Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение. Право вето

Вето Президента

Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение. Право вето
 

      Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд.

С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти «был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента»1.

      Конституционное право выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, так как оно может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством .

      Президентское вето в США, к примеру, может быть и абсолютным и ограниченным.

Если конгресс направляет президенту закон менее чем за 10 дней до окончания работы своей сессии, а Президент не хочет его утверждать, то он намеренно задерживает его у себя и не возвращает парламентариям.

В подобных случаях “время работает против законодателей, и “карманное вето” Президента становится не относительным, а абсолютным” [35] . Однако данное право американский президент не использует уже около 20 лет, поскольку оно было отменено решением Верховного суда США.

      Данная работа призвана изучить место вето президента в государственном механизме.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1.Показать значение права вето в законодательном процессе.

      2. Выделить проблемы использования права вето Президента России в законотворческом процессе.

1. Роль и значение права вето Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

 

      Этой актуальной теме из президентской проблематики длительное время не уделялось должного внимания в научных и учебных изданиях по конституционному праву. Заметным шагом в этом направлении стала книга Л. А. Окунькова, В. А. Рощина2.

      Актуальность и неразработанность проблемы, ее научно-практическая направленность привлекают к ней интерес и внимание. Рассмотрим более подробно некоторые аспекты этой проблемы.

      Прежде всего подчеркнем: право вето – это конституционное право Президента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

      Однако вначале – некоторые общие и интересные положения и мысли, касающиеся этого важного и демократичного права, которое в данном случае является одной из характеристик законодательного процесса; во-вторых, оттеняет демократизм власти Президента РФ и характеризует определенную подконтрольность главе государства ответственной стадии законодательного процесса.

      На эти моменты, вытекающие из книги Л. А. Окунькова и В. А. Рощина, обращаем внимание (с. 3, 5, 6, 9, 21–161).

      Предлагаемая читателю книга посвящена одному из важнейших полномочий Президента РФ в законотворчестве – праву отклонять принятый законодательным органом закон и возвращать его в парламент для повторного рассмотрения.

Мотивы, основания и причины отклонения законов представляют собой интересный материал для исследования взаимоотношений Президента и парламента при “рождении” (порой весьма драматичном) нового федерального закона.

Немаловажно и то, что с помощью этого механизма обеспечивается оптимизация законодательного процесса путем применения согласительных процедур, учета интересов различных ветвей власти.

      Отклонение главой государства принятых парламентом законов предусмотрено конституциями многих государств как с президентской (полупрезидентской), так и с парламентарной формами правления.

      Если в зарубежной практике во главу угла президентского вето ставятся политические и экономические основания, то в России – правовые, хотя необходимость отклонения законов, как правило, вызывается их политической или экономической нецелесообразностью с позиции главы государства.

Так, аналитики Государственной Думы проанализировали основания отклонения федеральных законов: 15% из них противоречили Конституции РФ, 13,6% – не соответствовали правилам законодательной техники, 15,3% – содержали другие правовые дефекты и 2% – не согласовывались с общепринятыми нормами международного права или международными обязательствами Российской Федерации3. Значительное число отклонений законов правового характера (более 50%) вызвано низким качеством подготовки законопроектов. По мнению Г. Н. Селезнева, глубинные причины отклонения законов порождаются практикой работы самой Государственной Думы и, в частности, недостаточно профессиональной правовой экспертизой либо пренебрежением ею. Не всегда учитывалось законодателями мнение Правового управления Аппарата Государственной Думы4.

      Хотя названные причины “лежат на поверхности” и повторяются из года в год, не все в основаниях и мотивах вето столь очевидно и просто. Наряду с юридико-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложнейшие правовые коллизии.

На наш взгляд, ряд доктринальных положений, которыми руководствуются Президент и палаты Федерального Собрания в спорах по поводу принятых законов, требуют углубленного научного анализа, взвешенной правовой оценки.

Это касается различной интерпретации ключевых положений Конституции РФ – принципа разделения властей, правовых основ организации государственной власти, полномочий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также разных подходов к обеспечению системности отечественного законодательства, к оценке правовых норм на стыке отраслей (например, гражданского и налогового законодательства в спорах о ст. 855 ГК РФ).

      В данной работе предпринята попытка научного исследования российского опыта правового реагирования главы государства на принятые парламентом федеральные законы.

Существующее многообразие оснований и причин отклонения Президентом федеральных законов дает возможность обобщить и систематизировать накопленный материал по устойчивым критериям, провести сравнительный анализ и сделать выводы по этой проблеме.

      Понятие “вето Президента” трактуется в юридической литературе как его право отклонить закон, принятый парламентом, но не вступивший в силу5.

В Конституции РФ термин “вето” не употребляется, хотя в некоторых уставах субъектов РФ он имеется. Конституционный термин – отклонение Президентом принятого парламентом федерального закона (ст. 107 Конституции РФ).

Такое действие Президента возможно только на стадии подписания закона, завершающей законодательный процесс.

      Из ст. 107 Конституции РФ вытекает отлагательный характер вето Президента, т. е. возможность парламента при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом, не согласиться с его доводами, принять закон в прежней редакции квалифицированным большинством (не менее двух третей в каждой палате Федерального Собрания).

      Позитивный аспект взаимодействия Президента и палат Федерального Собрания проявляется в активном использовании согласительных процедур в отношении спорных положений законов.

Хотя Конституция РФ прямо предусматривает проведение согласительных процедур по принимаемым законам только между палатами Федерального Собрания, осуществление аналогичных действий с участием президентской стороны не противоречит духу и букве Основного закона, непосредственно вытекает из конституционной обязанности главы государства обеспечивать взаимодействие органов государственной власти, в том числе в законодательном процессе (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Создание на паритетных началах по инициативе или с согласия главы государства комиссий для проведения согласительных процедур способствует успешной доработке закона, достижению компромисса между парламентской и президентской сторонами. По итогам работы комиссии на ание в палатах парламента ставится доработанный закон, который принимается простым большинством , а не квалифицированным (две трети ), как это требуется для принятия закона в прежней редакции при преодолении вето Президента. После согласительной процедуры палаты парламента, как правило, принимают такой закон в предложенной комиссией редакции, а Президент его подписывает.

      В пособии дана классификация оснований отклонения законов, проанализировано значительное число писем Президента в палаты парламента по поводу недостатков принятых, но не подписанных законов.

Значительное место занимает правовая оценка внешне схожих, но юридически различных понятий, сложившихся в отечественной конституционной практике: отклонение Президентом федерального закона с повторным рассмотрением его в палатах Федерального Собрания (отлагательное вето) и возвращение Президентом законов в парламент без рассмотрения по существу в связи с нарушением требований Конституции к принятию таких актов.

      Далее, это право отклонения Президентом принятых парламентом законов (право вето).

      В конституционном праве различных государств президентское вето, т. е. право президента на отклонение принятых парламентом законов, обычно рассматривается в качестве наиболее эффективного средства воздействия главы государства на законодательную деятельность парламента. Как правило, вето не является абсолютным, т. е.

непреодолимым. Парламент имеет возможность преодолеть его путем повторного рассмотрения и принятия соответствующего закона простым или квалифицированным большинством .

Даже при жестком разделении властей по американскому типу практика президентского вето, как ни парадоксально, тесно связывает президента и парламент, нацеливая их на сотрудничество или конфронтацию в зависимости от складывающихся отношений между ветвями государственной власти.

Поэтому возможность отклонения президентом принятых законов имеет не только негативное значение для парламента. Как показывает исторический опыт, сама угроза применения вето отрезвляюще действует на депутатов, побуждая их к поиску оптимальных согласованных решений, заставляет активно сотрудничать с президентом.

В то же время президент не должен злоупотреблять этим инструментом, ибо парламент, в свою очередь, может торпедировать президентские или правительственные инициативы, в том числе путем включения в их законопроекты многочисленных поправок.

      Если действующая процедура позволяет парламенту легко преодолевать возражения главы государства, то у депутатов возникает соблазн навязывать ему свою волю. Отметим в связи с этим версию, выдвинутую А. Н.

Шохиным, по которой легкие “победы” Верховного Совета над Президентом могли быть одной из причин конституционного кризиса 1993 г.

в России, поскольку по действовавшей тогда Конституции вето Президента преодолевалось простым большинством депутатских 6.

      Впрочем, при цивилизованных отношениях президента и парламента, последовательной роли конституционного суда трудности преодоления вето не имеют принципиального значения. Право вето всегда обладает реальной силой, если президент является подлинным авторитетом как глава государства и для общественного сознания, и для государственных структур.

      К сожалению, конституционная практика государств – участников СНГ, наряду со сбалансированными вариантами правовых норм, устанавливающих отношения исполнительной и законодательной власти, знает далеко не лучшие примеры регламентации президентского вето.

      В Российской Федерации федеральные конституционные законы подлежат обязательному подписанию главой государства (ст. 108 Конституции Российской Федерации) – он не вправе отклонить их как обычные федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

      Президентское вето в Российской Федерации применяется довольно часто. Б. Н.

Ельцин обосновывал это главным образом низким юридическим качеством принимаемых законов, противоречием их Конституции, Гражданскому кодексу, другим действующим федеральным законам, а также отсутствием заключений Правительства по законопроектам, требующим дополнительных ассигнований из федерального бюджета. По этим основаниям им был отклонен каждый третий-четвертый закон из принятых в 1994–1996 гг.

      Не изменилось такое положение и в последующие годы. В своем Послании Федеральному Собранию “О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации” от 17 февраля 1998 г.

Президент Российской Федерации особенно отметил: “Вновь приходится констатировать, что велико – в основном из-за невысокого юридического качества – число отклоняемых Президентом России законов. Из 277 законов, переданных в 1997 г.

на подпись главе государства, 86 были отклонены, 11 законов возвращены без рассмотрения из-за нарушений конституционной процедуры их принятия. Причем четыре закона возвращались дважды”.

      Существенно то, что по мотивам низкого юридического качества отклоняется немало законов, потребность в которых общество ощущает очень остро. Но принцип – пусть лучше некачественный закон, чем его отсутствие, как отмечается в Послании, – для нас неприемлем. Правовой порядок крепнет не числом законов, а их качеством.

      Выделим такие аспекты: влияние вето Президента на судьбу принимаемых парламентом законов; характеристика основных причин и оснований отклонения законов; нарушения Конституции РФ, выявленные Президентом в отклоненных им законах, в частности:

Источник: https://www.turboreferat.ru/civil-procedure/veto-prezidenta/229671-1144894-page1.html

Вето

Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение. Право вето

Wise 18 мая 2015 11:15

Вето – это наложение запрета (письменное или устное) на решение, принятое уполномоченным органом, но не совпадающее с мнением человека (структуры) наделенным подобным правом. Слово «вето» произошло от латинского «veto», что значит «запрещаю».

Вето в политике – это запрет одного политического органа (президента), реализовывать решение другого законодательного органа (парламента, сената).

Вето в государственном праве представляет собой акт, который останавливает действие или не дает вступить в силу другому подобному документу.

История появления права вето

По одной из легенд слово «вето» появилось еще в 494 году. События происходили в небольшом городе Рим, который столкнулся с рядом внутренних неурядиц. Несколько известных семей контролировали город, монополизировали в своих руках всю имеющуюся власть (в том числе и политическую).

Остальное население чувствовало себя ущербным. Людей не устраивало такое положение вещей. Как следствие, было принято решение отколоться от Рима и уйти из города. Все недовольные покинули населенный пункт и в нескольких милях от него начали строительство нового города. Под страхом потери власти над Римом патриции пошли договариваться с плебеями в надежде убедить их вернуться.

Для достижения своей целей переговорщикам пришлось пойти на уступки и дать определенные права плебеям. Было решено, что люди смогут ать за своих чиновников. При этом руководители на своем посту должны четко придерживаться интересов народа и не выпускать”вредительских” законов.

Такие чиновники носили название трибуны, а ать за них могли исключительно плебеи. Избранные руководители считались неприкосновенными, и к ним запрещено было применять силу. Одним из прав трибун было присутствие на заседания сената.

Когда участники последнего (консулы или сенаторы) принимали законы, влияющие на ухудшение жизни людей, «народный» чиновник мог подняться и выкрикнуть: «Я запрещаю». При этом на латинском подобный выкрик звучал как «Veto». Этого было достаточно, чтобы закон не принимать.

При этом права подачи апелляции не было.

Вето применяется и сегодня. К примеру, такое право имеют президенты некоторых стран (к примеру, США, России, Украины), а также некоторые участники совета безопасности ООН.

Виды право вето

Запрет на то или иное решение может различаться, в зависимости от своей политической силы:

1. Абсолютное (резолютивное) вето – это право президента отменить решение парламента (принятый им закон).

Особенность абсолютного вето в том, что оно окончательное и безусловное (преодолеть большим количеством нельзя).

Само абсолютное право имеет исключительно «феодальные» корни, ведь глава государства  становится выше любого решения парламента. Юридически такое вето еще работает в некоторых странах, но реально нигде не применятся.

2. Относительное (отлагательное) вето – это наложение запрета главой государства на какое-то решение парламента. Но в этом случае вето носит временный характер. Парламент принимает закон и направляет его для подписи президенту.

Последний должен в установленный срок принять одно из решений – подписать законопроект, санкционировать новый закон, отказать в санкциях или же наложить свое право вето.

В последнем случае запрет имеет вид акта, в котором глава государства высказывает свое видение ситуации и перечисляет имеющиеся возражения.

В дальнейшем отклоненный законопроект попадает обратно к парламенту. У последнего есть две возможности:

– учесть рекомендации президента, изменить текст закона и вновь отправить его на подпись. Такая позиция парламента является его фактической капитуляцией;

– отклонить предложение президента и принять законопроект уже минуя решение главы государства. Для этого необходимо набрать большинство (как правило, требуется 2/3 всех парламента). Но в истории преодолеть вето президента получается очень редко. Начиная с 1789 года, с момента вступления в силу Конституции, удалось преодолеть всего 6% вето.

Отлагательное вето является одним из основных инструментов в руках главы государства. С его помощью он, как глава исполнительной власти, может влиять на общий законодательный процесс. При этом в США сила вето президента настолько велика, что он может влиять на утверждение тех или иных законопроектов путем обычной угрозы наложить запрет.

Подобное право вето есть и в парламентских республиках, но здесь данное право имеет много меньшую силу. Более того, использовать имеющийся инструмент можно только в крайних случаях и с разрешения правительства.

3. Выборочное вето – это право главы государство одобрять или накладывать запрет на какие-то отдельные положения законопроекта, а не на весь документ в целом.

Такое вето очень удобно, ведь президент (монарх) может внести лишь определенные поправки, а в целом утвердить новый закон. Выборочное вето является наиболее «молодым» и появилось только в 1669 году.

Наибольшее распространение запрет получил в Конгрессе США.

Начиная с 80-х годов 20-го века подобное право было у многих губернаторов штатов. Что касается Президента США, то у него такое право выборочного вето появилось лишь 9 апреля 1996 года.

4. «Карманное» вето – один из самых необычных запретов. Он нашел свое применение в целом ряде стран, к примеру, США и Беларуси. В Америке такое право вызвано уходом Конгресса на каникулы.

При этом Президенту США дается 10 дней на рассмотрение и подписание принятого закона.

Если Конгресс США отправляет законопроект менее чем за десять дней до ухода в отпуск, то Президент имеет право применить “карманное” вето без объяснения причин своего поступка.

Таким образом, переданный Конгрессом документ остается неподписанным и продолжает пылиться в Администрации Президента. После выхода из каникул законодательный орган вынужден снова принимать законопроект и давать его на подпись Президенту в надежде, что он будет принят.

Право вето в истории США

За всю историю США было много интересных случаев, связанных с наложением вето. К примеру, 22-й президент Кливленд пробыл на своем кресле два года. За это время он успел получить прозвище «президент-вето». Причину легко объяснить – он воспользовался своим правом запрета почти шестьсот раз (584 вето).

Но были и президенты, которые не применяли свое право на вето. К примеру, Президент США Гарфильд за все время правления так и не наложил запрет ни на один законопроект, принятый Конгрессом. Но после него все последующие Президенты сполна пользовались своим правом.

Известны случаи в истории, когда пропрезидентские партии в Конгрессе специально тянули время слушания до нескольких последних дней сессии. Реализовать это было не сложно. В законодательстве США на то время были слабо прописаны условия выступления членов Конгресса. Последние могли подниматься на трибуну и зачитывать целые доклады.

Но даже такие хитрости некоторых партий были преодолены Конгрессом США. В 1973 году первый раз в истории законодательный орган был распущен.

Таким способом основные законопроекты для главы государства были отложены. Целью было собраться за несколько дней до окончания сессии и передать законы президенту.

После этого парламент открывал новую сессию уже по истечении 10-ти дневного срока на право вето.

За всю историю вето проявил себя как мощный инструмент в регулировании законодательной власти. Такое право президента удерживает парламент от грубых ошибок.

Единственный минус в том, что «карманное» вето не доступно для Президента РФ. В последнее время стала слишком популярной практика принятия законов в последние несколько дней сессии.

Если бы Президент имел право «карманного» вето, то подобные манипуляции можно исключить.

Право вето президента РФ

В России Президенту дается право отклонить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон.

Задача президентского вето – оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти.

Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.

Вето Президента РФ – не абсолютное. Оно может быть преодолено 2/3 . В ситуации, когда Совет Федерации не рассматривал отправленный Президенту законопроект, а дал «добро» по умолчанию, то он обязуется внимательно его перечитать и внести свои правки. При этом дальнейшее право одобрения или неодобрения законодательной инициативы дается уже Совету Федерации.

Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но он все равно был проан 2/3 от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений.

Таким способом преодолевается вето Президента РФ.

В этом случае у главы государства есть два варианта – подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Российской Федерации.

Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.

Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае Парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.

В Конституции РФ прописано, что возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном ании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 ), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ.

Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:

– Президент РФ – это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).

Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.

Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:

– Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;- подписание главой государства закона – это не право, а его безусловная обязанность;- Федеральное собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;

– Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.

По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:

– принять предложения Президента РФ в его редакции;- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;

– одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.

Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть следующие:

– нарушение конституционных основ федерального устройства;- внедрение в компетенцию субъектов Федерации;- нарушение прав и свобод граждан РФ;- несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны;- ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства;- превышение полномочий Парламентом;- нарушение требований конституции;- внедрение в сферу влияния Правительства или Президента;

– несоответствие нормам финансовой политики и так далее.

В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических недостатков закона.

Вето в Совете Безопасности ООН

Право вето предоставляется и некоторым членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К таким привилегированным государствам можно отнести – Францию, Китай, СССР (позже в 1991 году это место заняла Россия), Великобритания и США. Причина такого права – ключевая роль этих стран в создание ООН, а также обеспечения мира и безопасности на планете.

Этим пяти странам предоставлен особый статус постоянного членства в Совете Безопасности, а также право ания (в том числе и право вето).

В статье 27 Устава ООН прописано, что решение по процедурным вопросам является принятым, если за него отдали голоса девять членов ООН.

Что касается других решений, то должно быть одобрение девяти членов совета плюс голоса основных членов – Франции, Китая, РФ, Великобритании и США. При этом одна из сторон имеет право воздержаться от ания (статься 52, пункт третий, глава 6).

Представители пяти стран в Совете ООН однажды уже применяли свои права вето. Если одна из стран не согласна с резолюцией, то она может воспользоваться своим правом и наложить запрет. Если же страна воздержится от ания, то она дает возможность принять резолюцию, но уже без своего голоса. Но для этого должно быть девять . За последние годы имели место вето по следующим вопросам.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8777-veto

Вето Президента Российской Федерации – понятие и значение

Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение. Право вето

Все люди хоть раз слышали про право вето, к примеру при чтении или просмотре новостей.

В основном это слово употребляется в контексте принятия какого-то законопроекта, который был принят депутатами, а вот Президент оказался не согласен с ним и наложил на него право вето.

Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее, что такое вето Президента Российской Федерации — понятие и особенности его наложения, а также варианты снятия.

Вето Президента — это его право, прописанное в Конституции, которое распространяется на такую ситуацию, при которой Федеральное Собрание приняло определенный проект какого-то закона, а Президент с ним не согласен и просит его доработать.

СПРАВКА! Тогда Президент отклоняет данный проект и отправляет его назад в палаты для дополнительного процесса рассмотрения (доработку и переработку).

Вето на закон

Согласно Конституции и знаний о правах и обязанностях Президента, право вето является одной из самых важных преференций в пользовании первого человека в России, хотя бы с точки зрения процесса создания законодательства. При этом вето Президента можно преодолеть, если соблюсти некоторые условия, которые задекларированы положениями Конституции.

С юридической точки зрения, президент обладает правом вето для оценки качества работы законодательных органов, то есть эффективность, полезность, результативность и значение продукта, который они представили на подпись.

Первый человек страны дает оценку соответствия предложенного проекта ожиданиям юристов, правовых специалистов и простых граждан. Помимо этого, Президент изучает юридическую форму и проверяет ее совершенство.

При обнаружении недостатков он может наложить вето.

Права и обязанности

В 107 статье Конституции прописано, как работает система прав и обязанностей главного человека страны. В ней описано, что такое вето и как происходит повторное рассмотрение закона. Из нее следует, что Президент РФ обладает правом применения отлагательного вето.

Запрет, который накладывает Президент, распространяется исключительно на федеральные законы, уже принятые Думой и прошедшие процедуру получения одобрения Совета Федерации.

ВАЖНО! Президент может наложить вето только до того, как закон вступит в силу, после этого сделать уже нельзя.

Простыми словами

Право вето является, по факту, правом отклонения проекта закона, который был уже принят депутатами, ответственными за законотворчество. Согласно Конституции, к этому праву можно прибегнуть на этапе направления проекта на подписание, то есть на последнем этапе.

Из 107 статьи этого документа следует, что вето носит отлагательный характер. При использовании Президентом права вето, депутаты начинают повторное рассмотрение  законопроекта.

Также депутаты вправе оставить документ без изменений. Во время наложения вето, Президент приводит некоторые аргументы,  объясняя, чем конкретно его не устраивает предложенный закон.

Поэтому депутаты имеют право с ним не согласиться и оставить прежние формулировки.

Правила и процесс

Правила наложения вето

Президент может наложить вето в срок до 14 дней, что прописано в Конституции. Срок начинают отсчитывать со дня поступления закона на рассмотрение.

СПРАВКА! В истории есть случаи, когда за этот период Президент не обозначил свое мнение по определённому вопросу.

Согласно Конституции, в этом случае проект должен быть направлен на публикацию.

Действия после наложения вето

Оптимальным является вариант, когда проект закона, который  был направлен Президенту, без долгих размышлений подписывается им, так как является правильным и грамотным с юридической точки зрения, а также справедливым. Однако на деле такая ситуация встречается нечасто. По этой причине право вето актуально и способствует сохранению законности в обществе и справедливости правовых нормативов.

При использовании Президентом права вето, проект отправляется на повторное рассмотрение. Такой процесс обладает некоторыми юридическими тонкостями и сложностью процедуры. Главной задачей Президента является сообщение депутатам, которые входят в Парламент, причину неприятия закона, а также какие изменения в него нужно внести.

Президент должен чётко, внятно, аргументировано пояснить свою точку зрения.

После объяснений Парламенту о причинах несовершенства проекта и предложении путей решения проблемы  начинается следующий этап под названием ание. На рассмотрение идёт документ, составленный под личным контролем Президента.

Согласно результатам ания,  становится понятно, необходима ли дополнительная работа над этим документом или он может стать действующим федеральным законом.

Такие решения принимают с помощью результатов ания в парламенте. Если за версию Президента проголосует более половины парламентариев, то документ принимают.

Если за версию Президента меньше половины, то нужно продолжить работу над законом.

Закон принимается в том случае, если «за» проголосуют не меньше двух третей  от всего количества членов Думы. За старую версию должны проать не менее половины членов Совета Федерации.

Такой порядок подходит для общих случаев принятия нормативных актов, однако не все законы подходят под эти критерии.

Достаточно часто встречаются уникальные случаи,  например, если речь идёт о вопросах, которые затрагиваются Конституцией, то для таких законов действует особый порядок.

Законы, принимаемые по такой процедуре, становятся федеральными конституционными. Гарантия стабильности для Конституции является их основной задачей посредством укрепления государственного строя.

СПРАВКА! Такие законы могут приниматься в условиях чрезвычайного положения или при введении военного положения, а также при принятии в состав государства новых регионов.

Юридическая сила

Наибольшей юридической силой в стране обладают федеральные конституционные законы, которые можно назвать основополагающими и самыми значимыми. Такая правовая сила даётся не просто так, а процесс принятия таких законов очень сложный и сильно отличается от обычного порядка.

Для вступления закона в силу проводится ание. По его итогам в пользу проекта должно быть получено не менее 3/4 участников Совета Федерации. Проект принимается Госдумой на основании 2/3 «за».

Сам Президент в течении 14 дней со дня поступления документа на рассмотрение, должен подписать его. Как только бумагу подписывают, начинается процесс обнародования принятого закона. Президент может быть не согласен с предложенным законом, но обязан подписать его.

После этого он публикуется. Этот процесс описывается в Конституции РФ.

Лишение права вето

Таким образом, не налагается вето Президента РФ на Федеральные конституционные законы. Президент может наложить вето на такие проекты, которые предполагают принятие обычного федерального закона.

По поводу федеральных конституционных законов, они должны быть подписаны строго в такой формулировке, в которой их разработали представители Совета Федерации.

Изменения вносить в них нельзя, а сроки, представленные в Конституции, нужны для подписания и обнародования бумаги, без всяческих прений и сомнений.

Основной идеей этого механизма является имеющиеся у законодательных органов прерогативы, которая распространяется на решение общих вопросов государства.

Исключения

В 106 статье Конституции говорится об ограничениях на законы, которые можно отправлять в адрес Президента без рассмотрения их Советом Федерации. Имеется ввиду, что определенные категории федеральных законов настолько важны, что нельзя допускать их распространения по бюрократической системе.

Такой особый подход нужен потенциальным ФЗ, связанным с федеральным бюджетом, работой таможни, взиманием налогов, выпуском денежных знаков.

Если Россия участвует в издании и ратифицировании договоров, действующих на международном уровне, то СФ должен рассмотреть этот документ и определиться со своим мнением на его счет.

Особое внимание уделяется федеральным законам, которые касаются границ государства и мерами по ее защите.

СПРАВКА! Мирное и военное положение являются вопросами особенной важности, поэтому связанные с этим законы тоже всегда проходят через СФ с рассмотрением.

Заключительный этап

Несмотря на решение Совета Федерации, бумага в конце концов попадает на стол Президента, чтобы заручиться его подписью. На это законом определен 14 дней, когда первый человек страны может либо подписать проект, либо отложить его, применив право вето.

С помощью повторного ания вето можно преодолеть. Для этого нужно положительное мнение большинства участников Думы или Совета Федерации.

Если Дума или СФ сделала такое, то выбор остается небольшой — документ нужно подписать в течение 7 дней и опубликовать его, тем самым ввести в законную силу.

Иногда создают согласительную комиссию для выработки такого текста закона, который бы одинаково удовлетворял Президента и государственные законотворческие органы.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/veto-prezidenta-rossii-skoi-federacii-ponyatie.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: