Виды и формы налогового контроля

Содержание
  1. Формы, методы и виды налогового контроля
  2. 2. Формы, методы и виды налогового контроля
  3.      2. Формы, методы и виды налогового контроля
  4. Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля
  5. Понятие и значение налогового контроля
  6. Цель налогового контроля:
  7. Объекты налогового контроля:
  8. Предмет налогового контроля:
  9. Субъекты налогового контроля:
  10. Формы и виды налогового контроля
  11. Основные формы налогового контроля:
  12. Виды налогового контроля:
  13. Стадии налогового контроля в налоговом процессе
  14. Субъекты налогового контроля
  15. Что такое налоговый контроль
  16. Организационные формы налогового контроля
  17. Методы налогового контроля
  18. Виды налогового контроля
  19. Стадии налогового контроля
  20. Методы усовершенствования налогового контроля
  21. Формы и виды налогового контроля
  22. Понятие, формы и методы налогового контроля
  23. Виды налогового контроля в РФ

Формы, методы и виды налогового контроля

Виды и формы налогового контроля

Введение

1. Понятие и основные виды налогового контроля.

2. Формы, методы и виды налогового контроля

3. Организация налогового контроля.

Заключение

Литература 

     Введение

     Налоговой практикой и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть.

Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения.

При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя общественных благ для большинства граждан – настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.

     Многие налогоплательщики считают себя вправе противостоять казенным сборам, ссылаясь на их непомерную тяжесть. В переходных условиях при смене экономических формаций законы вообще воспринимаются чисто номинально, а законы о налогах – тем более. Последние зачастую полностью игнорируются, ибо они направлены на уменьшение доходности частно-хозяйственной и корпоративной деятельности.

     Ценность закона, т. е.,  что придает ему престиж и авторитет, – это  его всеобщность, постоянство, беспристрастность. Российское налоговое законодательство 90-х годов являлось ни общим, ни беспристрастным. Оно не несло всеобщего характера, потому что в этот период налицо явная тенденция персонифицировать налоги.

Казна стремилась приспособить налоговое бремя к каждой бюджетно-финансовой потребности. Политика финансово-бюджетной дискриминации, присущая налоговой практике, препятствовала становлению и четкой реализации принципа всеобщности налогового законодательства.

Распространенные на практике налоговые договоры и соглашения по корректировке налоговых изъятий в разрезе отдельных предприятий, отраслей и территорий в сторону уменьшения не укрепили престижа всего налогообложения для остальных плательщиков. Чем выше налоговые ставки, тем сильнее соблазн уйти от налогов.

Чем неустойчивее финансовое положение плательщика, тем сильнее его намерение укрыть налоги.

     1. Понятие и основные виды налогового контроля.

     Налоговый контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента.

Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий.

Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

     Одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы).

     Качественные и количественные параметры налогообложения напрямую зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности, стоимостной оценки имущества, размещения капитала.

Выполнение налоговых обязательств, следовательно, предопределено величиной денежной оценки основного и оборотного капитала, рабочей силы, ресурсного потенциала (земля, лесные богатства, богатства недр, водные ресурсы). В зависимости от нее исчисляются суммы амортизационных фондов, оборотных активов, заработной платы, прибыли.

Это определяет широкую область приложения контрольных действий налоговых, аудиторских и других заинтересованных служб.

Теория и практика контроля выделяет семь основных сфер, в рамках которых применяются особые нормы и правила ведения контрольных проверок: реализация товаров, работ и услуг; сфера обращения и система ценообразования; расчетно-платежная дисциплина; соблюдение воспроизводственных пропорций; использование имущества, амортизация основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и состояние оборотных средств; формирование оплаты труда и материального стимулирования; определение прибыли и внереализационных финансовых результатов.

     В рамках каждой из названных сфер применяются различные методики и нормативные документы по осуществлению контрольных действий.

Контролирует эти сферы многочисленный штат работников самых различных учреждений, начиная от внутрифирменных контрольных служб и заканчивая сферой государственного контроля (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Центробанк, Таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и другие).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением объектов налогообложения через границу РФ), а также другим законодательными актами РФ.

     Цели контроля различны. Различаются и методики проведения ревизий и проверок.

Однако что касается налогообложения, то эти учреждения используют нормативные документы по ведению налогового контроля, составленные в соответствии с положениями налоговых законов Эти законы толкуют содержание налоговых нарушений и мер ответственности за них. В дополнение к ним налоговая администрация разрабатывает методические указания по осуществлению налоговых проверок в разрезе каждого отдельного налога.

     Выполнение налоговых обязательств – важнейший поток денежных средств по горизонтали и по вертикали. Поэтому подтверждение правильности их спрогнозированного объема обеспечивает реальность бюджетных заданий по доходам на будущее.

     Одна из основных целей налогового контроля – препятствование уходу от налогов. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет. Оно развивалось вместе с налогообложением, приобретя форму устойчивой закономерности.

Практика  показывает, что облагаемые доходы от движимого имущества, дивиденды и другие доходы, распределенные компаниями между держателями акций, облигаций, других ценных бумаг, не соответствуют сумме доходов от ценных бумаг, указанных в налоговых декларациях.

Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых убежищах.

Разница между этими суммами настолько велика, что необходимы особые методы выявления объектов налогообложения.

     Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями.

Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов.

Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности. Следить за этими сроками обязан налоговый менеджер (эксперт) фирмы.

     Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры.

Однако и в этих случаях транснациональные компании могут действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д.

Все это еще раз подтверждает необходимость проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической работы в системе государственного налогового менеджмента.

     Соответственно, основная задача налогового контроля – расширение возможностей универсализации учета, отчетности и контроля, что, в свою очередь, снизит вероятность повсеместного ухода от налогов. Все это должно способствовать унификации российского налогообложения, продвижения его к международным стандартам.

     2. Формы, методы и виды налогового контроля

     Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

     Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, атакже от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.1

     Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей2.

     Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий.

Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности.

Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

     Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

     Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

     На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль.

Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.

     Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия3.

     Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.

     Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.4

     Камеральная проверка предполагает сопоставление заявленных в налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц связана в настоящее время с действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.

     Выездная налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др.

Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью.

Выездная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля

     Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором – соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.

Источник: https://www.stud24.ru/tax/formy-metody-i-vidy-nalogovogo/72925-231718-page1.html

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Виды и формы налогового контроля

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е.

как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления.

Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
    • теку­щий (оперативный);
    • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.

д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков.

Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogoviy-kontrol-ponyatie-znachenie-formi-i-vidi-nalogovogo-kontrolya

Стадии налогового контроля в налоговом процессе

Виды и формы налогового контроля

Контроль является одной из главных составляющих управленческого цикла и неотъемлемой частью деятельности по управлению экономикой. Он является обязательным элементом в управлении финансовыми средствами общества, т.к. управление финансами налагает ответственность перед государством и обществом.

Контроль – это основной источник информации, который позволяет выявить причины нарушений, возникшие в процессе реализации общественного воспроизводства.

Кроме прочего, контроль является действенным методом в развитии отношений общественного воспроизводства, согласно целям их дальнейшего развития.

Из этого следует, что контроль является ключевой составляющей управленческой деятельности и управленческого цикла.

Он позволяет создать законную модель влияния решений на объект управления, а в случае обнаружения нарушений, изучить их причины и внести необходимые корректировки модели и при необходимости определить, насколько надежна информационная система. Для большей эффективности данной функции, контроль не должен ограничиваться только выявлением отклонений от показателей, но и поддерживать равновесие всей системы.

Субъекты налогового контроля

Федеральный налоговый орган и его подразделения на местах осуществляют работу по надзору и контролируют соблюдение НК, своевременность уплаты налогов и сборов, правильность их исчисления и законностью использования льготных режимов.

ФНС относится к исполнительной ветви власти уполномоченной осуществлять регистрацию налогоплательщиков в качестве ИП или юридических лиц, фермерских хозяйств.

Ее функцией также является контроль за взысканием налогов с физических лиц и имущества, представление интересов государства в суде в делах о взысканиях налогов и штрафов, а также в делах о банкротстве.

Находится ФНС в подчинении Министерству финансов России, и реализовывает свои полномочия через региональные и территориальные подразделения, в чьи обязанности входит проведение таких мероприятий:

  • обеспечивают налоговые сборы и поступления в бюджеты РФ;
  • производит возврат излишне взысканных налогов;
  • ведут учет налогоплательщиков, контролируют правильность начисления платежей гражданами и организациями, следит за своевременным поступлением платежей в соответствующий бюджет;
  • проводят проверку налогоплательщиков;
  • контролируют своевременность подачи плательщиками деклараций, балансов и бухгалтерских отчетов, связанных с уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно подают органам Федерального казначейства и финансовым органам и сведения о суммах поступивших налогов и других бюджетных платежей.

Что такое налоговый контроль

Налоговым контролем называется ряд мероприятий направленных на реализацию налогового права, отслеживание законности, полноты и своевременности поступления налогов и сборов, профилактику и предотвращение нарушений Налогового кодекса. Налоговый контроль осуществляется в масштабах государства и реализуется по отношению ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным в РФ.

Данный вид контроля можно рассматривать с разных точек зрения:

  • Организационной – которая подразумевает избрание формы надзора и ее объектов и субъектов.
  • Методической – подразумевает выбор способа осуществления контроля.
  • Технической – методы и приемы контроля, их последовательность и пр.

Цель налогового надзора заключается в создании условий и инструментов при реализации которых количество не соблюдений налогового права или его нарушений, со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, будут сведено к минимуму. Осуществляют налоговый контроль уполномоченные государственные налоговые органы и подразделения.

Организационные формы налогового контроля

С точки зрения организации, надзор за соблюдением НК может быть:

  • Предварительным, и состоять из разъяснительной работы, учета и анализа информации об объектах налогообложения, планирование дальнейших этапов.
  • Текущим или оперативным. Данная форма контроля является частью ежедневной работы налоговых органов и заключается в проверке за определенный налоговый период отчетности, правильности исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налогов и сборов, достоверности сведений и их сравнения с другими данными учета.
  • Последующий — является следствием текущего и представляет собой осуществление налоговых проверок.

Эти три вида организационных форм контроля не являются обособленными, а скорее взаимосвязанными и вытекающими одна из другой.

Методы налогового контроля

Налоговый надзор может осуществляться с применением различных методов, а именно:

  • Наблюдение – ознакомительные мероприятия с объектом налогового надзора.
  • Проверка – подразумевает проведение надзора за правильностью исчисления налога, своевременности уплаты и отсутствия нарушений НК. В свою очередь они разделяются на камеральные и выездные. Камеральные как правило проводятся в отношении всех налогоплательщиков, выездные проводятся в отношении ИП и юридических лиц.
  • Обследования – применяется для фиксации особенностей ведения хозяйственной деятельности налогоплательщика с целью дальнейшей корректировки финансовых показателей, связанных с исчислением и уплатой налогов.
  • Анализ – данный метод используется с применением специальных аналитических приемов и включает в себя такие инструменты, как сравнение средних и условных величин, группировку и пр. За базу при анализе берутся отчеты за текущий и годовой период.
  • Ревизия – производится по месту расположения налогоплательщика и подразумевает проверку первичной документации – регистрационной, бухгалтерской, финансовой и пр.

Виды налогового контроля

Систематизируются виды налогового контроля с применением различных критериев. Так в зависимости от объема проверяемой информации проверки могут быт:

  • Комплексными – включают в себя изучение и анализ данных по всем видам налогов и сборов, которые должен вносить налогоплательщик.
  • Тематическими – как видно из определения, такие проверки могут охватывать определенный вид налога или налогового вычета.

По характеру проведения надзорных мероприятий, контроль можно разделить на плановый и внеплановый. Плановый контроль осуществляется согласно установленному графику, а внеплановый при возникновении такой необходимости.

Согласно месту проведения надзора он делится на выездной и камеральный:

  • Камеральный надзор проводится инспекторами непосредственно на рабочем месте по месту расположения налогового подразделения.
  • Выездной надзор подразумевает выезд инспекторов по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика и подразумевает использования более широкого спектра методов и приемов проверки.

Помимо вышеперечисленных видов, налоговый контроль можно разделить на обязательный и необязательный.

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами.

Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи.

Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:

  • Постановка на учет налогоплательщика.
  • Получение налоговых деклараций и отчетности.
  • Камеральная проверка.
  • Исчисление налогов и сборов.
  • Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.
  • Осуществление документальной проверки.
  • Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:

  • Постановка налогоплательщика на учет.
  • Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.
  • Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.
  • Проведение плановых и внеплановых мероприятий.
  • Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.

Методы усовершенствования налогового контроля

Любая система, в том числе и налогового контроля должна находиться в постоянном развитии, чтобы соответствовать современным экономическим и политическим вызовам.

Интенсивное развитие налогового законодательства в последние годы свидетельствует, что налоговому контролю отводится все более значимое место среди иных методов учета.

И, тем не менее, совершенствование и развитие контрольных функций ФНС должно продолжаться по таким основным направлениям:

  • Совершенствование системы учета и сбора данных о налогоплательщиках.
  • Проведение проверок совместно с федеральными органами.
  • Проведение повторных и перекрестных проверок в организациях, которые нарушали НК.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/stadii-nalogovogo-kontrolya-v-nalogovom-processe/

Формы и виды налогового контроля

Виды и формы налогового контроля

]]>]]>

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками.

Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов.

В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения – не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг – относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета. 

Источник: https://spmag.ru/articles/formy-i-vidy-nalogovogo-kontrolya

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: