Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Содержание
  1. Основы управления силами и средствами на пожаре
  2. Общие основы управления силами и средствами по учебно-методическому плану
  3. Полномочия участников тушения пожара
  4. Задачи оперштаба
  5. Организация работы тыла при работе 1 подразделения, при работе 2 и более подразделений при отсутствии оперштаба
  6. Обязанности начальника тыла и личного состава при организации тыловой работы на пожаре
  7. Сущность и задачи управления при ведении аср и основы требований к организации управления при проведении аср в очагах аварий и катастроф
  8. Управление силами и средствами на пожаре: структура, принципы управления
  9. Состав
  10. РТП
  11. Обязанности руководителя
  12. Решения руководителя
  13. Права руководителя
  14. Задачи оперативного штаба
  15. Структура оперативного штаба
  16. Начальник тыла
  17. Утп и стп
  18. Основы управления силами и средствами на пожаре. – Fire Info
  19. Основные принципы борьбы с пожарами
  20. Какие действия предусматривает борьба с пожаром?
  21. Параметры объективной обстановки и их прогнозирование
  22. Сущность управления силами и средствами на пожаре
  23. Задачи организационных действий на пожаре
  24. Структура органов управления
  25. Роль оперативного штаба в управлении процессом пожаротушения

Основы управления силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Для правильной организации работ по ликвидации очагов воспламенения осуществляются оперативные меры: вводится руководство, определяются границы тушения.

Управление силами и средствами на пожаре выполняет должностное лицо, имеющее соответствующую квалификацию и доступ.

Если территория поражения большая, она разбивается на участки, границами которых служат потолочные перекрытия, лестничные секции и клетки.

Общие основы управления силами и средствами по учебно-методическому плану

Руководство ресурсами на очаге возгорания должно соответствовать учебно-методическому плану и предусматривает:

  • оценку оперативной ситуации;
  • создание штаба;
  • определение ответственности и полномочий назначенных должностных лиц;
  • создание плана тушения и эвакуации людей, если последнее необходимо;
  • расчет необходимых сил подразделений и их средств для быстрой ликвидации катастрофы;
  • доведение до участников тушения задач;
  • мониторинг ситуации и реагирование на ее изменения;
  • ведение учета ресурсов, задействованных для устранения пламени, регистрация информации.

Основы управления средствами и силами на пожарах базируются на четком выполнении всеми участниками указаний, быстром реагировании на смену обстановки, информировании руководящего состава о проводимых мерах.

Полномочия участников тушения пожара

Руководит тушением старший по званию, прибывший на очаг возгорания. Руководство осуществляется на основе единоначалия.

Его приказы выполняются беспрекословно, обязательны для всего состава, участвующего в ликвидации огня.

Руководитель тушения пожара имеет право назначать и освобождать должностных лиц, участвующих и тушении, отдавать приказы руководителям объектов, на которых проводится ликвидация возгорания, назначать начальника оперштаба.

Полномочия РТП:

  • формирование оперштаба;
  • территориальное определение места возгорания;
  • установка задач перед пожарными бригадами;
  • оценка пожара по установленной шкале;
  • определение приоритетного направления в ликвидации очага пламени;
  • привлечение дополнительных ресурсов для ликвидации огня;
  • обеспечение мер к спасению людей и имущества;
  • распределение поступающих сил в зависимости от выбранного приоритетного направления;
  • обеспечение связи и взаимодействия между участниками событий;
  • информирование диспетчера об оперативной обстановке;
  • доклад старшему руководству;
  • обеспечение мер по сохранению доказательств, необходимых для установки причины воспламенения;
  • обеспечение охраны локации до полной ликвидации огня;
  • составление соответствующего акта.

Кроме руководителя, управление участниками тушения осуществляют начальники штаба и тыла, а также начальники участков, сформированных руководителем ТП. В их полномочия входит подготовка соответствующих предложений для руководителей тушений возгорания.

Задачи оперштаба

Непосредственную деятельность по координации мероприятий, направленных на ликвидацию огня выполняют штабы. От взаимодействия РТП и штабов зависит эффективность управления на пожарах.

Начштаба уполномочен:

  • назначать своего заместителя и помощников;
  • управлять работой штаба;
  • отдавать приказы, обязательные к исполнению всеми участниками, участвующими в тушении;
  • информировать РТП и диспетчера об обстановке на месте работы;
  • расставлять ресурсы в очаге ликвидации огня;
  • взаимодействовать с экспертами и специальными учреждениями;
  • руководить действиями начальника по тылу.

Организация работы тыла при работе 1 подразделения, при работе 2 и более подразделений при отсутствии оперштаба

Если в ликвидации огня задействован одно подразделение, штаб не создается. При отсутствии оперативного штаба пожаротушения подразделениями руководит РТП.

Все, что находится вне периметра зоны огня, считается тылом. К задачам тыла относятся:

  • разведка источников воды распределение на них спецтранспорта;
  • организация бесперебойной работы пожарных машин;
  • поставка ГСМ и веществ, предназначенных для тушения пламени;
  • безопасность рукавов;
  • при многочасовой работе обеспечение питанием, сухой одеждой, в зимнее время обогрева персонала;
  • в случае поломок быстрое восстановление работоспособности техники.

Обязанности начальника тыла и личного состава при организации тыловой работы на пожаре

Начтыла ведет оперативно-тактическое управление действиями на пожаре, среди которых:

  • собирает информацию об источниках воды;
  • выбирает насосную и рукавную систему;
  • определяет места расстановки техники;
  • формирует резерв для работы с пламенем и АСР;
  • занимается обеспечением средствами защиты пожарных;
  • обеспечивает непрерывную подачу средств тушения;
  • следит за защитой рукавов;
  • отдает приказы в пределах полномочий;
  • предлагает РТП и НШ меры для формирования резерва.

Сущность и задачи управления при ведении аср и основы требований к организации управления при проведении аср в очагах аварий и катастроф

Для правильной организации управления при проведении АСР в очаге аварий и катастроф учитывают план города, особенности застройки, численность проживающих, пожароопасность объектов. Руководство ресурсами при проведении АСР направлено на быстрое прибытие спасательных расчетов на место возгорания, оценку пожарной обстановки и введение в работу средств для ликвидации очага.

Важным показателем при АСР считается период свободного развития пожара. Он рассчитывается как сумма временных показателей:

  • с момента возгорания до выявления;
  • сбор и выезд пожарных бригад;
  • путь к пожару.

Чем меньше каждое слагаемое, тем быстрее ликвидируется огонь, тем меньше людские и имущественные потери. Эффективность ликвидации огня зависит от управления пожарными при проведении АСР, а также привлеченными дополнительными ресурсами.

Источник: https://nebezopasno.com/osnovy-upravleniya-silami-i-sredstvami-na-pozhare/

Управление силами и средствами на пожаре: структура, принципы управления

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Тушением большей части возгораний занимаются самые разные подразделения, поэтому управление силами и средствами на пожаре просто необходимо. Организация взаимодействия подразделений является одной из решающих предпосылок успеха при ликвидации этого бедствия.

Состав

Управление силами и средствами на пожаре включает в себя многие составляющие.

Прежде всего это оценка сложившейся обстановки и создание штаба пожаротушения, также должностные лица наделяются определёнными компетенциями и персональной ответственностью за выполнение заданий.

Управление силами и средствами на пожаре – это планирование действий и определение необходимых ресурсов. Далее – принятие верных решений и организация работ, постановка задач, быстрое реагирование на смену обстановки и обеспечение контроля.

Управление силами и средствами на пожаре – это учёт изменений в обстановке, правильная организация работы всех подразделений для тушения пожара и регистрация нужной информации для того, чтобы все проводимые мероприятия были направлены на эффективность этой работы. Непосредственно руководит пожаротушением старшее по должности лицо, прошедшее обучение и получившее допуск в установленном порядке для руководства пожаротушением.

Принципы управления силами и средствами на пожаре – единоначалие и строгое подчинение. Когда создаётся организационная структура органов, управляющих силами и средствами пожаротушения, принцип единоначалия является основополагающим.

Центральная фигура управления – руководитель пожаротушения (РТП) – берёт на себя управление силами и средствами на пожаре, полномочия участников тушения определяются ним же.

Проведение аварийно-спасательных работ также входит в его компетенцию.

Принципы управления силами и средствами на пожаре сложились на опыте тушения, а в условиях сегодняшнего дня следование им приобретает особое значение.

Развитие тактико-технических действий в исключительно высоких темпах придаёт работе предельную напряжённость, резкие изменения обстановки требуют следования единой стратегии.

Поэтому только РТП имеет возможность централизованно управлять всеми действиями и способен направить действия подчинённых на устранение пожара и проведение аварийно-спасательной работы.

РТП

Руководитель тушения пожара даёт указания, обязательные для исполнения. Никто не имеет права вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения.

Это касается всех должностных лиц и граждан на том участке местности, где осуществляется работа по пожаротушению и проведению спасательных работ.

Определение управления силами и средствами на пожаре тоже является прерогативой руководителя (РТП). Им может являться:

1. Если работает один караул – его начальник или старший этого подразделения, прибывшего на пожаротушение во главе данного караула.

2. Если на пожаре взаимодействуют несколько караулов – самое старшее по должности лицо территориального гарнизона местной пожарной охраны, которое определяется соответственно приложению к расписанию выезда и законодательству РФ.

3. Определение управления силами и средствами на пожаре – отдача первого приказа со стороны старшего оперативного должностного лица. Это считается точкой принятия им руководства пожаротушением на себя.

Если старшему должностному лицу, которое является руководителем пожаротушения, приходит информация о возникновении другого пожара – более высокого ранга (номера), он назначает руководителем другое должностное оперативное лицо из тех, которые находятся рядом и покидает это место пожара, что обязательно сообщается диспетчеру в ГПО, где делается соответствующая запись в документах. Также могут быть и другие причины, по которым организация управления силами и средствами на пожаре передаётся другому лицу.

Обязанности руководителя

РТП управляет всеми средствами и силами и при этом несёт полнейшую ответственность за результат. Его практическая работа опирается на органы управления, в первую очередь – на оперативный штаб, начальников всех участков пожаротушения, которые помогают ему в тактико-технических действиях в ходе управления подразделением на вверенном участке.

Также со стороны руководителя пожаротушением управление силами и средствами на пожаре предусматривает принятие решений и постановку задач, организацию взаимодействия и обеспечения слаженных тактических и технических действий для эффективного пожаротушения.

Все эти действия руководитель производит непосредственно с подразделениями или с помощью оперативного штаба.

Руководителем пожаротушения устанавливаются границы территории, где проходят действия – тушение и спасательные работы, также руководителем определяются особенности и порядок указанных действий.

Он же осуществляет разведку и определяет ранг (номер) пожара, затем привлекает необходимые средства и силы подразделений в достаточном количестве.

Руководитель принимает решения, ограничивающие права граждан на территории пожаротушения, чтобы не мешали спасать людей и имущество. Именно РТП определяется главное направление после получения данных разведки пожара.

Вся система управления силами и средствами на пожаре находится в ведении руководителя. Он производит расстановку подразделений с учётом главного направления пожаротушения, затем обеспечивает бесперебойную подачу веществ для устранения огня.

Решения руководителя

Руководитель решает, как использовать на пожаре газодымозащитную службу, определяет её состав, порядок работы её звеньев, других служб ГПЗС, не находящихся в штате. В ведении руководителя находится вся связь на пожаротушении. Он докладывает диспетчеру о принятых решениях, изменениях в оперативной обстановке, а также другую необходимую информацию.

Кроме того, всё это он обязан докладывать и старшему по должности в гарнизоне. Но самые главные его решения касаются выполнения правил охраны труда в подразделениях, участвующих в пожаротушении и спасательных работах, всеми привлечёнными к этому силами, и руководитель обязан всю информацию об угрозе здоровью и жизни личного состава довести до каждого.

Руководитель должен взаимодействовать со всеми службами жизнеобеспечения, которые привлечены к пожаротушению и спасательным работам. Он же принимает меры по сохранению обстановки на объекте для установления причин возникновения пожара – это вещественные доказательства (имущество), следы.

Также руководителем организовывается охрана места пожаротушения и спасательных работ до момента их окончания. Далее руководителем составляется акт. Органы управления силами и средствами на пожаре передаются оперативному штабу. Если последний не создаётся, РТП выполняет его обязанности.

Он должен предусмотреть резервы средств и сил при тушении затяжного пожара, чтобы обеспечить успешную работу при возникновении другого возгорания.

Права руководителя

Руководитель тушения пожара имеет право на указания, обязательные для исполнения: любым должностным лицам ГПО, руководителям органов власти и предприятий, а также всем гражданам, которые находятся на территории пожаротушения и спасательных работ.

Кроме того, он имеет право назначать и освобождать от обязанностей любых оперативных должностных лиц.

Руководитель имеет право на получение информации, необходимой для организации пожаротушения и спасательных работ, которую имеют администрации объектов или организаций и службы жизнеобеспечения.

Руководитель имеет право создать оперативный штаб, разбив территорию тушения пожара на участки или сектора (СТП или УТП), а также привлекать дополнительные средства и силы на пожаротушение и спасательные работы, и, конечно, изменять их расстановку.

Судя по накопленному опыту, практика показала, что даже самый тактически грамотный и подготовленный руководитель в одиночку не в состоянии руководить пожаротушением на сложных и крупных объектах.

Если РТП пытается решить все малые и большие вопросы самостоятельно, он теряет время и распыляет силы, потому и результат далеко не всегда бывает положительным.

Сейчас объём работ намного увеличился, а потому основы управления силами и средствами на пожаре – целиком и полностью в использовании при пожаротушении всех подчинённых органов.

Только если усилия совместны, можно в сжатые сроки оценить обстановку всесторонне и найти самые действенные способы использовать имеющиеся средства и силы, чтобы обеспечить быстрое тушение пожара. Основа управления – оперативный штаб, то есть временный нештатный орган.

Он создаётся обязательно, если ранг (номер) пожара повышенный, если на месте организуются три и более участка тушения, если появляется необходимость детально согласовывать с администрацией объекта (организации) всех действий по пожаротушению и спасательным работам.

Руководителем штаба является заместитель РТП, осуществляющий управление силами и средствами.

И тушение пожаров будет протекать более слаженно, если в оперативном штабе будут работать начальник – заместитель РТП, а также помощник начальника штаба, начальники тыла, ГДЗС (газодымозащитной службы), которые будут отвечать за охрану труда, лица из администрации объекта (организации), где происходит пожар, а также другие люди по выбору РТП.

Задачи оперативного штаба

В задачи штаба входит реализация решений РТП.

Кроме этого штаб занимается сбором, обработкой и анализом данных по обстановке, передачей информации РТП и диспетчеру, определением потребности в средствах и силах подразделений, подготовкой предложений для РТП, обеспечением контроля выполнения задач, подготовкой действий пожаротушения и спасательных работ, составлением планов-схем с точной расстановкой сил и средств на всех этапах пожаротушения.

Также именно штаб руководит созданием резерва, обеспечением деятельности газодымозащитной службы и связи, поддержанием готовности подразделений, которые участвуют в пожаротушении и спасательных работах, взаимодействием со службами жизнеобеспечения организаций и населённых пунктов.

Располагается оперативный штаб в месте, которое определит РТП, после чего люди в штабе обеспечиваются всем необходимым оборудованием. Должны быть опознавательные знаки для быстрого местонахождения штаба. Днём это красный флаг и надпись “ШТАБ”, а ночью его положение указывается фонарём красного цвета.

Это нужно для постоянного взаимодействия со всеми подразделениями, чтобы было удобно осуществлять управление силами и средствами на пожаре.

Структура оперативного штаба

Начальник оперативного штаба (НШ) находится в непосредственном подчинении РТП, а в его подчинении – все остальные должностные лица.

Он назначает заместителя и помощников, распределяет обязанности между ними для более эффективного решения задач пожаротушения.

Также НШ вовремя доводит до РТП данные разведки, доклады участников спасательных работ и тушения пожара, а также диспетчера, все предложения по организации, потребности в веществах для пожаротушения и информацию о создании резервов сил и средств.

У начальника штаба очень много обязанностей: организация связи РТП и участников пожаротушения, регистрация и контроль исполнения указаний РТП, заполнение регламентных документов штаба, расстановка средств и сил подразделений, взаимодействие с учреждениями судебной экспертизы. Если начальник штаба успешно справляется со своими обязанностями, работа проводится чётко и организованно, в высоком темпе, за минимальное время выполняется поставленная задача.

Начальник тыла

Начальник тыла занимается силами и средствами, не выведенными на позиции, резервами огнетушащих средств, оборудования и пожарного инструмента.

В его ведении организация работы тыла: разведка водоисточников, выбор насосов и рукавов, встреча и расстановка на водоисточниках пожарной техники.

Начальник тыла должен сосредоточить резервы средств и сил, необходимые для пожаротушения и спасательных работ во все периоды до их окончания.

Он организовывает доставку всего необходимого, в том числе защитной одежды и средств защиты, горюче-смазочных материалов для пожарной и аварийно-спасательной техники. Если техника выходит из строя, начальник тыла принимает меры для восстановления её работоспособности, в том числе оборудования и пожарного инструмента. Кроме того, начальник тыла ведёт соответствующую документацию.

Утп и стп

Участками тушения пожара занимаются подразделения, определённые решениями РТП и НШ. Создаются такие участки либо по месту ведения пожаротушения и спасательных работ, либо по видам действий.

Если пожар распространяется на три и более участка, то РТП чаще всего решает организовать тушение по секторам, объединяющим несколько участков. У каждого участка (УТП) и сектора (СТП) должен быть свой руководитель тушения пожара.

Все они подчиняются непосредственно руководителю пожаротушения и начальнику штаба.

Оперативный штаб учитывает складывающуюся обстановку и поддерживает постоянную связь с каждым Утп и стп, принимая и оценивая информацию с мест и отдавая распоряжения.

Они могут касаться всех сил и средств, участвующих в пожаротушении: это пути подъезда на объект, места установки автомобилей, прокладка магистральных рукавов и тому подобное.

Штаб всегда ведёт учёт прибывших сил и средств, им фиксируется время прибытия, тип автомобиля, количество расчёта, участок на пожаре, где данному подразделению нужно выполнять поставленные задачи.

Источник: https://FB.ru/article/320636/upravlenie-silami-i-sredstvami-na-pojare-struktura-printsipyi-upravleniya

Основы управления силами и средствами на пожаре. – Fire Info

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Среди общих мер обеспечения безопасности выделяются методы борьбы с пожаром.

Даже в век интенсивного технологического развития невозможно предотвратить риски возгорания на всех объектах хозяйственной эксплуатации.

Поэтому тактика управления силами и средствами на пожаре сохраняет свою высокую значимость, поскольку от нее напрямую зависит успешность спасения людских жизней и в целом снижение ущерба от огня.

Основные принципы борьбы с пожарами

Принципы тушения пожаров формируются на основе существенных и объективных законов, отражающих устойчивые связи между характеристиками процесса огнетушения.

Например, в каждом тактическом действии при борьбе с пожаром будь то развертывание, подача средств огнетушения или проведения спасательных операций работают одни и те же причинно-следственные связи.

Разумеется, имеют место и факторы воздействия, которые могут нарушать эти связи, но современные модели организации берут во внимание и внешние влияния. Итак, на первый план основы управления силами и средствами на пожаре выдвигают принцип активности действий при тушении пожаров.

Данный принцип выражается в настойчивости, интенсивности, инициативности и готовности брать на себя ответственность. Подразумевается смелое, но разумное использование оптимальных методов и средств, применимых в конкретных условиях тушения огня.

Еще один немаловажный принцип предполагает непрерывность произведения действий, направленных на ликвидацию пожара. Он связан с принципом активности и скорее дополняет его, повышая общую эффективность борьбы с огнем.

Иными словами, независимо от человеческого фактора, погодных явлений и времени суток устранение пожара должно производиться активно и без перерывов.

Это общие принципы, которые сформировались исторически и сегодня благодаря беспрецедентно высокому технологическому уровню развития можно говорить о многократном увеличении их силы.

Также, в зависимости от ситуации, основы управления силами и средствами на пожаре предписывают учитывать такие принципы, как сосредоточенность на решающем направлении и рациональность применения ресурсов.

Это условные правила, поскольку не в каждом случае возникает острая необходимость экономии расходных материалов и не всегда исполнители тушения становятся перед выбором между несколькими направлениями ликвидации очагов возгорания, в частности.

Какие действия предусматривает борьба с пожаром?

С точки зрения тактики, тушение пожара можно рассматривать именно в качестве организационного процесса, в ходе которого производится координация оперативных действий.

Что предусматривает управление силами и средствами на пожаре? Определение комплекса организационных мер в данном случае можно сформулировать как перечень действий, направленных на обеспечение безопасности людей, а также на минимизацию ущерба для материальных ценностей и в принципе устранение очагов горения.

Конкретно это подразумевает выполнение широкого спектра оперативно-тактических мероприятий, которые не обязательно напрямую могут быть связанными с тушением огня.

Борьба с пламенем как таковая квалифицируется как боевые действия, но управление силами и средствами предусматривает также координацию выезда, следования, разведки, развертывания и сбора данных о пожаре.

Целый ряд действий относится к постоянным, то есть выполняется при каждом сигнале о пожаре независимо от характеристик и условий ситуации. К таким действиям относится следование к месту вызова и возвращение, разведка и др. К непостоянным относятся такие действия, как вскрытие конструкций, спасение людей и животных, удаление дыма.

Также не исключено параллельное управление силами и средствами на пожаре. Это ситуации, когда одновременно могут координироваться действия разного типа – к примеру, развертывание и подача огнетушащих веществ разными подразделениями. Составление сетевых графиков дает возможность более точного управления тактическими действиями.

Параметры объективной обстановки и их прогнозирование

К основным параметрам, которые характеризуют процессы ликвидации пожаров и учитываются при организации управления силами и средствами на пожаре, можно отнести следующие:

  • Время следования пожарного подразделения к назначенному месту.
  • Время оперативных действий с момента прибытия к точке вызова до отъезда после завершения тушения пожара.
  • Продолжительность непосредственного тушения огня.

Все отмеченные временные параметры процесса пожаротушения рассматриваются как случайные непрерывные величины.

Однако, путем составления математических функций, имея конкретные данные, можно выявлять закономерности и прогнозировать примерные временные показатели по выполнению тех или иных этапов боевых задач.

Примером таких закономерностей может быть время занятости или непосредственного тушения, которое всегда будет больше, чем период общих оперативных действий.

При более детальном управлении силами и средствами на пожаре используются и дополнительные вводные параметры наподобие продолжительности подачи огнетушащих материалов, объема запасов воды, численности состава и т. д.

Эти данные позволяют точнее прогнозировать время выполнения отдельных действий, выполняемых параллельно или последовательно.

Потребность в таких прогнозах обуславливается, в частности, необходимостью оценки загруженности расчетов в контексте поступления нескольких сигналов о пожаре в городе.

Сущность управления силами и средствами на пожаре

Ключевым понятием является оперативное управление, которое обеспечивает непосредственный контроль над подразделениями в ходе пожаротушения. Это деятельность, результатом которой будет выработка решений и непосредственного командования личным составом с целью обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

Если рассматривать контроль над подразделениями на пожаре с точки зрения классической модели управления, то на первый план выйдут два участника процесса – штаб и действующие лица, то есть участники пожаротушения.

Причем в данной системе не фигурирует процесс выработки решения, который является важнейшим фактором пожаротушения. Как правило, решения принимаются руководством пожарной службы в два шага:

  • Оценка обстановки и прогнозирование.
  • Разработка плана пожаротушения с определением тактики действий.

Далее формулируются конкретные приказы и команды для одного или нескольких подразделений, которые будут задействоваться в ходе оперативно-тактических мероприятий.

Задачи организационных действий на пожаре

Суть принятия решений со стороны руководства пожарным подразделением заключается в необходимости определения наиболее выигрышной тактики действий исходя из условий складывающейся обстановки.

Основа данных решений раскрывается в задачах, которые будут стоять перед личным составом пожарной службы.

Командный состав, в свою очередь, определяет замысел пожаротушения, перечень боевых задач, порядок взаимодействия между отдельными подразделениями и схемы обеспечения материальными и техническими средствами.

Задача вновь созданного оперативного штаба будет заключаться в координации подразделений и доведении до них приказов от руководителя. Своевременное оповещение личного состава о новых вводных само по себе является фактором обеспечения эффективной борьбы с огнем.

В числе основных задач управления силами и средствами на пожаре можно выделить и своевременное реагирование на изменения в обстановке. Качество выявления новых тенденций позволяет формулировать более адекватные требования и задачи низшего звена для подразделений, участвующих в тушении огня.

Теперь стоит подробнее рассмотреть уровни, в которых производится контроль и координация действий личного состава пожарной службы.

Структура органов управления

При формировании организационной структуры за основу берут принцип единоначалия. Главной управляющей фигурой будет руководитель тушения пожара.

Под его начальством находится временный оперативный штаб и подразделения, участвующие в боевых действиях. Принцип единоначалия доказал свою эффективность историческим опытом пожаротушения и по сей день сохраняет свою актуальность.

Но при этом возросли и требования к высшим органам управления силами и средствами на пожаре, в числе которых следующие:

  • Знание оперативно-тактической документации.
  • Знание закономерностей развития пожаров, способов их локализации и ликвидации.
  • Знание возможностей вверенного личного состава, его тактических характеристик и навыков.
  • Умение своевременно принимать решения, определяя приоритетные направления ведения боевых действий.
  • Умение организовывать подразделения, объясняя им боевые задачи.
  • Умения правильно рассчитывать средства и силы для решения поставленных задач.

Способность принимать адекватные и обоснованные решения в короткие сроки считается основным показателем оперативно-тактической подготовленности руководителя тушением. От него напрямую будет зависеть качество управления силами и средствами на пожаре.

Структура управления на следующем уровне подразумевает создание оперативного штаба. Его организуют в тех случаях, когда одно лицо не может контролировать все процессы пожаротушения. Наличие штабы вовсе не отменяет принцип единоличного командования, а дополняет его.

Обычно такую схему управления используют на крупных пожарах, а также при подключении нескольких подразделений.

Роль оперативного штаба в управлении процессом пожаротушения

Как уже говорилось, на крупных и технологически сложных для тушения пожарах функции основного органа управления силами и средствами борьбы с огнем берет на себя оперативный штаб. В числе его основных задач можно отметить поддержание постоянной готовности подразделений и ресурсов к выполнению приказов руководства.

Для эффективного тушения пожаров при управлении силами и средствами штабу требуется постоянное информирование о текущей обстановке. Оперативные данные в штаб поставляют или подразделения разведки, или непосредственные сотрудники командования, получающие сведения по другим источникам.

Проводя своевременный анализ поступающих сведений без ожидания конкретной постановки задач от высшего начальства, штаб может самостоятельно вырабатывать тактики действия и эффективные мероприятия для подразделений пожаротушения.

Особенно это касается технологических недочетов и проблем, которые препятствуют реализации тактических возможностей личного состава.

При условии нормальной коммуникации с руководителем тушения пожара и непосредственными исполнителями штаб выполняет роль связующего.

Данная структура управления силами и средствами на пожаре предполагает, что оперативное командование будет обеспечивать доведение высших приказов до подразделений.

Источник: https://helyxmsk.ru/teoriya/osnovy-upravleniya-silami-i-sredstvami-na-pozhare.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: