Виды профессионального образования в РФ

Содержание
  1. Основные виды учебных заведений в России 7192
  2. Законодательная база
  3. Виды ссузов
  4. В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
  5. Чем они отличаются
  6. В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
  7. Есть ли исключения
  8. В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
  9. Какие бывают университеты
  10. Особенные российские вузы
  11. Ссуз как подразделение вуза
  12. В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование
  13. Куда поступать?
  14. Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку
  15. Какие существуют формы обучения
  16. Формы получения образования в организации
  17. Что такое очная форма обучения
  18. Что такое очно-заочное обучение
  19. Заочная форма обучения
  20. Формы получения образования вне организации
  21. Что такое семейное образование
  22. Что такое самообразование
  23. Выводы
  24. Уровни общего и профессионального образования в системе образования РФ
  25. Общее образование
  26. Профессиональное образование
  27. Дополнительное образование
  28. Профессиональное обучение
  29. Система образования
  30. Уровни высшего образования
  31. Бакалавриат
  32. Специалитет
  33. Магистратура

Основные виды учебных заведений в России 7192

Виды профессионального образования в РФ

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Законодательная база

Типам образовательных организация посвящена статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране существуют такие ОО:

  1. Дошкольные. Проще говоря, это детские сады. Их тоже существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не будем
  2. Общеобразовательные. Имеются в виду школы и подобные им заведения – о них тоже в этот раз не говорим.
  3. Профессиональные. Здесь обучают по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
  4. Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.
  5. Дополнительного образования. Это всевозможные курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.
  6. Дополнительного профессионального образования. Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

ОО из третьего пункта мы привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.

Также рекомендуем: Уровни образования в России

Виды ссузов

Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с 2013 года не существует. В статье 108 Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО приравнено среднему профессиональному по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные заведения следующих форм:

  • профессиональные училища;
  • профессиональные лицеи.

Они дают возможность за короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами, мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в Курске;
  • ПЛ №25 в Красноярске;
  • Сальский казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида учебных заведений:

Учиться в них нужно уже дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия ссузов выглядит так:

Колледж
Техникум
Профессиональный лицей
Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по специальности 34.02.01 Сестринское дело .
  3. Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз, выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования. Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование

В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:

  • федеральный университет;
  • национальный исследовательский университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.

Но здесь интересный ход сделан в отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.

Стоит упомянуть и специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно указывают в скобках после основного наименования ОО.

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных нами вузов.

Само понятие «федеральный университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716 . Создали их с целью модернизации образования и подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский (Приволжский);
  • Северо-Восточный имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский имени Иммануила Канта;
  • Северный (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский имени В. И. Вернадского.

Все они создавались указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ – пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей, которым должен соответствовать НИУ, приведен в Приказе Минобрнауки России от 22.09.2015 №1038 .

Категория НИУ присваивается на 10 лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Особенные российские вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет занимают особые места в структуре отечественного образования. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 10.11.2009 г. №259-ФЗ .

Главные отличие МГУ и СПбГУ от всех прочих вузов России:

  1. Для них не являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным образовательным стандартам.
  2. Они вправе проводить свои вступительные испытания.
  3. Они самостоятельно утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации государственного образца.
  4. Диссертационные советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не нуждаются в утверждении.

К тому же МГУ и СПбГУ могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое к университетскому.

При такой насыщенной структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование

Для реализации этих программ главное – иметь соответствующую лицензию. А получить ее могут как специально созданные для таких целей организации ДПО, так и ссузы или вузы.

Первые нечасто получают аккредитацию, а, значит, выдают дипломы установленного образца. У вторых больше возможностей для выдачи документов государственного образца. Соответственно, отличаются и цены.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное, дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее учебное заведение. Ответьте для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем: Зачем поступать в магистратуру

Что нужно Куда поступать
Рабочая профессия, быстро и без особых сложностей Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с углубленным изучением отдельных дисциплин Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового уровня Техникум
Квалификация по программе углубленного уровня с перспективой поступления в вуз Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт (в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с уклоном в экономические потребности своего региона Федеральный университет
Высшее образование с возможностью серьезно заниматься наукой Национальный исследовательский университет

Но даже если вы ошибетесь с выбором – ничего страшного. Всегда можно продолжить обучение в другом месте. Тем более непрерывное образование у нас в почете.

Источник: https://moluch.ru/information/osnovnye-vidy-uchebnyh-zavedenij-v-rossii/

Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку

Виды профессионального образования в РФ

Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

Какие существуют формы обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждую форму обучения подробнее.

Формы получения образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене.

Что такое очная форма обучения

На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Что такое очно-заочное обучение

На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса. 

Государственные школы неохотно переводят учеников на заочную форму обучения. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей. 

Заочная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

блок перелинковки 

О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья 

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если: 

  • подросток хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • молодой человек уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • подросток хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждого вида обучения — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.  

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid

Уровни общего и профессионального образования в системе образования РФ

Виды профессионального образования в РФ

С учетом понятия «образование», содержащегося в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», систему образования РФ можно рассматривать как:

  • совокупность элементов, которые формируют и организуют единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства.

Структура системы образования раскрывается в ч. 1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и включает в себя:

  • федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ), образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Важнейшей классификацией системы образования является законодательное выделение видов, подвидов и уровней образования. 

Согласно ч. 2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образование в РФ подразделяется на 4 вида:

Понятие каждого вида образования дано в п. 11 – 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Общее образование

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Общее образование подразделяется на 4 уровня образования:

Дошкольное образование – направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 8 лет).

Начальное общее образование – направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности:

  • овладение чтением, письмом, счетом,
  • основными навыками учебной деятельности,
  • элементами теоретического мышления,
  • простейшими навыками самоконтроля,
  • культурой поведения и речи,
  • основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основное общее образование – направлено на становление и формирование личности обучающегося:

  • формирование нравственных убеждений,
  • эстетического вкуса и здорового образа жизни,
  • высокой культуры межличностного и межэтнического общения,
  • овладение основами наук, государственным языком РФ,
  • навыками умственного и физического труда,
  • развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

Среднее общее образование – направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Уровни общего образования – являются преемственными:

  • начиная с уровня начального общего образования данное правило означает, что обучающиеся, не получившие начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования;
  • при этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 

Профессиональное образование

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

В профессиональном образовании также, как и общем образовании, выделяются 4 уровня профессионального образования:

Среднее профессиональное образование – направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку

  • квалифицированных рабочих или
  • служащих и специалистов среднего звена

по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

До вступления в силу Федерального закона об образовании № 273-ФЗ в качестве самостоятельного уровня профессионального образования выделялось начальное профессиональное образование, которое, фактически, интегрировано теперь в систему среднего профессионального образования. При этом согласно переходным положениям (статья 108 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ) начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).  

На данный момент все образовательные программы среднего профессионального образования отнесены к основным профессиональным образовательным программам, и подразделяются на два вида:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Высшее образование – имеет целью:

  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства,
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования,
  • научно-педагогической квалификации.

Дополнительное образование

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование, в отличие от других видов образования, делится на два подвида:

  • дополнительное образование детей и взрослых и
  • дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное образование детей и взрослых – направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. 

Дополнительное образование детей – обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование детей и взрослых включает в себя:

  • дополнительные общеразвивающие программы и
  • дополнительные предпрофессиональные программы.

Последние реализуются только в двух сферах:

  • в сфере искусства и
  • в сфере физической культуры и спорта, и
  • только для детей.

Дополнительные предпрофессиональные программы – направлены на выявление и отбор одаренных детей в раннем возрасте.

Данные программы в сфере искусства – создают условия для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

В сфере физической культуры и спорта дополнительные предпрофессиональные программы – направлены на создание условий для физического воспитания и физического развития детей, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Дополнительное профессиональное образование – направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. 

В рамках освоения дополнительных профессиональных программ происходит совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, либо приобретение новой квалификации.

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций:

  • определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий.

Профессиональное обучение не сопровождается получением образования того или иного уровня.

Перечень профессий, рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждается Министерством образования и науки РФ (с 15 мая 2018 года – Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)). 

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/obrazovanie-v-rf/676-urovni-obshchego-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-sisteme-obrazovaniya-rf

Уровни высшего образования

Виды профессионального образования в РФ

/ Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет

© КФУ

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© РУДН

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования
Вид образованияАспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России)ОрдинатураАссистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: