Субъекты и объекты экологической экспертизы

Содержание
  1. Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения
  2. Нормативное регулирование
  3. Основные принципы и цели
  4. Виды в России
  5. Государственная
  6. Общественная
  7. Ведомственная
  8. Научная
  9. Коммерческая
  10. Сроки проведения
  11. Объекты государственной экспертизы
  12. Федеральный уровень
  13. Региональный уровень
  14. Объекты и заказчики
  15. Организации, ответственные за проведение проверки
  16. Анализируемые показатели и методы проверки
  17. Порядок проведения
  18. Субъекты и объекты экологической экспертизы
  19. Определение понятия
  20. Субъекты государственной экспертизы
  21. Субъекты общественной экспертизы
  22. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
  23. Субъекты и объекты экологической экспертизы — все самое интересное и полезное на News4Auto.ru
  24. Объекты экологической экспертизы
  25. Объекты государственной экологической экспертизы
  26. Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:
  27. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:
  28. Объекты общественной экологической экспертизы – это:

Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – ряд мероприятий, направленных на определение степени защиты экологии от окружающего воздействия в результате хозяйственной деятельности. Проверка осуществляется документально и практически. Цель – подтверждение, что предприятие или любой другой хозяйствующий субъект не несет угрозу экологической безопасности. По результатам проверки присваивается сертификат.

Проверка производится по запросу от общества или государства – этим определяются виды экологической экспертизы. Инициатор несет финансовые издержки, относящиеся к процедуре подтверждения соответствия. Для предприятий, работающих с опасными для природы и человека материалами, прохождение проверки обязательно.

Нормативное регулирование

Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.

В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:

  • права госорганов;
  • порядок проведения исследования;
  • права граждан;
  • документооборот;
  • финансирование;
  • ответственность сторон;
  • решение спорных ситуаций;
  • участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.

Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Виды в России

Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:

  • государственная;
  • общественная.

В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям.

Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды.

Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.

Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:

  • ведомственные;
  • научные;
  • коммерческие.

Государственная

В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов.

Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии.

За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.

Общественная

Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:

  • государственную;
  • коммерческую;
  • иную, которая охраняется законодательно.

Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:

  • инициирование экспертной проверки;
  • информированность о выводах и промежуточных итогах.

Ответственность за результаты общественной проверки не отличается от государственной.

Ведомственная

Один из видов экологической экспертизы – ведомственная.

Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты.

Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.

Научная

Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:

  • сверка данных;
  • изучение событий.

Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.

Коммерческая

Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.

Сроки проведения

Начало экологической экспертизы возможно только после оплаты со стороны заказчика, предоставления документации, требуемой для проверки.

Видом и объектом проверки определяется допустимый срок с момента оплаты, после которого необходимо начинать процедуру. По закону проверка запускается в течение 3-15 дней с момента оплаты и получения документов. Срок проведения – не более двух месяцев.

При отсутствии противоречия с нормативными актами возможно продление на один месяц по инициативе заказчика.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Объекты и заказчики

Среди объектов добровольной экспертизы выделяются те, с которыми жители сталкиваются регулярно. К таким объектам относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • рабочие места.

Заказчики общественного экологического аудита: граждане, общественные или эксплуатирующие организации.

Важная функция аудита – подтверждение, что окружающая среда не несет опасности для человека, природы. Результаты служат гарантом безопасности объекта для человека и окружающей среды. Например, при строительстве домов из низкокачественных материалов существует риск развития радиационного фона, бактериологических инфекций.

Организации, ответственные за проведение проверки

Росприроднадзором учреждены бюджетные организации, в состав которых входят экспертные советы и комиссии, осуществляющие государственную экологическую экспертизу.

Каждый эксперт обязан иметь профильное образование, сертификат, подтверждающий квалификацию. Те же требования предъявляются организациям, проводящим общественную проверку.

Отличие – они учреждены частными лицами и, как правило, выполняют работы на коммерческом основании.

Каждая экспертная организация обязана сохранять независимость, непредвзятость при составлении заключения.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность.

Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения.

В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Порядок проведения

Порядок проведения общественной экспертизы для заказчиков:

  • заключение договора с экспертной организацией, оплата, предоставление документации;
  • исследование;
  • получение заключения и сертификата о соответствии.

Государственная экспертиза отличается тем, что после получения необходимых материалов оценивается их полнота, а затем формируется комиссия. В рамках комиссии готовится групповое заключение, а также выводы каждого из экспертов. На основании этого выпускается сводное заключение.

Пример заключения

Источник: https://cleanbin.ru/law/environmental-assessment

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Экологическая экспертиза — процедура, чью важность для сохранности окружающей среды трудно переоценить. Разберемся в ее особенностях, принципах, видах, порядке. Самое пристальное внимание уделим объектам экологической экспертизы — и федерального, и регионального уровня.

Определение понятия

Экоэкспертизой называется проверка соответствия документов, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность ее (экспертизы) объекта, установленным экологическим нормам, утвержденным российским правительством.

Цель процедуры: предотвращение негативного воздействия объекта экологической экспертизы на природу, места проживания и деятельности человека. Ее предмет — проект планируемой деятельности ее объекта. Вспомогательная документация — экологические требования. Ими выступают как соответствующие законодательные акты, так и техрегламенты.

Экологическая экспертиза разделяется на две большие группы:

  • Государственная. Внутри нее дополнительная градация — региональная и федеральная.
  • Общественная.

Процесс регулируется отдельным законодательным актом. Это ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе». Он распространяется как на государственные, так и на общественные процедуры.

Субъекты государственной экспертизы

Об объектах, подлежащих экологической экспертизе, мы поговорим далее. Сначала посмотрим на субъектов данного мероприятия государственного масштаба:

  • Федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.
  • Органы госвласти субъектов Российской Федерации.

Их действия регулирует ФЗ № 174, а также законы и нормативные документы как федерального, так и регионального уровня РФ.

Субъекты общественной экспертизы

Продолжаем рассказ о субъектах и объектах экологической экспертизы. Перейдем к ее общественной форме. Она может производиться как по инициативе граждан, общественных объединений, так и по инициативе структуры местного самоуправления.

Осуществляют ее общественные организации, чей главный вектор деятельности — охрана окружающей среды. В уставе учреждения должна быть запись о правомочии на проведение экологической экспертизы. Также организация обязательно должна быть зарегистрирована в порядке, который устанавливает российское законодательство.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Список достаточно обширен:

  • Проекты методико-инструктивной, технологической, нормативной документации в сфере охраны окружающей природы, утвержденные государственными органами власти РФ.
  • Проекты ряда целевых федеральных программ, которые предусматривают строительство и использование объектов хоздеятельности, оказывающих влияние на экологическую ситуацию. Цель — разработка варианта их размещения с учетом режима природной охраны.
  • Проекты договоров о разделе продукции.
  • Данные для обоснования лицензий на осуществление конкретных типов деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на окружающий мир (по законодательству РФ в сфере использования атомной энергии).
  • Проекты документации на новые виды техники, технологии, чье негативное влияние на экологию не исключено. Сюда же относятся и бумаги на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду.
  • Материалы экологического комплексного обследования территории, которые обосновывают присвоение данной локации следующих правовых статусов: зоны экологического бедствия, особо охраняемой природной местности, зоны чрезвычайной экоситуации.
  • Исследования, которые подтверждают перевод природных государственных заповедников в статус национальных парков.
  • Объекты государственной экологической экспертизы, перечисленные в ФЗ №155, 187, 191. Среди них — находящиеся в пределах данных локаций: исключительные экономические зоны, внутренние морские воды, территориальные моря, прибрежная территория и континентальный шлейф. Подробнее — в следующем подзаголовке.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня — это и следующие примеры:

  • Проекты зданий, производств, чье строительство, реконструкция планируется на просторах особо охраняемых природных территорий федерального уровня.
  • Проектная документация технически сложных, уникальных, особо опасных объектов, реконструкция, строительство которых планируется на землях особо охраняемых природных зон местного и регионального значения.
  • Документы об эксплуатации, проекты строительства, реконструкции, вывода из рабочего состояния объектов, которые используются для размещения или обезвреживания отходов 1-5 класса опасности. Сюда же относятся планы рекультивации земель, использованных, нарушенных из-за такой деятельности.
  • Проектная документация на искусственные земельные участки, которые планируется устроить в акваториях водных объектов, принадлежащих РФ.
  • Планы ликвидации горных выработок, где заключены отходы производства черных металлов 4-5 класса опасности.
  • Проектная документация капитальных строений, которые относятся к объектам I категории согласно законам об охране окружающей среды.
  • Иные не указанные выше данные для обоснования экологического комплексного решения.

Теперь перейдем к экологической экспертизе объектов строительства, реконструкции и проч. уже регионального уровня. Она касается следующего:

  • Проекты методико-инструктивных, технологических, нормативных документов сферы защиты окружающего мира, утвержденных органами власти субъектов РФ.
  • Проекты региональных целевых программ, которые предполагают возведение и эксплуатацию объектов хоздеятельности, имеющих возможность оказывать негативное воздействие на экологическую обстановку. Размещение данных предприятий, организаций с соблюдением режима охраны природных зон.
  • Данные комплексных экологических исследований, которые призваны обосновать отнесение той или иной территории к особо охраняемой природной зоне субъектного (регионального) значения.
  • Различные проекты объектов, чья реконструкция, строительство планируется на просторах особо охраняемых территорий как регионального, так и местного значения.

Объекты государственной экологической экспертизы (и федеральной, и региональной), успешно прошедшие процедуру однократно, обязаны повторить ее в следующих случаях:

  • Объект доработан в соответствии с замечаниями ранее проведенной экспертизы.
  • Объект реализован с некоторыми отклонениями от планового документа, который был одобрен экспертами. Или же в сам проект внесены изменения перед началом работ.
  • Истек срок действия одобрительного заключения ранее пройденной экспертизы.
  • Был внесен ряд изменений в документ, который был одобрен специалистами-экологами.

Знать принципы процедуры не менее важно, чем объекты экологической экспертизы. К ним относится следующее:

  • Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение процедуры, уровень ее качества.
  • Гласность, учет мнения социума, допуск к участию общественных организаций.
  • Законность, объективность, научная обоснованность результатов экспертизы.
  • Независимость экспертов-участников при осуществлении своих полномочий во время процедуры.
  • Полнота и достоверность данных, предоставляемых специалистам, проводящим экспертизу.
  • Обязательный учет требований экологической безопасности при прохождении процедуры.
  • Комплексность оценки воздействия деятельности объекта экологической экспертизы (общественной и государственной) на природу и людей.
  • Презумпция потенциальной опасности для окружающей среды любой планируемой деятельности предприятия, организации (объекта экспертизы).
  • Обязательность проведения экологической государственной экспертизы до принятия решения о запуске в работу ее объекта.

Мы разобрали, какие примеры являются объектами экологической экспертизы. Давайте ознакомимся с ее порядком.

  1. Заказчик (юридическое или физическое лицо, государственная структура) направляет в уполномоченный орган регионального или федерального уровня письменное обращение с приложением необходимых материалов. Важное место среди них занимает документация, подлежащая экоэкспертизе.
  2. Если предоставленный пакет документов неполный, то заказчика уведомляют об этом письмом о некомплектности. В течение 30 дней он может отправить недостающие материалы. В противном случае неполный пакет ему возвратят.
  3. Если предоставлены все нужные документы, заказчика извещают о сроках проведения экспертизы, предоставляют реквизиты для ее оплаты.
  4. После того как произведен платеж, уполномоченный орган формирует экспертную комиссию, назначает ее руководителя и ответственного секретаря.
  5. Далее издается приказ об организации и проведении мероприятия.
  6. Следующий этап — организационное заседание. С экспертами заключаются документы о сотрудничестве, им раздаются индивидуальные задания, материалы для работы. Соглашаются сроки экспертизы.
  7. Подготовка индивидуальных и групповых заключений. Проведение заседания экспертной комиссии. Подготовка проекта общего заключения.
  8. Предпоследний этап. Подписание руководителем актов приемки экспертных работ. Формирование сводного документа с результатами.
  9. Подписание приказа об утверждении общего заключения экоэкспртизы. Формирование документов с особым мнением (от экспертов, не согласных с общей оценкой).

Субъекты и объекты экологической экспертизы — все самое интересное и полезное на News4Auto.ru

Источник: https://News4Auto.ru/sybekty-i-obekty-ekologicheskoi-ekspertizy/

Объекты экологической экспертизы

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Какие виды деятельности и документы подлежат экологической экспертизе? Как законодатель разграничил объекты экспертизы на федеральном и региональном уровне? И в отношении каких объектов допустима общественная экспертиза? Ответить на эти вопросы поможет данная статья.

Под экологической экспертизой понимается исследование для установления соответствия документов хозяйствующего субъекта экологическим требованиям, которое проводится в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством России.

Выделяют государственную и общественную экологическую экспертизу. Инициатором первой выступает государство в лице органов исполнительной власти на различных уровнях власти.

Инициатором общественной экспертизы может стать любой гражданин или общественная организация, органы местного самоуправления, основным видом деятельности которых, согласно уставу, является охрана окружающей среды и разработка мер по улучшению безопасности.

По итогам исследования, независимо от его инициатора, эксперт составляет заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Свою юридическую силу оно приобретает в тот момент, когда оно согласовывается с компетентным органом государственной власти или субъекта федерации.

Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 23. 11. 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также нормативными документами органов власти субъектов РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти. Она подразделяется на федеральную, производимую Росприроднадзором и его отделениями на местах, и региональную, реализуемую органами исполнительной власти на региональном уровне.

Цель исследования — предотвращение негативного воздействия на окружающую среду последствий человеческой деятельности. Срок проведения – не более 3 месяцев.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:

  1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области защиты окружающей среды. Эта документация разрабатывается и утверждается на федеральном уровне, то есть Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами для оптимизации мер безопасности.
  2. Проекты целевых программ федерального уровня.

    Они предусматривают строительство и эксплуатацию таких хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую природу.

  3. Проекты соглашений о разделе продукции.

    Данный вид соглашений заключает в себе все необходимые условия раздела произведённой продукции между сторонами, а также порядок пользования недрами, порядок добычи и разработки полезных ископаемых.

  4. Материалы, которые предназначены для обоснования лицензий на осуществление тех видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
  5. Техническая документация на технику или оборудование, использование которых может повредить безопасности окружающей природы и среды.
  6. Исследование земельных участков, которые имеют статус особых охраняемых природных зон федерального значения.
  7. Все виды деятельности, проводимые на континентальном шельфе.
  8. Объекты недвижимости, строительство которых предполагается в национальных парках, заповедниках или природоохранных зонах.
  9. Проектная документация объектов, которые используются для размещения отходов различной степени опасности. В этот перечень входит документация на строительство объектов, которые занимаются обезвреживанием и размещением таких отходов, то есть обеспечивают безопасность для природы.
  10. Документация на искусственные земельные участки, которые будут размещены на государственных водных объектах.

Экспертизе в обязательном порядке подлежат все объекты, строительство и реализация которых может повлечь за собой последствия для безопасности природы. Без положительного заключения государственной экспертизы объект недвижимости не будет реализован и профинансирован. Например, не будет возможности осуществить возведение многоквартирного дома.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:

  1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области разработки мер безопасности для окружающей среды, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне, то есть властью субъектов федерации.
  2. Проекты целевых программ регионального уровня.

    Они предусматривают строительство и эксплуатацию хозяйствующих субъектов, которые могут нарушить безопасность окружающей природы.

  3. Техническая документация на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных территорий. Проводится проверка документации, которая обосновывает придание этим землям такого статуса.

  4. Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на этих земельных участках.
  5. Другие объекты строительства и хозяйственной деятельности, которые ранее уже получали положительное заключение, однако:
  6. Дорабатывались по перечню дополнений из заключения экологической экспертизы;
  7. Были реализованы с отступлениями от положений документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
  8. Срок действия положительного заключения истёк;
  9. Документация, имеющая положительное заключение, была изменена.

Общественная экологическая экспертиза может быть проведена как в государственных экспертных бюро, так и у частных специалистов. Главное условие – эксперт или экспертное учреждение должен иметь соответствующий документ, разрешающий ему проведение такой экспертизы.

Объекты общественной экологической экспертизы – это:

  1. Все объекты строительства и реконструкции на государственных землях и участках;
  2. Техника и оборудование;
  3. Проектная и техническая документация на объекты, которые предполагается размещать на земельных участках в природоохранных зонах;
  4. Методическая и нормативная документация;
  5. Материалы на объекты земельных участков, которые признаны национальными парками, заповедными и природоохранными зонами;
  6. Другие объекты, которые относятся к перечню объектов государственной экспертизы.

Исключением являются те объекты, которые составляют государственную, коммерческую или иную тайну, которая охраняется законом.

Источник: https://xn--80aijvihf9h.xn--p1ai/articles/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: