Ступени высшего профессионального образования в России

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

Ступени высшего профессионального образования в России

Авторы: А. Я. Савельев

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРА­ЗОВА́НИЕ, выс­ший уро­вень про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния; уро­вень ква­ли­фи­ка­ции по спе­ци­аль­но­сти, фор­маль­но под­твер­ждён­ный ди­пло­мом об окон­ча­нии ву­за. Обу­че­ние по об­ра­зо­ват. про­грам­мам В. п.

о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, имею­щих ли­цен­зию на их реа­ли­за­цию. Ли­ца, имею­щие на­чаль­ное или сред­нее проф. об­ра­зо­ва­ние со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля, мо­гут по­лу­чать В. п. о. по со­кра­щён­ным ус­ко­рен­ным про­грам­мам.

Историческая справка

В стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка шко­лы раз­ных уров­ней воз­ник­ли за мно­го ты­сяч лет до н. э.; в шко­лах выс­шей сту­пе­ни изу­ча­лись про­из­ве­де­ния фи­ло­со­фов и по­этов, не­ко­то­рые све­де­ния о за­ко­нах при­ро­ды, не­бес­ных све­ти­лах, ми­не­ра­лах, рас­те­ни­ях, жи­вот­ных и др.

Фи­ло­со­фы Древ­ней Гре­ции уде­ля­ли вни­ма­ние раз­ра­бот­ке сис­тем об­ра­зо­ва­ния, пре­ду­смат­ри­вая в них и его выс­ший уро­вень. Пла­тон в пред­ла­гае­мой им трёх­уров­не­вой сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния для ари­сто­кра­тич. мо­ло­дё­жи вы­де­лял выс­ший – тре­тий уро­вень – для не­зна­чит.

час­ти юно­шей, про­явив­ших спо­соб­но­сти к от­вле­чён­но­му мыш­ле­нию, к изу­че­нию пред­ме­тов не в их при­клад­ном зна­че­нии, а в фи­ло­соф­ско-тео­ре­тич. пла­не (напр.

, ас­тро­но­мию пред­ла­га­лось изу­чать не для це­лей мо­ре­пла­ва­ния, а для раз­мыш­ле­ния о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной).

Раз­де­ле­ние об­ра­зо­ва­ния на уров­ни со­хра­ни­лось до на­ших дней. Раз­ви­тие нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры ве­ло к из­мене­нию их на­име­но­ва­ний, поя­ви­лись про­ме­жу­точ­ные сту­пе­ни, рас­ши­ря­лось со­дер­жа­ние и по­вы­шал­ся на­уч. уро­вень об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко пред­став­ле­ние о выс­шем об­ра­зо­ва­нии в совр.

по­ни­ма­нии ста­ло скла­ды­вать­ся лишь в сред­ние ве­ка. В 12–13 вв. в стра­нах Ев­ро­пы (Ита­лия, Ис­па­ния, Фран­ция, Анг­лия) ста­ли воз­ни­кать уни­вер­си­те­ты (пре­им. бо­гослов­ско­го ха­рак­те­ра) как сво­бод­ные кор­по­ра­ции пре­по­да­ва­те­лей и уча­щих­ся. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ев­роп.

уни­вер­си­те­ты ста­ли на­уч­ны­ми и учеб­ны­ми цен­тра­ми в об­лас­ти бо­го­сло­вия, пра­ва, ме­ди­ци­ны, го­то­ви­ли ака­де­ми­че­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, спо­соб­ных за­ни­мать от­вет­ст­вен­ные долж­но­сти на служ­бе го­су­дар­ст­ву. В уни­вер­си­те­тах пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чи­ва­лись нау­ки, лат.

оп­ре­де­ле­ние ко­то­рых (universitas literarum – со­во­куп­ность ис­кусств) от­ра­зи­лось в са­мом на­зва­нии типа учеб­но­го за­ве­де­ния.

К 17 в. ста­ла воз­мож­ной ши­ро­кая диф­фе­рен­циа­ция на­ук и на этой ос­но­ве спе­циа­ли­за­ция их пре­по­да­ва­ния. На тра­ди­ци­он­ных для уни­вер­си­те­тов бо­го­слов­ском, мед., фи­лос. и юри­дич. фа­куль­те­тах на­ча­лось пре­по­да­ва­ние но­вых сис­те­ма­тич.

кур­сов ес­теств. пра­ва, ес­теств. ис­то­рии, гражд. ис­то­рии, фи­зи­ки, фар­ма­ции и др.

Спе­циа­ли­за­ция кур­сов ве­ла к от­кры­тию со­от­вет­ст­вую­щих ка­федр и фа­куль­те­тов, на ба­зе по­след­них не­ред­ко соз­да­ва­лись и но­вые (от­рас­ле­вые) учеб­ные за­ве­де­ния.

В 17–18 вв. под­го­тов­ку вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей по осн. на­прав­ле­ни­ям фун­дам. ес­теств. на­ук взя­ли на се­бя на­уч. об­ще­ст­ва и ака­де­мии на­ук (Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об-во, Па­риж­ская АН, Пе­терб. АН и др.).

Уси­ле­ние прак­тич. на­прав­лен­но­сти в со­дер­жа­нии В. п. о. при­ве­ло к ут­вер­жде­нию ре­аль­но­го на­прав­ле­ния в дея­тель­но­сти выс­шей шко­лы, ко­то­рое впер­вые офор­ми­лось как об­ще­на­цио­наль­ная сис­те­ма в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Фран­ции (Нац. шко­ла мос­тов и до­рог, 1747; Выс­шая нац.

гор­ная шко­ла, 1783; По­ли­тех­нич. шко­ла, 1794, и др.). В но­вых учеб­ных за­ве­де­ни­ях ста­ли пре­по­да­вать ме­ха­ни­ку, гео­мет­рию, ри­со­ва­ние, эко­но­ми­ку и др. кур­сы; за­ня­тия ве­ли ве­ду­щие учё­- ные стра­ны. С раз­ви­ти­ем тех­нич. на­ук и на­ко­п­ле­ни­ем опы­та пре­по­да­ва­ния проф.

шко­лы ста­ли выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми. По­доб­ная эво­лю­ция ха­рак­тер­на в 18–19 вв. для мн. цен­тров проф. об­ра­зо­ва­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. и в Рос­сии. В 19 в. в осн. офор­ми­лась совр. струк­ту­ра В. п. о. На раз­ви­тие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в 19 в.

силь­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ла ре­фор­ма, осу­ще­ст­в­лён­ная по ини­циа­ти­ве К. В. фон Гум­больд­та при ос­но­ва­нии Бер­лин­ско­го ун-та: тес­ная связь пре­по­да­ва­ния с на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли как про­фес­со­ра и пре­по­да­ва­те­ли, так и сту­ден­ты.

На по­доб­ную прак­ти­ку ор­га­ни­за­ции В. п. о. ста­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся ве­ду­щие ву­зы мн. стран.

В от­ли­чие от уни­вер­си­те­тов, ста­вив­ших це­лью ши­ро­кое гу­ма­ни­тар­ное или ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ние, от­рас­ле­вые ву­зы да­ва­ли в осн. прак­тич. зна­ния и в не­ко­то­рых слу­ча­ях дос­та­точ­но ши­ро­кое об­ще­на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние. Напр., в Рос­сии та­кой опыт свя­зан с дея­тель­но­стью Моск.

ре­мес­лен­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния «для под­го­тов­ки ис­кус­ных мас­те­ров с тео­ре­ти­че­ски­ми све­де­ния­ми» (1830; впо­след­ст­вии МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на), где в 1870-х гг. бы­ла раз­ра­бо­та­на т. н. рус­ская сис­те­ма тех­нич. об­ра­зо­ва­ния; Пе­терб. по­ли­тех­нич. ун-та (1899; ны­не С.-Пе­терб. тех­нич. ун-т), Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич.

ака­де­мии (ны­не Во­ен­но-мед. ака­де­мия). Ор­га­ни­за­ция и про­грам­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, сло­жив­шие­ся в зап.-ев­роп. стра­нах в нач. 19 в., по­слу­жи­ли об­раз­цом для ву­зов США и мн. др. стран. В 19 в. ме­ж­ду учеб­ной и на­уч. дея­тель­но­стью зап.-ев­роп. уни­вер­си­те­тов на­ме­тил­ся раз­рыв: на­уч.

ра­бо­та всё бо­лее кон­цен­три­ро­ва­лась в спе­циа­ли­зир. НИИ при уни­вер­си­те­тах, по­сте­пен­но от­да­ляясь от учеб­ных за­дач.

В сер. 20 в. со­дер­жа­ние В. п. о. пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лось на вы­ра­бот­ку уме­ния са­мо­сто­ят. ос­вое­ния но­вых зна­ний. Воз­рос­ли тре­бо­ва­ния к проф. мо­биль­но­сти, к бы­ст­рой пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции спе­циа­ли­ста. Ка­че­ст­вен­ные сдви­ги в ха­рак­те­ре тру­да при­ве­ли к об­нов­ле­нию мн.

про­фес­сий; ву­зы ста­ли го­то­вить спе­циа­ли­стов по тем про­фес­си­ям, ко­то­рые ра­нее не от­но­си­лись к груп­пе ву­зов­ских: не­ко­то­рые ка­те­го­рии эко­но­ми­стов и управ­лен­цев, ме­ди­ков и пе­да­го­гов, ра­бот­ни­ков сфе­ры ус­луг и др. Из­ме­ни­лась трак­тов­ка свя­зи ме­ж­ду уров­нем проф.

зна­ний и на­вы­ков, при­об­ре­тае­мых в ву­зе, и ква­ли­фи­ка­ци­ей спе­циа­ли­ста. Со­хра­нив как ба­зо­вый пер­вый уро­вень проф. ква­ли­фи­ка­ции (напр., ин­же­нер), мн. стра­ны ста­ли вво­дить кро­ме не­го и до­пол­нит. уров­ни (напр., млад­ший ин­же­нер, ин­же­нер-ис­сле­до­ва­тель и т. п.

), ана­ло­гич­ный под­ход на­ме­тил­ся и к на­уч. ква­ли­фи­ка­ци­ям. Выс­шая шко­ла мн. стран ста­ла при­об­ре­тать ха­рак­тер мно­го­сту­пен­ча­той, ак­тив­но вклю­чая в свою сфе­ру об­ще­об­ра­зо­ват.

цик­лы (ра­нее в боль­шин­ст­ве стран ос­та­вав­шие­ся це­ли­ком в сис­те­ме сред­ней шко­лы), а так­же не­ко­то­рые ас­пек­ты сред­не­го спец. об­ра­зо­ва­ния.

В нач. 21 в. во мн. стра­нах ми­ра, в т. ч. и в Рос­сии, на­ча­лись ре­фор­мы В. п. о., осн. на­прав­ле­ния ко­то­рых оп­ре­де­ле­ны в Бо­лон­ской дек­ла­ра­ции (1999). Эти ре­фор­мы обу­слов­ле­ны про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции, не­об­хо­ди­мо­стью гар­мо­ни­за­ции об­ра­зо­ват.

сис­тем в стра­нах Ев­ро­пы к 2010, соз­дания еди­но­го об­ра­зо­ват. про­стран­ст­ва, ко­то­рое по­зво­лит со­труд­ни­чать нац. сис­те­мам В. п. о. (см. Бо­лон­ский про­цесс).

Страны – уча­ст­ницы Бо­лон­ско­го про­цес­са долж­ны стать «про­зрач­ны­ми», мак­си­маль­но срав­ни­мы­ми, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то за счёт ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния од­но­тип­ных об­ра­зо­ват.

цик­лов (ба­ка­лав­ри­ат – ма­ги­ст­ра­ту­ра), вве­де­ния еди­ных или лег­ко под­даю­щих­ся пе­ре­счё­ту сис­тем об­ра­зо­ват. кре­ди­тов (за­чёт­ных еди­ниц), оди­на­ко­вых форм фик­си­ро­ва­ния по­лу­чае­мых ква­ли­фи­ка­ций, вза­им­ной при­зна­вае­мо­сти ака­де­мич. ква­ли­фи­ка­ций и т. д.

В российской федерации

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ус­та­нов­ле­ны три сту­пе­ни В. п. о.: т. н. ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние (срок обу­че­ния не ме­нее 4 лет), под­твер­ждае­мое при­свое­ни­ем ли­цу, ус­пеш­но про­шед­ше­му ито­го­вую ат­те­ста­цию, ква­ли­фи­ка­ции (сте­пе­ни) «ба­ка­лавр»; В. п. о.

, по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция «ди­пло­ми­ро­ван­ный спе­циа­лист» (срок обу­че­ния не ме­нее 5 лет); В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция (сте­пень) «ма­гистр» (срок обу­че­ния не ме­нее 6 лет).

Ли­цам, за­вер­шив­шим со­от­вет­ст­вую­щую сту­пень обу­че­ния и про­шед­шим ито­го­вую ат­те­ста­цию, вы­да­ют­ся ди­пло­мы. Об­ра­зо­ва­ние лиц, не за­вер­шив­ших обу­че­ние по осн. об­ра­зо­ват. про­грам­ме В. п. о., но ус­пеш­но про­шед­ших про­ме­жу­точ­ную ат­те­ста­цию (не ме­нее чем за 2 го­да обу­че­ния), при­зна­ёт­ся не­пол­ным В. п. о.

и под­твер­жда­ет­ся вы­да­чей ди­пло­мов ус­та­нов­лен­но­го об­раз­ца. Су­ще­ст­ву­ют днев­ная, ве­чер­няя и за­оч­ная фор­мы по­лу­че­ния выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния.

Ор­га­ни­за­ци­он­ной ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ют­ся Фе­де­раль­ная про­грам­ма раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния, ут­вер­ждён­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном РФ в 2000, а так­же об­ра­зо­ват. про­грам­мы субъ­ек­тов РФ. Фе­де­раль­ным (цен­траль­ным) ор­га­ном управ­ле­ния сис­те­мой В. п. о.

яв­ля­ет­ся Мин-во об­ра­зо­ва­ния и нау­ки (до 2004 Мин-во об­ра­зо­ва­ния РФ), Фе­де­раль­ное агент­ст­во по об­ра­зо­ва­нию (2004). Важ­ную роль в сис­те­ме управ­ле­ния В. п. о. иг­ра­ют Рос. со­юз рек­то­ров (1992), ре­гио­наль­ные со­ве­ты рек­то­ров в субъ­ек­тах РФ, а так­же ас­со­циа­ции, объ­е­ди­няю­щие уни­вер­си­те­ты и др. ву­зы (Ас­со­циа­ция клас­сич.

уни­вер­си­те­тов, Ас­со­циа­ция тех­нич. уни­вер­си­те­тов и пр.), и др. об­ществ. ор­га­ни­за­ции.

Источник: https://bigenc.ru/education/text/2337737

Уровни высшего образования

Ступени высшего профессионального образования в России

/ Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет

© КФУ

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© РУДН

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат Специалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке трудаДолжности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования
Вид образованияАспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России)ОрдинатураАссистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Ступени образования в РФ

Ступени высшего профессионального образования в России

Что представляет собой система образования в России?

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательные программы

образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
  • 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Ступени образования

Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: « образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

Выделяются ступени образования:

  • начального общего,
  • основного общего,
  • среднего (полного) общего,
  • начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

  • основное общее образование
  • среднее (полное) общее образование
  • начальное профессиональное образование
  • среднее профессиональное образование
  • высшее профессиональное образование
  • послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/helperia/stupeni-obrazovaniia-v-rf-5a94e9b77ddde87875678bf1

Система образования в России

Ступени высшего профессионального образования в России

Образование в России — это комплекс обучающих программ, составленные согласно регламенту государственного стандарта образования. Однако в нем есть свои нюансы, с которыми мы попробуем разобраться в этой статье.

Российское образование делится на несколько ступеней:

  • Дошкольное образование
  • Общее образование
  • Профессиональное образование
  • Высшее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.

Общее образование

В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

  • Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  • Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
  • Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Профессиональное образование

После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.

После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.

Чем отличается колледж от техникума?

В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым.

Высшее образование

В России высшее образование делится на 3 уровня:

Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.

В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.

Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.

Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза.

В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей. В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.

В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.

Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение.

В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться. Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.

Источник: https://www.learnrussianineu.com/ru/sistema-obrazovanija-v-rossii

Виды и содержание высшего образования в РФ

Ступени высшего профессионального образования в России

Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Особенности высшего образования в РФ

До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:

  1. Специалитет.
  2. Магистратура.

Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.

В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Источник: vrn.aif.ru

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности.

Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений.

Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз.

В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре.

Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой.

Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру.

Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика

Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:

  • в аспирантуре;
  • адьюнктуре;
  • ординатуре;
  • ассистентуре-стажировке.

Аспирантура

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Обучение в аспирантуре включает в себя:

  • образовательную часть;
  • педагогическую деятельность;
  • научно-исследовательскую работу;
  • практику.

Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь». 

Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной. 

Адьюнктура

Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.

Ординатура

Источник: blog.medely.com

Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования.

Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен.

Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области.

Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения.

В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:

  • выступление;
  • концерт; 
  • показ мод; 
  • выставка; 
  • фильм. 

По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.

Направления высшего образования в РФ

В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:

  • математические и естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • образование и педагогические науки;
  • науки об обществе;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • искусство и культура;
  • военные науки.

Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:

  • математику и механику;
  • физику и астрономию;
  • компьютерные и информационные науки;
  • химию;
  • науки о земле;
  • биологические науки.

В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:

  • прикладная математика и физика;
  • физика;
  • радиофизика.

И две специальности для специалитета:

  • астрономия;
  • фундаментальная и прикладная физика.

Независимо от того, учитесь вы на бакалавриате, специалитете или в магистратуре, бывают такие моменты в учебе, когда просто необходима помощь квалифицированных экспертов. Не забывайте про образовательный ресурс Феникс.Хелп, который всегда выручит в трудной ситуации. 

Источник: https://blog.fenix.help/lajfxaki-dlya-zhizni-i-ucheby/vidy-soderzhaniye-vysshego-obrazovaniya-rf

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: