь квалифицированных экспертов. Не забывайте про образовательный ресурс Феникс.Хелп, который всегда выручит в трудной ситуации.
Источник: https://blog.fenix.help/lajfxaki-dlya-zhizni-i-ucheby/vidy-soderzhaniye-vysshego-obrazovaniya-rf